Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52699

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

С точки зрения компании, путь, который приведет жену в ее новое окружение, может повлиять на эффективность работы мужа. Так, одна международная компания, обследовав 1800 своих работников в 70 странах, сделала вывод, что двумя из наиболее важных условий, обеспечивающих удовлетворенность при отъезде за рубеж, являются работа как таковая и, что более важно, включенность жен служащих в иностранную среду. Клинические исследования показывают, что проблемы одного из партнеров даже могут провоцировать психические заболевания работающего (Kreitman, 1968),
Работа как источник напряженности вызывает различные реакции у разных людей. Одаи справляются легче, чем другие, строящие свое поведение так, что оно бросает вызов окружению. С другой стороны, некоторые люди характерологически предрасположены к стрессу и поэтому оказываются не в состоянии бороться сами со стрессогенными ситуациями, приспосабливаться к ним. Проявлению этих различий могут способствовать многие факторы- Среди них: личностные, мотивационные, наличие или отсутствие возможности решать определенные проблемы, изменение возможностей человека (особенно связанные с возрастом), осознание своих мотивов и слабых мест и т.п.
Исследования предрасположенности к стрессу в основном связаны с индивидуальными различиями между людами с разной степенью стрессоустойчивости. Здесь можно выделить два главных направления: одно концентрируется на выявлении связей между различными уровнями развития психических качеств и стрессогенными нарушениями (особенно ИБС), а другое - на предрасположенности к стрессу, сердечно-сосудистым заболеваниям и случайным заболеваниям (Jenkins, 1971a, 1971b).
196
Психометрические данные
В первую группу мы включили работы, выполненные с использованием MMPI (Bakker & Levenson, 1967; Ostfeld et alM 1964; Lebovits et al., 1967; Brozek et al., 1966; Bmhn et alM 1969; Mordskofif & Rand, 1968). Их результаты показывают, что обследованные пациенты с ИБС до начала болезни отличались от тех, кто сохранил здоровье по ряду шкал MMPI, особенно по невротической триаде: ипохондрия (Нз), депрессия (D) и истерия (Ну). Диагностированная ИБС характеризуется увеличением отклонения по этим шкалам MMPI еще больше и, кроме того, наблюдается снижение защитной реакции. Jenkins (1971a) отмечает, что у заболевших с летальным исходом отмечается склонность к большему невротизму (особенно в форме угнетенного состояния, депрессии) по MMPI, чем у тех, кто заболел и выжил при тех же заболеваниях, В трех ведущих работах с использованием 16PF-onpocHmca (Bakker, 1967; Finn et aL, 1969; Lebovits et aL, 1967) отмечается эмоциональная нестабильность (низкие данные по шкале С), особенно у пациентов, страдающих язвенной болезнью*
В двух исследованиях отмечается высокий конформизм и покорность (фактор F) и спокойствие/серьезность (фактор Q2). В целом портрет больного (по трем исследованиям на базе опросника I6PF и шести исследованиям на базе MMPI) характеризуется эмоциональной нестабильностью и интроверсией. Ограниченность подобных исследований связана с их ретроспективным характером, поскольку тревожность и нейротизм могут быть вызваны, скорее, реакцией на ИБС и другие стрессогенные заболевания, чем реакцией на предшествующий стресс, Paffenbarger et al. (1966) провели интересное исследование, объединившее психометрические данные обследования студентов университета со значительно более поздними данными о смертности. Они выявили определенное количество предвестников фатальных форм ИБСа среди которых были высокие показания по шкале тревожности/нейротизма у умерших.
Kahn et al. (1964), используя более избирательный подход к изменениям, в отличие от вышеперечисленных авторов, пришли к ряду практических выводов. Они изучали выборку менеджеров, оценивая их индивидуальные различия (экстраверсия/интроверсия, подвижность/ригидность, экстернальность/ингернальностъ, открытость/закрытость, ориентация на достижения шш безопасность и связь этих показателей с профессиональным стрессом). Оказалось, что:
1) экстерналы более адаптивны и больше ориентированы в жизни, чем интерналы;
2) "ригидные11 и "подвижные" различаются в оценке стрессогенных ситуаций: первые больше реагируют на неожиданности в работе, пришедшие сверху, и на зависимость от других людей, а вторые,
197
будучи более открытыми к внешним влияниям, лепсо оказываются перегруженными;
3) ориентированные на достижения показывают более высокую независимость и включенность в работу, чем ориентированные на безопасность.
Стереотипы поведения
В работах Friedman (1969) и Rosenman et al. (1967,1966) мы видам иной исследовательский подход, который открыл направление, изучающее зависимость между стереотипами поведения и преобладанием ИБС. Авторы выявили, что некоторые индивидуальные проявления поведения свидетельствовали о большей склонности к ИБС. Эти проявления впоследствии были определены как стереотипы поведения, характеризующие подверженность ИБС (тип А) и тип В, связанный со слабым риском заболевания ИБС,
Типу А присущ поведенческий синдром "открытости", или стиль жизни, характеризующийся "чрезмерной соревновательностью, активностью в достижении цели, агрессивностью, поспешностью, нетерпением, неугомонностью, гипертревожностью, энергичностью речи, напряженностью лицевой мускулатуры, ощущением дефиците времени и давления чувства ответственности." Люди с таким типом поведения часто так глубоко погружаются в свою работу, что другие аспекты их жизни находятся в относительном пренебрежении (Jenkins, 1971b).
В ранних исследованиях в основе отнесения людей к типу А или типу В, лежали клинические исследования врачей и психологов и ранжирование до клиническим данным. Эти исследования позволили выявить большее число заболеваний ИБС у типа А по сравнению с типом В, Многие присущие этому подходу методологические недостатки были преодолены Rosenman et aL (1964, 1966). Их перспективное (в противоположность ранним ретроспективным) исследование на национальной выборке охватило более 3400 человек без проявлений ИБС. После тщательного опроса, проведенного психиатрами, но без определения их биологических особенностей и без индивидуального обследования кардиологом испытуемых разделили на тип А и тип В.
Параллельно с этим обследованием, независимым врачом ставился диагноз на основании только кардиограммы и без ознакомления с индивидуальными особенностями поведения больного. В результате оказалось, что через 2,5 года после начала исследования, пациенты типа А в возрасте 39-49 лет и 50-59 лет имели соответственно в 6,5 и 1,9 раз больше случаев ИБС, чем хил В. Кроме того, пациенты труппы А обладали следующими факторами риска: высоким уровнем холестерина в крови, пониженной свертываемостью крови и
198
увеличением количества дневных въщелений надпочечников. После 4,5 лет наблюдений были получены те же связи особенностей поведения с появлением ИБС.
Можно сказать, что у индивидов, принадлежащих к типу А, обнаруживается существенно больше случаев острых нарушений сердечной деятельности (в том числе и клинически нераспознанных) и стенокардии, поэтому риск повторения и легального исхода сердечных нарушений связан с типом А.
Изучение характеристик типа А является центральным для многих исследований. Caplan & Jones (1975), например, сообщают об опосредующей роли личностных характеристик, В их исследовании 13 мужчин-пользователей компьютерных систем в "стрессовое" время (перед 23-дневным отключением системы) были подтверждены ранее полученные данные о пояожительной связи ролевой неопределенности с тревожностью, депрессией и общей нагрузкой и рабочей нагрузки с тревожностью и об их преобладании у типа А. В исследовании (Caplan, Cobb & French, 1975) была выявлена связь между курящими лицами, относящимися к типу А, и слабой способностью типа А изменять свое ведущее к сердечным заболеваниям поведение. Авторы сообщают, что только 1/5 тех, кто пытался бросить курить, смогли это сделать.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Цанава О.В. Использование Шкалы общей оценки функционирования для диагностической оценки и планирования психотерапии
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Коропец З.Л., Коропец А.А., Алексеева Т.А. Математика. Нестандартные методы решения неравенств и их систем
  • Полицинский Е.В. и др. Задачи и задания по физике. Методы решения задач и организация деятельности по их решению
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Трофимова Е.В., Языканова Е.В. ВСОКО. Литературное чтение. 3 класс. Внутренняя система оценки качества образования
  • Василевская Е.И., Свиридова Т.В. Методы решения задач по общей химии
  • Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления
  • Барлас Т.В. Психодиагностическое обследование: Потенциал для консультирования и психотерапии
  • Федунина Н.Ю. Многоуровневая модель оценки эффективности работы ТД
  • Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управленческие решения (методы принятия и реализации)
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Тихомиров Н.П., Дорохина Е.Ю. Эконометрика
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Габович И. Г. Алгоритмический подход к решению геометрических задач
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Кучарина Е.А. Инвестиционный анализ
  • Решение экономических задач в рамках школьной программы
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Тамара Майлс. Третий уровень: тайм-менеджмент
  • Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий)
  • Автономов Д.А. Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть II
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Кондратьев А.С., Ларченкова Л.А., Ляпцев А.В. Методы решения задач по физике
  • С.В. Уманский. Психотерапия. Безопасность как критерий эффективности.
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Георгий Почепцов. Новые методы пропагандистского воздействия: будущее уже рядом
  • Из лягушек в принцы - Р. Бендлер, Д. Гриндер
  • Митина О.В. Математические методы в психологии. Практикум
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Мирошин В.В., Рязановский А.П. ЕГЭ 2019. Математика. Решение задач
  • Георгий Почепцов. Пропаганда в ее историческом развитии
  • Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения
  • Г.Г. Почепцов. Новые информационно-коммуникативные подходы: от мягких методов допроса до распознавания лжи
  • Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения: Справочник
  • Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо.
  • Айвазян С.А. Методы эконометрики
  • Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика
  • Смирнова Е.С. Планиметрия. Виды задач и методы их решений. 9-11 классы
  • Рутан Дж. Ограниченные во времени психодинамические группы
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Готман Э.Г., Скопец 3.А. Задача одна - решения разные
  • Притча «Свои инструменты и методы»
  • Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Рябов М.А. Сборник задач и упражнений по химии. 9 класс. К учебнику
  • Нефедова М.Г. Задачи на движение. 3-4 классы. Рабочая тетрадь по математике
  • Крайнева Л.Б. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения
  • Манжиров А.В., Полянин А.Д. Справочник по интегральным уравнениям. Методы решения



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь