|
Малкина-Пых Ирина Германовна. Возрастные кризисы взрослости. Справочник практического психолога.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 38032
Автор: Малкина-Пых Ирина Германовна.
Название: Возрастные кризисы взрослости. Справочник практического психолога. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке РАБОТА С ОБРАЗОМ «Я»
Понятие образа «Я» включает в себя целый ряд аспектов, в том числе то, как человек видит себя в этом мире (как он видит отношения между своей личностью и своими трудностями), способ его отношения к своему телу (как он осознает мышечные напряжения, которые могут способствовать его проблеме). Образ «Я» является описательной составляющей Я-концепции – системы представлений человека о самом себе. В рамках единой Я-концепции выделяют различные составляющие: • Я-физическое, как схема собственного тела; • Я-социальное, соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой; • Я-экзистенциальное, как оценка себя в аспекте жизни и смерти. Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Очень многие эмоциональные расстройства связаны с нарушением образа тела. Это нарушение связано с тем, что ребенок не получил через телесный контакт с матерью ощущения своего физического «Я». Фельденкрайз (1997) в своей работе «Осознавание через движение», рассматривая вопросы, связанные с образом «Я» и движением, выделяет четыре компонента образа себя: движение, ощущение, чувствование и мышление: «Все мы говорим, двигаемся, думаем и чувствуем по-разному, каждый в соответствии с тем образом себя, который он построил за годы своей жизни. Чтобы изменить образ действия, нужно изменить образ себя, который мы несем в себе». Ниже приводится комплекс ритмо-двигательных упражнений, направленный на выявление и совершенствование образа «Я». РАЗМИНКА Упражнение 1. «Метаморфозы» «Основа упражнения – имитация движений гусеницы, куколки и, наконец, бабочки. Эти образы выбраны не случайно: жизненный цикл развития бабочки как нельзя лучше символизирует этапы формирования человеческой души. Вначале гусеница вылупляется из яйца. Сосредоточьтесь на внутреннем ритме. Вы находитесь в ограниченном пространстве. Динамика ваших движений тоже строго ограничена – вы совершаете колебательные движения, разрывая оболочку. Подчинитесь им, даже если их ритм не совпадает с музыкальным. Это ваш внутренний ритм, диктующий ваше индивидуальное состояние комфорта. Представьте себя новорожденной гусеницей – какая она? чего она хочет? почему хочет именно этого? Следующий этап – стадия гусеницы. Это активные движения, дающие возможность выплеснуть эмоции. Ваш внутренний ритм сам по себе согласуется с ритмом музыки. Подумайте о том, как выглядит ваша гусеница, как перемещается. Далее следует стадия куколки. Гусеница «забирается» в жесткий кокон, чтобы созреть для нового рождения. Полностью сосредоточьтесь на анализе того, что вы хотите выразить своей пластикой. Сдерживайте амплитуду движений, пока на некоторое время не застынете в неподвижности. А теперь вы начинаете постепенно шевелиться, все активнее пробиваясь из кокона, помогая себе конечностями, головой, всем телом. Теперь язык вашего тела снова изменился. Учитесь его понимать, чтобы в дальнейшем, когда ваша «бабочка», взмахнув руками-крыльями, станцует спонтанный танец чувств и мыслей, вы точно понимали, что именно танцуете. Вы разорвали кокон, но пока ваши лапки и крылья еще слабые и мягкие. Постепенно они крепнут, и вы можете выразить в танце свой восторг и упоение жизнью после рождения из куколки! Вы обрели себя, свое истинное «Я», вас больше не стесняют никакие рамки, ведь танцует ваша Душа, свободная и прекрасная. В этот момент происходит самое главное – тают иллюзии, уходят неприятные переживания, воспоминания и вместе с тем высвобождается колоссальное количество жизненной энергии, те самые силы, которых подчас не хватает всем нам, чтобы радоваться жизни. Отныне живите в радости и творите ее вокруг себя. Будьте здоровы!» Упражнение 2. «Ум, чувства, тело» Участник выбирает из группы троих – они будут его «умом», «чувствами» и «телом». Затем он придает каждому из них форму, выражающую типичное состояние данной части его личности, и составляет из них скульптурную группу, отражающую состояние этих частей. После того как партнеры некоторое время побыли «частями» другого, они должны поделиться с ним своими впечатлениями, рассказать, каково им быть его чувствами, телом и умом. Упражнение позволяет увидеть разницу в степени осознания составляющих частей личности. В дальнейшем это может привести к их гармонизации. Упражнение 3. «Ходьба с зажимами» «Вы идете по кругу. Продолжая идти, напрягите до предела правую руку... левую руку... всю верхнюю половину тела... левую ногу... правую ногу... обе ноги... всю нижнюю половину тела... поясницу... Представьте себе, что вы – маленькие дети... роботы... старики... Представьте себе, что масса вашего тела увеличилась в два раза... Представьте себе, что ваше тело практически невесомо... Представьте себе, что вам надо торопиться, но делать этого очень не хочется... Представьте себе, что все внутри вас бежит, а вы себя сдерживаете...» Упражнение заканчивается ходьбой в свободном темпе. Упражнение 4. «Звери, птицы, рыбы» «Вы идете по кругу. Представьте себя хищной птицей... маленьким цыпленком... кошкой (домашней или дикой, как вам больше нравится)... слоном... снова птицей... рыбой... бабочкой... Представьте себя любым зверем – таким, который вам ближе всего, на которого вы похожи; побудьте им. Как он двигается, какие звуки издает? Каково вам в обличье этого зверя? А теперь вы снова – люди. Темп движения – спокойный. Сделайте несколько глубоких вдохов». БЫСТРАЯ ЧАСТЬ Упражнение 1. «Джаз-танец» 1. Исходное положение (и. п.) – стойка ноги врозь, стопы параллельно. Наклоны головы вперед-назад. По 8 раз. Следите за осанкой. Плечи не поднимать. 2. И. п. – то же. Повороты головы направо, налево. По 8 раз. 3. И. п. – то же. Круговые движения головой. 2 раза вправо, 2 раза влево. 4. И. п. – то же, руки вниз. Поднимание и опускание плеч. Выполнять движения с максимальной амплитудой. По 8 раз. 5. И. п. – то же. Поочередное поднимание плеч в сочетании с приседанием: 4 движения то одним, то другим плечом во время сгибания ног, 4 – при разгибании. 4 раза. 6. И. п. – то же. Выведение одного плеча вперед, другого вверх. 8 раз. 7. И. п. – то же. 1 – поднять плечи вверх; 2 – «сбросить» плечи вперед (расслабленно опустить, спина слегка округлена); 3 – выпрямляясь, поднять плечи вверх; 4 – «сбросить» назад (опустить плечи вниз с небольшим круговым движением назад, слегка прогибаясь в поясничном отделе позвоночника, лопатки свести) – рис. 2.6. 8. И. п. – стойка ноги врозь, руки на голове. Движения грудной клетки вправо-влево. Голова неподвижна. 16 раз. Рис. 2.6. 9. И. п. – то же, но в полуприседе на двух ногах, руки в стороны. 16 раз. 10. И. п. – полуприсед в стойке ноги врозь, руки на бедрах. Движение грудной клетки вперед, назад с одновременным сведением и разведением локтей. 16 раз (рис. 2.7). 11. И. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. Движение таза вправо-влево, грудная клетка фиксирована. По 8 раз. 12. И. п. – стойка ноги врозь, но руки вперед. Движение таза вперед, назад. По 8 раз. Рис. 2.7. 13. И. п. – то же. «Рисовать» тазом «восьмерки». 16 раз. 14. И. п. – широкая стойка ноги врозь, руки вверх, ладонь одной на тыльной стороне кисти другой руки. Сгибая правую ногу, наклон вперед, руки опустить между ног; перенося тяжесть тела на обе ноги и сохраняя положение приседа, пружинящий наклон вперед; перенося тяжесть тела на левую ногу, пружинящий наклон вперед, принять и. п. 8 раз. 15. И. п. – упор стоя. Поочередное сгибание и разгибание ног. По 8–16 раз каждой ногой. 16. И. п. – упор стоя ноги врозь. Подъем на полупальцы правой ноги, таз вправо, то же левой. По 8–16 раз. 17. То же, но подъем на полупальцы обеих ног одновременно. 18. И. п. – стойка ноги врозь (стопы параллельно) – рис. 2.8. Такт I. 1 – поднимаясь на полупальцы левой ноги, правую вперед, скрестно перед левой, слегка согнутые руки вправо; и – немного спружинить на левой ноге; Рис. 2.8. 354 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|