|
Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 46626
Автор: Олпорт Гордон.
Название: Становление личности. Избранные труды. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 4. Здесь может быть элемент ассимиляции широко распространенных убеждений о растратах и коррупции высоких чиновников в Китае. Но этот фактор если и присутствует, он второстепенен, так как жертвами враждебности, очевидно, являются скорее американские, чем китайские чиновники.
5. Правдоподобие истории придает конкретность; упоминаются точные суммы — 500 долларов и 7000 долларов. Часть процесса рационализации заключается в насыщении обсуждаемого сюжета псевдоправдивыми деталями. 6. Хотя местом действия этой истории не всегда называется Балтимор, мы знаем, что ярлык, сначала приклеенный к событию, имеет тенденцию оставаться неизменным, особенно если он служит введением. Первые стимулы в ряду имеют тенденцию лучше сохраняться в памяти. 7. Если бы история рассказывалась без указания имени мадам Чан, основная ее функция не изменилась бы. Но введение хорошо известного человека — это общее средство персонализации слухов, приспособления их к обычным общепринятым темам, представляющим интерес в данное время. 148 Статьи разных лет Руководство к проведению анализа слухов Предлагаем читателю провести свой собственный анализ других случаев, взяв их из заключительного раздела «Дополнительные случаи для анализа» или из собственного повседневного набора слухов. Предпринимая собственный анализ, читатель может использовать следующие полезные вопросы. Каждый основан на установленных принципах слухов, но нет нужды говорить, что не все вопросы применимы ко всем видам слухов. 1. Предлагается ли рассказ для принятия на веру в актуальном новостном контексте? 2. Достает ли рассказчику и слушателю доказательств правдивости? 3. Присутствуют ли и неоднозначность, и важность? Какой фактор проявляется сильнее? 4. Каким образом история отражает усилия по поиску смысла? 5. Предлагает ли слух экономное и упрощенное объяснение запутанных обстоятельств и эмоциональной ситуации? 6. Объясняет ли он какое-то внутреннее напряжение? 7. Является ли напряжение главным образом эмоциональным или неэмоциональным? 8. Чем порождено напряжение — тревогой, враждебностью, желанием, виной, любопытством или каким-то другим состоянием психики? 9. Оправдывает ли история существование у рассказчика эмоции, в ином случае неприемлемой? 10. Что делает историю важной для рассказчика? 11. В каком смысле пересказ слуха приносит облегчение? 12. Какие присутствуют элементы рационализации? 13. Содержит ли слух возможность проекции? 14. Похож ли он на грезы наяву? 15. Может ли слух выполнять функцию уклонения от чувства вины? 16. Отражает ли он смещенную агрессию? 17. Есть ли вероятность того, что, рассказывая историю, рассказчик приобретает престиж? 18. Может ли слух рассказываться для того, чтобы доставить удовольствие другу или оказать любезность? 19. Может ли он служить для фатической коммуникации? (Иными словами, служит ли он для избегания неловкого молчания, давая кому-то возможность что-то сказать?) 20. Можно ли обнаружить ядро правды, из которого, возможно, слух вырос? 21. Является ли он слухом «для домашнего употребления»? 22. Была ли возможность ошибки при первоначальном восприятии? 23. Каков мог быть ход творческих вкраплений? 24. Есть ли вероятность, что слух содержит уточнения? Какого типа? 25. Быть может, он претерпел искажение имен, дат, количества или времени? Анализ слухов 149 26. Есть ли конкретные названия чего-либо, например, местности? 27. Возможно ли, что произошла полная перемена темы? 28. Есть ли свидетельства конвенционализации? Морализации? 29. Какие культурные ассимиляции он отражает? 30. Используется ли в нем легендарное действующее лицо? 31. Может ли он быть противоположным истине? 32. Остроумен ли он? 33. Способствуют ли циркуляции слуха условия, в которых он распространяется? 34. Что в процессе передачи слуха могло сгладиться? 35. Есть ли в его изложении странности или настойчиво повторяющиеся формулировки? 36. Было ли заострение с помощью умножения? 37. Играли ли роль в заострении движение, размер или знакомые символы? 38. Была ли конкретизация или персонализация? 39. Какие завершающие тенденции можно отметить? 40. Имеет ли слух связь с текущими событиями? 41. Оживляет ли он прошлые события? 42. Отражает ли он относительно более интеллектуальные или более эмоциональные, ассимилятивные тенденции? 43. Все ли детали поддерживают главную тему? 44. Могла ли произойти конденсация тем? 45. Есть ли признаки дальнейшего успешного развития слуха? 46. Каким образом происходит приспособление к ожиданиям? 47. Адаптирована ли история к лингвистическим навыкам слушателей? 48. Было ли приспособление к профессиональным, классовым, расовым или другим формам личных интересов? 49. Есть ли ассимиляция к предрассудкам? 50. Возможно ли, что какая-то часть слуха базировалась на неверном понимании слов? 51. Каково экспрессивное (метафорическое) значение слуха? 52. Представляет ли он сплав страстей или антипатий? 53. Включен ли он в цепочку слухов? Какова его аудитория? Почему? 54. Люди легко верят в эту конкретную историю, потому что их сознание «не фиксировано» или «чересчур фиксировано»? 55. Этот слух следует классифицировать как страшный, враждебный или желательный? 56. Может ли он быть частью организованной кампании слухов? 57. Существует ли его связь с новостями, и какова она? С прессой? 58. История передается как слух или как факт? Приписывается ли она авторитетному источнику? С каким эффектом? 59. Может ли слух являться стадией в распространении слухов о кризисе (бунте)? 60. Каким мог бы быть лучший способ опровергнуть его? 150 Статьи разных лет Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|