|
Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 58371
Автор: Регуш Л. А.
Название: Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Здравствуй, Людмила. Шлю пламенный привет. Я о тебе сильно беспокоюсь. Лариска сказала, что тебе будет операция. Напиши, хорошие там доктора или нет, заметишь, что придерживают лекарства какие подороже — ты с них требуй, не стесняйся. Если нуждаешься, отбей телеграмму, вышлю из получки 200 рублей, это запросто.
Лариса говорила, что ты переживаешь, что я не евши ухожу на работу и некому рубашки постирать. Про это мозги себе не засоряй, пока у. тебя температура, и сердце береги. Чтоб тебе поменьше хлопот, я пока перешел к Нюрке Тихоновой, продавщице. У нее комната 18 метров, а мать померла. Ты не сомневайся, перееду обратно, если выздоровеешь, все будет в ажуре. Белье из прачечной я принес. Один пододеяльник, гады, изорвали. Пока я взял к Нюрке подушку — 1, наволочки — 3 и одеяло стеганое. Насчет телевизора, если тебе Лариска наболтала, так я его перевез временно. А тогда, если вернешься, можно его загнать, возьмем в рассрочку цветной, было бы здоровье. Так что выздоравливай спокойно, лежи, не торопись, слушайся докторов. С приветом, любящий тебя Геннадий. Проявления ревности Позднышев любит свою жену, стремится к близости с ней, но в то же время страдает от того, что она сохранила некоторый свой мир, в котором его нет, и он ревнует к нему, остро переживая это чувство. «И вдруг меня охватила страшная злоба к ней, какой я еще никогда не испытывал. Мне в первый раз захотелось физически выразить эту злобу. Я вскочил и двинулся к ней. Дав ход своему бешенству, я упивался им, и мне хотелось еще что-нибудь сделать необыкновенное, показывающее высокую степень этого моего бешенства. Мне страшно хотелось бить, убить ее, но я знал, что этого нельзя, и пото- 237 му, чтобы все-таки дать ход своему бешенству, схватил со стола пресс-папье, еще раз прокричав: "Уходи!" — швырнул его оземь мимо нее. Я очень хорошо целил мимо». Толстой Л. Н. Крейцерова соната / Семейное счастье: Повести и рассказы. СПб., 1996. С. 467-468. Любовь и стремление к автономии Я прошла жестокую школу и прошла ее на собственной шкуре (может быть, на мне учились, не знаю). Двадцати лет великолепная и победоносная, я во всеуслышание заявила: «Раз я люблю душу человека, я люблю и губы. Но если бы эти губы у него срезали, я его бы все-таки любила». И десять лет подряд непреложно: «Это романтизм. Это ничего общего с любовью не имеет. Можно любить мысль человека — и не выносить формы его ногтей, отзываться на его прикосновение — и не отзываться на его сокровеннейшие чувства. Это разные области. Душа любит душу, губы любят губы, если вы будете смешивать это, упаси Боже, стараться совмещать, Вы будете несчастной». В большинстве людей ничего не спевается, сплошная разноголосица чувств, дел, помыслов: их руки не похожи на их дела. Кроме того, самые лучшие, самые тонкие, самые нежные так теряют в близкой любви, так упрощаются, так грубеют, так уподобляются один другому и другой третьему, что руки опускаются. Не узнаешь: Вы ли? Вплотную в любви в пять секунд узнаешь человека, он явен — и слишком явен! Здесь я предпочитаю ложь. Я не хочу, чтобы душа, которой я любовалась, которую я читала, вдруг исчезла в птичьем щебетанье младенца, в кошачьей зевоте тигра, я не хочу такого самозабвения, вместе с собой забывающего и меня. Была моложе — ранило, стала старше — ограничивалась высокомерным, снисходительным любопытством. М. Цветаева. Цит. по: Белкина М. Скрещение судеб. Из письма к А. Бахраху. М., 1988. С. 98. 238 Данные исследований Причины вступления в брак На вопрос «Зачем человеку семья?», заданный социологами через газету «Семья», ответили 4 тысячи человек, не состоящих в браке. Результаты подтвердили важность психологической совместимости и установления брачных отношений, которая, в свою очередь, зависит от их брачных установок. Так, у мужчин 30-36 лет на первом месте стоит поиск близкого по духу человека. У женщин этого возраста на первом месте находится желание иметь опору в жизни, на втором и третьем месте — поиск близкого человека и желание быть любимой. Мужчины и женщины старше 36 лет на первое место ставят поиск близкого по духу человека, на второе — мечту — быть любимой(ым), на третье потребность любить. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб., 2000. С. 167-168. Чувство собственного достоинства При изучении чувства собственного достоинства у людей в возрасте 20—38 лет было установлено, что чувство собственного достоинства отвечает: • за осознание и переживание собственной безусловной ценности; • за представление о способах реализации этой ценности при взаимодействии с другими людьми и специфическом «достойном» поведении; • за эмоциональную оценку особенностей ситуации взаимодействия собственного предполагаемого поведения, а также поступков другого человека с позиции критериев «достоинства». 239 Соответствие самому себе и есть главный принцип достойного поведения и проявления чувства собственного достоинства... Угрожающей личному достоинству будет любая ситуация требования подчиниться внешнему авторитету вопреки своей внутренней позиции или принципам. Открытое заявление о своей позиции и готовность пострадать за это, но не изменить ей воспринимается как проявление чувства собственного достоинства. Чувство собственного достоинства оберегает в первую очередь другого от «моих» посягательств на его свободу, независимость, внутренний мир, как активных, так и пассивных в виде невмешательства или отсутствия помощи там, где она необходима. Зайцева Ю. Е., Коростылева Л. А. Чувство собственного достоинства как психологический феномен // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А. Ко-ростылевой. Вып. 6. СПб., 2002. С. 65-84. 9.1.2. Проблемы, связанные с развитием познавательной деятельности Новообразованиями этого периода являются: • высокая восприимчивость к приобретению социального опыта; • пик в развитии познавательных функций (обучаемости). Проблемы в познавательной деятельности порождаются противоречиями между: • необходимым и наличным уровнем знаний; • потребностью в высокой оплате труда и отсутствием последней; • необходимостью в непрерывном образовании и несфор-мированностью установки на непрерывное образование; • необходимостью обучаться и потерей обучаемости при низкой познавательной активности. 240 Данные исследований Гибкость познавательных процессов В исследовании Г. С. Сухобской и Ю. Н. Кулюткина (1971, с. 27-29, 92) изучались особенности гибкости сенсомоторных программ деятельности и мыслительной гибкости. Гибкость сенсомоторных программ деятельности оценивалась по таким показателям, как: переход с одной программы деятельности на другую, изменение способов действия по ходу решения, отказ от стереотипов деятельности и др. Результаты представлены в таблице 12. Таблица 12 Распределение испытуемых по гибкости сенсомоторных программ в зависимости от возраста (в %) (Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С, 1971) Возраст Проявления гибкости Проявления инертности 22-23 года 28-29 лет 50 15 50 85 Оказалось, что чем старше человек, тем более инертными и стереотипными становятся те связи, которые образуются между исходными сигналами и ответными действиями. При изучении мыслительной гибкости исследователями было установлено: 1) нет статистически значимой зависимости между гибкостью мышления и возрастом; 2) хорошо выражена связь мыслительной гибкости с уровнем образования. Среди людей, имеющих незаконченное среднее образование, 18% составили те, кто имел высокую мыслительную гибкость. Имеющие законченное высшее образование демонстрировали высокую мыслительную гибкость значительно чаще — в 85% случаев. На основании результатов исследования Ю. Н. Кулюткин и Г. С. Сухобская пришли к выводу о том, что образование 241 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|