Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 60319

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Нужно сказать, что мать бросила меня, когда мне было четырнадцать лет. Гнев по отношению к бросившей меня женщине оставил у меня эмоциональный шрам. У меня никогда не было возможности излить этот гнев на мою мать, поэтому он сидит внутри и ждет. Это мое слабое место. Я это знаю, но в тот момент я не воспользовался этой информацией. Кроме того, после двадцати лет супружеской жизни я знаю, что Мэри Энн верная жена. У меня нет никакой причины ревновать. Вся эта информация была у меня в голове, но я не мог добраться до нее в течение рефрактерного периода, потому что мог рассуждать только о вещах, которые поддерживали эту эмоцию.
К счастью, я произвел всю эту переоценку минуты через две после описанного разговора. Я перезвонил ей и по-прежнему ничего не сказал о моем состоянии, но на этот раз мы чудесно поболтали. Несколько дней спустя я спросил ее об этом эпизоде, и она сказала: „Я поняла, что ты злишься, но не хотела ничего об этом говорить".
Теперь я уверен, что в аналогичной ситуации больше не дам воли гневу, поскольку многому научился. Я не мог сократить рефрактерный период, но сумел удержать себя от поступков и слов, о которых мог впоследствии
пожалеть. Кроме того, я детально проанализировал ситуацию и чувствую, что теперь я подготовлен и подобные обстоятельства не вызовут у меня гнева. Мне не придется повторять сделанные ошибки.
Вряд ли стоит надеяться, что мы всегда сможем предвидеть появление эмоций, но частью подготовки к ним, частью процесса развития эмоциональных навыков и эмоционального интеллекта должно стать обучение на эмоциональных эпизодах».
Этот рассказ произвел особенно благоприятное впечатление на Его Святейшество. Он воспринял подход Пола как своего рода размышление на тему о деструктивной природе гнева, в чем-то напоминающее буддийскую аналитическую практику, используемую для преодоления подобных эмоций, когда человек логически анализирует цену действий, совершенных под их влиянием. Но Пол не был буддистом; научный подход Далай-Ламы оказался близок его собственной убежденности в том, что в основе ведущих религий мира лежит цель укрепления позитивных качеств человеческой природы.
В буддизме, разумеется, существуют уникальные специализированные методики борьбы с деструктивными эмоциями*. Но Далай-Лама почувствовал, что способность обучать свой разум лучше понимать деструктивные стороны эмоций — и благодаря этому контролировать их — есть нечто такое, что по силам каждому человеческому существу, о чем свидетельствовал пример Пола.
Гнев: устранение того, что нам мешает
Пол хотел продолжить свое исследование гнева, «потому что это такая опасная эмоция, под влиянием которой мы больше всего склонны причинять вред другим.
* Далай-Лама упомянул два примера: созерцание шунья, или пустота, и анализ взаимозависимости всех вещей.
Во-первых, я уверен, что насилие не является обязательной составляющей гнева. Я полагаю — хотя у меня нет подтверждений, — что изначально реакция гнева включает стремление удалить препятствие. А для этого необязательно применять насилие».
Далай-Лама спросил: «Вы хотите сказать, что с точки зрения эволюционной установки насилие или причинение вреда другим не является подлинной причиной или целью гнева, скорее причина гнева — это стремление остановить то, что нам мешает?»
«Такова моя точка зрения, — ответил Пол. — Этому нет доказательств, и с этим согласятся далеко не все богословы и ученые Запада. Я составил список типичных ситуаций, предшествующих гневу: физическое вмешательство, срыв планов, чье-то стремление причинить нам вред, гнев другого человека. Одна из самых больших опасностей гнева в том, что гнев вызывает ответный гнев. Чтобы не ответить гневом на гнев, нужно приложить огромные усилия».
При этих словах Далай-Лама энергично кивнул в знак согласия.
Пол продолжил: «Кроме того, гнев может порождаться досадой на оскорбление со стороны другого человека. Все эти случаи объединяет вмешательство со стороны».
Далай-Лама высказал свое мнение: «В буддизме считается, что терпимость и гнев — это противоположные эмоции. Терпимость, или смиренное отношение к вреду, причиненному другими, — это действие, противоположное насилию.
Я пытаюсь определить, совпадает ли это понимание с вашим мнением о том, что целью гнева — с эволюционной точки зрения — не является насилие».
Пол ответил: «Я бы пошел еще дальше и сказал, что очень часто самый успешный способ устранения препятствий — это поставить себя на место другого человека и
принять его точку зрения. Вместо того чтобы реагировать вербально или физически, можно проявить добрую волю и попытаться понять, почему вам кажется, что этот человек создает препятствие. В работах Его Святейшества проводится различие между действием и действующим лицом, что, на мой взгляд, вполне соотносится с западной точкой зрения».
Виды насилия
Пол продолжил: «Я хочу еще раз подчеркнуть, что словом „гнев" обозначается целая гамма чувств. Эти чувства различаются по своей силе. Другими членами группы гнева являются негодование, самоуверенный гнев, хандра, угрюмость, пассивный гнев и месть. Немного раньше я уже говорил об особых случаях возмущения и ненависти, которые тоже входят в эту группу.
Я лишь совсем недавно начал знакомиться с научными работами, посвященными исследованию гнева. Раньше мне не приходилось сталкиваться с этой областью, и поэтому моя характеристика данной темы будет краткой и, скорее всего, неполной. Возможно, главное в этой ситуации — ответить на самый важный вопрос: есть ли у каждого из нас критическая точка? Можно ли каждого из нас довести до точки применения насилия? Лично я не знаю ответа. Могу только высказать мое собственное мнение: нет. Одних людей можно, других нельзя. Но точно мы не знаем, и нам очень важно это выяснить».
Особенно важный аспект данной темы, по мнению Пола, представляли акты жестокости. «К сожалению, жестокие действия при наличии достаточно веской мотивации не считаются отклонением от нормы. Самым трудным оказывается только первый акт жестокости, будь то супружеская неверность или простая ложь. Но после того как человек переступит барьер один раз, в
дальнейшем ему будет все легче и легче это делать. Следовательно, ключ к предотвращению жестокости в том, чтобы предотвратить этот- самый первый акт».
Зная, что народ Тибета претерпел великие страдания от жестокости своих угнетателей, Пол надеялся с помощью Далай-Ламы исследовать эту тему как можно глубже. Он чувствовал, что противоядие от жестокости можно найти в ее противоположности — сострадании. Если бы тех, кто творит жестокость, можно было заставить понять, что они причиняют зло себе подобным, если бы они могли почувствовать то, что чувствуют их жертвы, им было бы трудно повторить свои действия. Но, как правило, личность жертвы лишается индивидуальности задолго до начала акта жестокости, и поэтому преступники оказываются слепы к человеческим качествам своих жертв.
Пол продолжил: «В числе прочих вещей знакомство со статистикой применения стрелкового оружия показывает, что почти половина американских солдат не использует его во время боевых действий. Этот факт из истории войны в Корее сильно обеспокоил воинское начальство. Как мне кажется, он свидетельствует о том, что даже в таких ситуациях, когда вас специально готовили ненавидеть врага и ваша жизнь подвергается смертельной опасности, не каждый человек может убивать. Некоторые люди просто не способны на это, а мы знаем слишком мало о качествах тех, кто способен, и тех, кто не способен на это».
«Может быть, поэтому, — сказал Далай-Лама, — солдат подвергают такой интенсивной идеологической обработке».
«Но она не всегда оказывается эффективной, — сказал Пол. — Все же может быть, что не каждый человек способен убить другого человека. По крайней мере, мне хочется на это надеяться».
«А к



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Пол Экман. Распознавание мимики детьми
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Эмоция; emotion
  • Дж. Хессон. Позитивное мышление и развитие эмоционального интеллекта
  • Пол Экман, Уоллес Фризен. Исследование выражения эмоций на лице. - Пол Экман
  • Разрядка; discharge
  • Визуальные образы усиливают эмоции при афантазии
  • Редактор. Дети и эмоции.
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Пол Экман. Поведение под влиянием эмоций - Пол Экман
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 6 этапов обучения эмоциональной грамотности
  • Эмоция; Emotion; Emotion
  • Бенджамин Роу. Необходимые навыки магии
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Аффект; affect
  • Каким женщинам больше доверяют мужчины
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Е.И. Головаха, Н.В. Панина. Психология эмоций. Управление эмоциями. - Из цикла "Психология успеха"
  • Мимика как индикатор эмоций
  • Притча «Вопрос ламе»
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Как спорт помогает снять стресс
  • Ильин Е.П. Эмоции и чувства
  • Уманец Дарья Сергеевна. Информационное занятие с элементами практикума «Эмоциональная компетентность»
  • Притча «Один из пяти»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Иган Дж. Слушание и понимание вербальных сообщений: практические рекомендации
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Невербальная коммуникация и язык жестов
  • Цобехия Анна Юрьевна. Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
  • Прист С. Теории сознания.
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Соматизация
  • К чему снится целоваться?
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Анна Березовская. Эмоции — путь к завоеванию мужчины
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Яна Франк. Что такое мотивация и где ее берут?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • К чему снится ссора?
  • К чему снятся трупы?
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Гадание по дате рождения
  • Сторителлинг как эволюционное преимущество или Почему мы рассказываем истории?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь