Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 25047

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Так, изучая влияние на успеваемость в школе и в ВУЗе, фактора включения среднего балла аттестата зрелости в проходной балл при поступ-лении в институт, можно разработать большую серию вопросов по успевае-мости в школе, ориентации на высшее образование, успеваемости в инсти-туте относительно различных групп опрашиваемых. Чтобы ответить на про-граммный вопрос, потребовалось бы задать большую серию анкетных во-просов. Но можно обойтись и небольшим количеством вопросов, которые дают функциональные или линейные зависимости между успеваемостью в школе и успеваемостью в ВУЗе, системой оценивая и формой подготовки и др. Введение некоторых добавочных, чаще всего контрольных вопросов, позволяет достаточно четко выявить, что оценочная успеваемость в школе не оказывает существенного влияния на успеваемость в ВУЗе. Скажем, школьные медалисты и отличники не всегда в институте учатся лучше дру-гих, даже бывших троечников. Выше успеваемость в ВУЗе бывает у тех, кто в школе учился на "хорошо" и "отлично". Введение третьего фактора, а именно - формы подготовки в школе к занятиям, позволяет сделать вывод, что на успеваемость в институте большее влияние оказывают систематич-ность занятий по меньшей мере в последние два года обучения в школе. Та-ким образом, используя небольшое количество вопросов, можно решить по-ставленную задачу.
Объем анкеты, как мы видим, зависит от ряда факторов, но необхо-димо также учитывать, какие факторы в зависимости от конкретной иссле-довательской задачи оказываются главными для определения объема анке-ты. Если социолог не обладает достаточным исследовательским опытом, на первых порах ему не следует увлекаться большими анкетами (обычно про-исходит обратное), а строить небольшую по количеству вопросов анкету, и по мере накопления опыта переходя к более сложным. Впрочем, именно с опытом приходит понимание целесообразности работы с небольшими анке-тами и несложными для респондента вопросами.
"Скажите, пожалуйста, а это займет не очень много времени?" - спрашивают респонденты. Каждый из нас бережет свое время, в том числе и обеденное, когда чаще всего и проводится опрос. И если мы просим респон-дента помочь нам, то должны сделать все возможное, чтобы эта работа не была тягостной.

Структура анкеты
Уметь войти в беседу. Как уже говорилось, собранные вместе слу-чайным образом вопросы еще не представляют собой анкеты в научном смысле. Только расположенные в определенном порядке они могут решить те задачи, которые поставлены.
Обычно говоря о структуре анкеты, о порядке расположения вопро-сов, исходят из принципа психологического восприятия респондентом анкеты. Безусловно, в этом есть большой смысл, и является одним из важнейших условий построения методики.
От того, насколько анкета будет привлекательна для респондентов, зависит активность их работы над ней. Поэтому анкета должна строиться так, чтобы поддерживать внимание респондента, заинтересовать его заочной беседой, вызвать приятное впечатление, желание работать над ней.
Одним из основных правил, которое следует строго соблюдать, явля-ется расположение в начале анкеты первыми вопросами наиболее простых и нейтральных. Кроме прямой познавательной задачи они обеспечивают "завязку" беседы, формируют психологическую установку на сотрудничество. Они должны заинтересовать собеседника, ввести его в курс обсуждаемых проблем.
Первые вопросы обычно называют контактными. Насколько важно наладить контакт с респондентом видно, если проследить характер построе-ния обыденного разговора. Прежде чем подойти к основной теме разговора, несколько минут почти всегда уделяется каким-то общим, нейтральным те-мам, которые интересны собеседнику. Это процесс взаимного узнавания, расположения, настроя на беседу. В зависимости от того, как пройдет пер-вый подготовительный этап, во многом зависит и основная часть разговора.
На практике и в теории управления этот принцип хорошо известен и постоянно используется. Он применяется и тогда, когда готовится публици-стический газетный или журнальный материал. Первые слова, первый абзац, как правило, посвящен описанию интересного факта, явления, разговор начинается с рассказа о захватывающем событии. Задача здесь та же: заинтересовать читателя, чтобы он прочитал весь предложенный материал. И если это не учитывается, то нередко хорошая идея проходит мимо читателя. Плохо оформленная, неправильно поданная, она не привлекает внимание читателя. В то же время огромное количество материалов, которые, может быть и не стоят того, оказываются в центре внимания благодаря удачной подаче.
В социологических анкетах эти правила довольно часто игнорируют-ся, исследование из-за этого сильно проигрывает. Нередко анкеты начина-ются с трудных, сложных программных вопросов. Можно подумать, что иной социолог специально поставил задачу отпугнуть опрашиваемых. Дей-ствительно, захочется ли отвечать на анкету, которая сразу начинается с во-просов о том, имеет ли респондент конфликт со своим непосредственным руководителем и как он оценивает его личные качества.
Так, в одной анкете, посвященной проблемам разводов, первый во-прос звучал так: "Как Вы считаете, почему, по каким причинам распалась Ваша семья?". Развод всегда связан с психологической травмой и открыть анкету с неприятного воспоминания - явно не лучшее начало. Таких приме-ров можно привести немало.
Вот каким вопросом начиналась анкета, изучавшая проблемы сво-бодного времени:
Фрагмент анкеты
ОТВЕТЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СНАЧАЛА НА НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ, КАСАЮЩИХСЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВАШЕГО БЮДЖЕТА ВРЕМЕНИ В ЦЕЛОМ?
Жизнь каждого человека наполнена разнообразными видами деятельности. Их осуществление требует определенных затрат времени. Бывает, на что-то вре-мени не хватает или человек не знает, чем заняться. Что бы Вы смогли сказать о себе: ощущаете ли Вы в повседневной жизнедеятельности нехватку времени на виды деятельности, осуществляемые после работы, или, наоборот, у Вас бывает время, которое Вы не знаете, чем занять?

Как видим, перед респондентом уже с первого вопроса ставится зада-ча проанализировать весь свой бюджет времени (правда, неясно, какой пе-риод имеется в виду - сутки, неделя, месяц, год) и ответить, как он его ис-пользует. Данный вопрос требует и большой памяти, и умения анализиро-вать, синтезировать и т.д., кроме того он длинен, многословен, сложен для понимания и ответа.
Целесообразно (хотя некоторые авторы придерживаются и в теории, и на практике противоположной точки зрения) начинать анкету с так назы-ваемой паспортички, т.е. с определения личностных данных респондента: пола, возраста, образования, профессии и пр., если это, конечно, не требует-ся специальными задачами исследования. Мы считаем это нецелесообраз-ным, поскольку вызывает некоторую настороженность, может быть и не полностью осознаваемую, но нередко оказывающую отрицательное влияние на чистоту ответов. Ведь и в обычной беседе с мало знакомым человеком разговор не начинается с выяснения паспортных данных: это не принято, считается не корректным.
Мы уже говорили о характере контактных вопросов и правилах их построения, поэтому здесь только напомним, что они совершенно незаме-нимы в структуре анкеты и, являясь вспомогательными, тем не менее игра-ют существенную роль в получении достоверной информации и активизации работы респондентов. Как правило, таких вопросов немного - два-три. Их используют как вступление в разговор: легкие, интересные, может быть, задушевные, главное - не навязчивые, но по смыслу легко переходящие к основным вопросам.
Первая часть анкеты, или вступление, содержит еще одну немало-важную часть, а именно вопросы, которые вводят в основную тематику ис-следования.
Дело в том, что в инструкции к анкете исследователь обязательно раскрывает основные задачи и цели исследования в самом общем виде. От-вечая на вопросы, респондент должен знать, какие задачи он помогает ре-шать, работая с анкетой. Социолог, естественно, не имеет права его обманы-вать, даже неосознанно вводить его в заблуждение. Поэтому если в инструкции сказано, что исследование касается проблем семьи и брака, а первые вопросы направлены на получение информации о космических открытиях или спортивной жизни (хотя программой исследования они и могут быть связаны), то респондент в лучшем случае подумает, что мы ошиблись в определении темы, если не посчитает, что его водят за нос.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Классическая (аналитическая) теория; classical (analytical) theory
  • Тест "Боги и Богини"
  • Симанов Л. Понятие состояние как философская категория.
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Личностные черты и покупательское поведение. Что ваши покупки говорят о вашей личности?
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Лаво Константин. Каналы восприятия информации в практике чтения раскладов
  • Бабушкин В. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Рамиль Гарифуллин. Как распознать наркомана или алкоголика? Как определить наркозависимую личность
  • Наталья Грачева. Тема: «Удивительные свойства воды».
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Цуканова Е. А. - Качественные методы познания в гуманитарных науках: исследование единичного случая
  • Сплетни полезны для коллектива?
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Как говорить с телом: алгоритм вопросов для работы с психосоматикой
  • Поповичев С.В. Легко солгать тяжело
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Энергия; Energy; Energie
  • Георгий Почепцов. Информационные кампании: от продажи зубной пасты до революции
  • Алекс Мома. Современные определения гностицизма
  • Редактор. Сценарий дня рождения на природе
  • К чему снится свадьба?
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Редактор. Мифы о близнецах
  • Притча «Корысть»
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Что есть психоанализ наука или герменевтика
  • Психология убеждения. Ложные доводы
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Притча «Разнообразие»
  • Егор Горд. Три шага к обретению уверенности в себе
  • Притча «О вопросах»
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Старовойтов В.В. Современный психоанализ - смена парадигмы мышления
  • Последствия отворота
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь