Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 25943

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Таким образом, в персоналистической психологии судьбы М.Страс-Романовская устанавливает следующие особенности личности как субъекта жизни: превосходство смысловой регуляции над остальными системами психической детерминации активности, телеологичность регуляции индивидуального жизненного пути, обладание смыслом жизни и высокий уровень осмысленности жизни, сознательность и активность реализации смысла жизни.
Польский психолог-теоретик К.Попельский является последователем В.Франкла, который сумел существенно обогатить и расширить исходные постулаты логотеории применительно к бытию личности как субъекта жизни [278-280]. Он зацепился за высказанную В.Франклом идею «димензиональной онтологии», которая гласит, что бытие человека протекает одновременно в нескольких неперекрывающихся измерениях, каждому из которых присущи свои регулятивные принципы и законы. Соответственно, К.Попельский идентифицирует свою теорию как учение о «многомерности бытия и многовекторности становления человека». В краткой редакции он называет свое учение ноотеорией, поскольку оно сфокусировано на ноэтическом измерении человеческой экзистенции. Ноотеория покоится на серьезных антропо-психологи-ческих постулатах и допущениях о природе человека и его месте в мире. Основным из них является положение о том, что «экологическая ниша» человека - это мир ценностей и смыслов, в то
226
время как природный мир человеческий род населяет и обживает совместно с другими биологическими видами [280]. Человеку атрибутируются такие родоспецифические характеристики, как открытость миру ценностей и смыслов, активность в строительстве и умножении своего жизненного мира, отсутствие изначальной предзаданности бытия и смысла [279, s. 16-17].
Отправляясь от этих характеристик, К.Попельский вводит представление о ноэтическом измерении в структуре личности, которое концентрирует в себе усвоенные и произведенные человеком ценности и смыслы. Ноэтическое измерение надстраивается над психофизиологическим и психосоциальным уровнем человеческого бытия и конституирует собственно «субъектно-личностный способ осуществления жизни». Объективное отличие этого способа бытия заключается в том, что уже не биологические и социальные обстоятельства господствуют над человеком, а он как свободный субъект властвует над ними, модифицирует их в соответствии с требованиями смысла. Основным принципом функционирования личности в ноэтическом измерении бытия является следующий девиз: «ради чего и в направлении чего осуществляется активность». С точки зрения Попельского, элементарной структурно-функциональной единицей ноэтического измерения в структуре личности является смысл. Смысловая регуляция активности открывает перед человеком некоторые преимущества: она профилирует направление и внутреннее содержание его экзистенции, позволяет воспроизводить жизнь как неделимую целостность, допускает не приспособительный, а преобразующий образ жизни, делает возможным прикосновение к ценностям и смыслам предыдущих поколений. Потребность в смысловой регуляции исследователь ведет от специфики филогенетической эволюции вида. Появление смысловой регуляции элиминировало те онтологические проблемы, которые испытывал человек в связи со своей неприспособленностью к природной среде и отсутствием четкой биологической специализации. Для ориентации в мире человек создал культуру как мир символизации смысла и сформировал ноэтическое измерение как мир смыслов в себе [279, s. 18—20].
Особый раздел в учении К.Попельского составляет психология индивидуального субъекта. В этом разделе анализируются параметры субъектно-личностного бытия человека и выявляются причины, патологизирующие этот уровень существования [280]. Достойным ответом на эти причины является ноотерапия - психологическая практика борьбы с экзистенциальными заболева-
227
ниями и профилактики ноогенных нарушений личностного бытия. К.Попельский предпочитает рассматривать особенности уклада и функционирования ноэтического измерения в сравнительном ключе - в сопоставлении с психофизическим и психосоциальным уровнем в структуре личности. Общий принцип соотношения этих уровней в структуре личности таков, что вышележащий уровень снимает и сублимирует нижележащие. При подъеме от психофизиологического к ноэтическому уровню наблюдается прирост, меняется качество личностной свободы. На ноэтическом уровне личностная свобода выражается в субъектной самодетерминации и принимает форму индивидуального жизненного пути [279, s. 27-34]. От уровня к уровню сменяется также личностная «компетенция», то есть границы и содержание тех вопросов, которые решает человек как биологический индивид, социальный индивид и субъект жизни. Общая тенденция заключается в пропорциональном увеличению свободы приросте ответственности. Так, на ноэтическом уровне личность держит ответ за свою судьбу в целом [279, s. 34-36]. При переходе между уровнями трансформируются также содержание и движущие механизмы активности личности. Ноэтичес-кий уровень личностной активности - «это измерение конструирования субъектно-личностного «Я», как центра процессов осознания, осмысления и принятия жизненного важных решений, являющегося субъектом и соавтором личной биографии, способного к духовному облагораживанию смысла и ценностей жизни» [279, s. 41]. На этом уровне личностную активность побуждают экзистенциальные переживания по поводу судьбы, а жизненные решения инициируют личностные представления о смысле жизни. Характеризуя параметры субъектно-личностного бытия, К.Попельский сосредоточивает внимание на потребности личности в смысле жизни. Эта потребность конкретизируется как стремление человека придать своей жизни единую интенциональ-ную ориентацию. Потребность в смысле жизни можно считать удовлетворенной, если личность осознает содержание смысла жизни (онтический аспект), а ее жизнь реально имеет высокую степень интенциональной интегированности и осмысленности (онтологический аспект) [279, s. 45]. Вслед за Франклом исследователь подчеркивает невозможность интеллектуализации смысла жизни, полагая его «единством интеллектуальных, эмоциональных и ценностно-смысловых процессов». Осмысленность жизни и субъективная понятность смысла человеку являются наиболее важными предпосылками субъектно-личностной активности. Соб-
228
ственно смысл жизни трактуется как субъективированная форма переживания личностью общей направленности жизни, которая проявляется в глубинных мотивациях к жизни и нацеливает личностную активность на определенную группу ценностей. «Смысл связан с внутренним убеждением личности об осмысленности и целенаправленности собственной жизни» [279, s. 50]. Не менее важными, чем осмысленность, параметрами личностного бытия, являются высокий динамизм осуществления смысла жизни и растянутость этого процесса во времени и пространстве жизни. К.По-пельский, таким образом, в качестве параметров субъектно-лич-ностного бытия полагает подчинение активности смысловой логике регуляции, высокий уровень осмысленности жизни и осознанности смысла жизни, динамизм осуществления смысла жизни и большой пространственно - временной масштаб этого осуществления.
Вообще с позиций экзистенциальной психологии «человеческая дилемма» свободы и судьбы разрешается в пользу свободы при условии, что личность реализует смысловой потенциал собственной интенциональности. Функции интенциональности устойчиво идентифицируются с функциями смысловой регуляции личностной активности и, в частности, с процессами порождения, трансформации, осознания и реализации смысла жизни. Это позволяет заключить, что в контексте экзистенциальной психологии смысловая регуляция жизненного пути и, в особенности, смысл жизни является предпосылкой формирования личности как субъекта жизни. В качестве значимых для автономного (субъектного) существования особенностей смысловой регуляции экзистенциальные психологи постулируют следующие: превалирование особой интенциональной логики смысла в поведении и жизненных выборах личности, телеологическую ориентацию личностной активности, высокий уровень осмысленности жизни и осознанности смысла жизни, а также просоциальное ценностное содержание этого смысла.
В рамках исследуемой проблематики несомненную важность представляет трансактный психоанализ Э.Берна, в фундаменте которого залегает оппозиция «свобода- судьба». Наибольшее влияние эта оппозиция оказала на ту часть теории, которая описывает и объясняет структурирование человеческой жизни в целом. Э.Берн выделяет различные варианты проживания человеком своей судьбы и, в частности, сценарный, несценарный, насильственный и независимый типы жизненного пути [37, c. 192]. Полярными типами жизненного пути являются сценарный и незави-
229
симый, поскольку первый предполагает полную предопределенность судьбы человека «жизненным сценарием», а второй - полный волюнтаризм и авторство человека в деле созидания собственной жизни. Жизненным сценарием Э.Берн называет постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве под влиянием родителей и более отдаленных родственников. «Большинство людей подсознательно имеют свой жизненный план, или сценарий, согласно которому они структурируют более длительные периоды времени - месяцы, годы или даже всю свою жизнь, заполняя время ритуальной деятельностью, времяпрепровождениями, развлечениями, играми» [37, с. 174]. Жизненные сценарии основываются в большинстве случаев на родительском программировании - внушающем воздействии, которое дает жизни ребенка цель и подсказку о способах ее достижения [37, с. 180]. Сценарный механизм подразумевает определенную сюжетную канву жизненного пути, репетицию сценарных ролей и действий в отдельных жизненных ситуациях, подбор действующих персонажей, комплиментарных к роли главного исполнителя, динамику событий завязки и кульминации, а также сценарный исход - прогнозируемый результат жизненного пути.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Людмила Анатольевна Панова. Развитие самостоятельной познавательной активности детей через проектную деятельность
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Земскова Надежда Александровна. Ознакомление детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Смирнова Марина Николаевна. Статья «Игровая самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развитие и поддержка детской творческой активности»
  • Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности
  • Ванцына Наталья Витальевна. Доклад на тему: «Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ в соответствии ФГОС»
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье школьников
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Кекенджинова Эльвира Очировна. Доклад на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Габайдуллина Алена Владимировна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности
  • Сафиуллина Динара Рафаэловна. Использование проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Гулюза Хазиева. Отчет по самообразованию
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Зюзина Алена Ильинична, Мащук Татьяна Николаевна. РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ АКТИВНОЙ ИГРОВОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. План по самообразованию «Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания»
  • Полина Евдокимова. Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка
  • Ледовских Марина Александровна. Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Не огнем горит она, батарейками полна»
  • Шестовских Анастасия. Влияние предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста
  • Конструктивное
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Вохмянина Наталья Сергеевна. Организация простейших опытов в процессе исследовательской деятельности с детьми 3-4 лет
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Савельева Галина Сергеевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
  • Кальчик Лариса Александровна. Как развить творческие способностей у детей дошкольного возраста через театральную и досуговую деятельность
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания
  • Емельянова Наталья Александровна. Конспект образовательной деятельности «Превращения воды»
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь