|
Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 25943
Автор: Карпинский К.В.
Название: Человек как субъект жизни. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Таким образом, в персоналистической психологии судьбы М.Страс-Романовская устанавливает следующие особенности личности как субъекта жизни: превосходство смысловой регуляции над остальными системами психической детерминации активности, телеологичность регуляции индивидуального жизненного пути, обладание смыслом жизни и высокий уровень осмысленности жизни, сознательность и активность реализации смысла жизни.
Польский психолог-теоретик К.Попельский является последователем В.Франкла, который сумел существенно обогатить и расширить исходные постулаты логотеории применительно к бытию личности как субъекта жизни [278-280]. Он зацепился за высказанную В.Франклом идею «димензиональной онтологии», которая гласит, что бытие человека протекает одновременно в нескольких неперекрывающихся измерениях, каждому из которых присущи свои регулятивные принципы и законы. Соответственно, К.Попельский идентифицирует свою теорию как учение о «многомерности бытия и многовекторности становления человека». В краткой редакции он называет свое учение ноотеорией, поскольку оно сфокусировано на ноэтическом измерении человеческой экзистенции. Ноотеория покоится на серьезных антропо-психологи-ческих постулатах и допущениях о природе человека и его месте в мире. Основным из них является положение о том, что «экологическая ниша» человека - это мир ценностей и смыслов, в то 226 время как природный мир человеческий род населяет и обживает совместно с другими биологическими видами [280]. Человеку атрибутируются такие родоспецифические характеристики, как открытость миру ценностей и смыслов, активность в строительстве и умножении своего жизненного мира, отсутствие изначальной предзаданности бытия и смысла [279, s. 16-17]. Отправляясь от этих характеристик, К.Попельский вводит представление о ноэтическом измерении в структуре личности, которое концентрирует в себе усвоенные и произведенные человеком ценности и смыслы. Ноэтическое измерение надстраивается над психофизиологическим и психосоциальным уровнем человеческого бытия и конституирует собственно «субъектно-личностный способ осуществления жизни». Объективное отличие этого способа бытия заключается в том, что уже не биологические и социальные обстоятельства господствуют над человеком, а он как свободный субъект властвует над ними, модифицирует их в соответствии с требованиями смысла. Основным принципом функционирования личности в ноэтическом измерении бытия является следующий девиз: «ради чего и в направлении чего осуществляется активность». С точки зрения Попельского, элементарной структурно-функциональной единицей ноэтического измерения в структуре личности является смысл. Смысловая регуляция активности открывает перед человеком некоторые преимущества: она профилирует направление и внутреннее содержание его экзистенции, позволяет воспроизводить жизнь как неделимую целостность, допускает не приспособительный, а преобразующий образ жизни, делает возможным прикосновение к ценностям и смыслам предыдущих поколений. Потребность в смысловой регуляции исследователь ведет от специфики филогенетической эволюции вида. Появление смысловой регуляции элиминировало те онтологические проблемы, которые испытывал человек в связи со своей неприспособленностью к природной среде и отсутствием четкой биологической специализации. Для ориентации в мире человек создал культуру как мир символизации смысла и сформировал ноэтическое измерение как мир смыслов в себе [279, s. 18—20]. Особый раздел в учении К.Попельского составляет психология индивидуального субъекта. В этом разделе анализируются параметры субъектно-личностного бытия человека и выявляются причины, патологизирующие этот уровень существования [280]. Достойным ответом на эти причины является ноотерапия - психологическая практика борьбы с экзистенциальными заболева- 227 ниями и профилактики ноогенных нарушений личностного бытия. К.Попельский предпочитает рассматривать особенности уклада и функционирования ноэтического измерения в сравнительном ключе - в сопоставлении с психофизическим и психосоциальным уровнем в структуре личности. Общий принцип соотношения этих уровней в структуре личности таков, что вышележащий уровень снимает и сублимирует нижележащие. При подъеме от психофизиологического к ноэтическому уровню наблюдается прирост, меняется качество личностной свободы. На ноэтическом уровне личностная свобода выражается в субъектной самодетерминации и принимает форму индивидуального жизненного пути [279, s. 27-34]. От уровня к уровню сменяется также личностная «компетенция», то есть границы и содержание тех вопросов, которые решает человек как биологический индивид, социальный индивид и субъект жизни. Общая тенденция заключается в пропорциональном увеличению свободы приросте ответственности. Так, на ноэтическом уровне личность держит ответ за свою судьбу в целом [279, s. 34-36]. При переходе между уровнями трансформируются также содержание и движущие механизмы активности личности. Ноэтичес-кий уровень личностной активности - «это измерение конструирования субъектно-личностного «Я», как центра процессов осознания, осмысления и принятия жизненного важных решений, являющегося субъектом и соавтором личной биографии, способного к духовному облагораживанию смысла и ценностей жизни» [279, s. 41]. На этом уровне личностную активность побуждают экзистенциальные переживания по поводу судьбы, а жизненные решения инициируют личностные представления о смысле жизни. Характеризуя параметры субъектно-личностного бытия, К.Попельский сосредоточивает внимание на потребности личности в смысле жизни. Эта потребность конкретизируется как стремление человека придать своей жизни единую интенциональ-ную ориентацию. Потребность в смысле жизни можно считать удовлетворенной, если личность осознает содержание смысла жизни (онтический аспект), а ее жизнь реально имеет высокую степень интенциональной интегированности и осмысленности (онтологический аспект) [279, s. 45]. Вслед за Франклом исследователь подчеркивает невозможность интеллектуализации смысла жизни, полагая его «единством интеллектуальных, эмоциональных и ценностно-смысловых процессов». Осмысленность жизни и субъективная понятность смысла человеку являются наиболее важными предпосылками субъектно-личностной активности. Соб- 228 ственно смысл жизни трактуется как субъективированная форма переживания личностью общей направленности жизни, которая проявляется в глубинных мотивациях к жизни и нацеливает личностную активность на определенную группу ценностей. «Смысл связан с внутренним убеждением личности об осмысленности и целенаправленности собственной жизни» [279, s. 50]. Не менее важными, чем осмысленность, параметрами личностного бытия, являются высокий динамизм осуществления смысла жизни и растянутость этого процесса во времени и пространстве жизни. К.По-пельский, таким образом, в качестве параметров субъектно-лич-ностного бытия полагает подчинение активности смысловой логике регуляции, высокий уровень осмысленности жизни и осознанности смысла жизни, динамизм осуществления смысла жизни и большой пространственно - временной масштаб этого осуществления. Вообще с позиций экзистенциальной психологии «человеческая дилемма» свободы и судьбы разрешается в пользу свободы при условии, что личность реализует смысловой потенциал собственной интенциональности. Функции интенциональности устойчиво идентифицируются с функциями смысловой регуляции личностной активности и, в частности, с процессами порождения, трансформации, осознания и реализации смысла жизни. Это позволяет заключить, что в контексте экзистенциальной психологии смысловая регуляция жизненного пути и, в особенности, смысл жизни является предпосылкой формирования личности как субъекта жизни. В качестве значимых для автономного (субъектного) существования особенностей смысловой регуляции экзистенциальные психологи постулируют следующие: превалирование особой интенциональной логики смысла в поведении и жизненных выборах личности, телеологическую ориентацию личностной активности, высокий уровень осмысленности жизни и осознанности смысла жизни, а также просоциальное ценностное содержание этого смысла. В рамках исследуемой проблематики несомненную важность представляет трансактный психоанализ Э.Берна, в фундаменте которого залегает оппозиция «свобода- судьба». Наибольшее влияние эта оппозиция оказала на ту часть теории, которая описывает и объясняет структурирование человеческой жизни в целом. Э.Берн выделяет различные варианты проживания человеком своей судьбы и, в частности, сценарный, несценарный, насильственный и независимый типы жизненного пути [37, c. 192]. Полярными типами жизненного пути являются сценарный и незави- 229 симый, поскольку первый предполагает полную предопределенность судьбы человека «жизненным сценарием», а второй - полный волюнтаризм и авторство человека в деле созидания собственной жизни. Жизненным сценарием Э.Берн называет постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве под влиянием родителей и более отдаленных родственников. «Большинство людей подсознательно имеют свой жизненный план, или сценарий, согласно которому они структурируют более длительные периоды времени - месяцы, годы или даже всю свою жизнь, заполняя время ритуальной деятельностью, времяпрепровождениями, развлечениями, играми» [37, с. 174]. Жизненные сценарии основываются в большинстве случаев на родительском программировании - внушающем воздействии, которое дает жизни ребенка цель и подсказку о способах ее достижения [37, с. 180]. Сценарный механизм подразумевает определенную сюжетную канву жизненного пути, репетицию сценарных ролей и действий в отдельных жизненных ситуациях, подбор действующих персонажей, комплиментарных к роли главного исполнителя, динамику событий завязки и кульминации, а также сценарный исход - прогнозируемый результат жизненного пути. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|