Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. Учебное пособие для вузов.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 41446

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Процесс принятия группового решения
4.4. Процесс принятия группового решения
В согласии с анализом, проведенным в 1.3, групповое решение является одним из системных признаков малой группы, своеобразным атрибутом последней как «совокупного субъекта». И аналогично любому другому групповому феномену оно может быть подвергнуто в целях более детального рассмотрения специальному членению на отдельные составляющие — компоненты единого развертывающегося во времени процесса. К числу таких компонентов прежде всего относится групповая задача.
Групповая задача. В ряду выделяемых специалистами [Blumberg et al., 1983; Shaw, 1981] переменных процесса принятия группового решения (шире эффективности группового функционирования) задача занимает весьма существенное место: во многом она может быть квалифицирована как источник и объект этого процесса. Указанное обстоятельство обусловило значительный интерес разработчиков проблематики малых групп к данной исследовательской области. И хотя, по мнению столь авторитетных авторов, как Д. Хакмен и Ч. Моррис, удовлетворительных подходов здесь пока не найдено, все же отдельные относящиеся к обсуждаемому вопросу работы заслуживают, на наш взгляд, определенного внимания. Мы имеем в виду главным образом попытку М. Шоу проследить, опираясь на материалы соответствующих публикаций, основные направления изучения групповых задач.
К подобным направлениям М. Шоу относит:
♦ описание стандартных групповых задач;
♦ построение типологий групповых задач;
♦ дименсиональный анализ групповых задач;
♦ выяснение влияния характеристик задачи на групповой процесс.
Что касается стандартных групповых задач, то под ними понимаются задачи с четко установленными характеристиками, легко видоизменяемыми в целях исследования тех или иных аспектов группового поведения. В таких задачах описаны исходные условия, конечные продукты и определены действия, требуемые от членов группы для успешного достижения цели.
Согласно Р. Зайонцу [Shaw, 1981]), стандартная групповая задача должна позволить экспериментатору осуществлять точные и независимые измерения показателей индивидуальных и группо-
14-4504
209
Глава 4. Процесс группового функционирования
вых действий, манипулировать условиями задачи, не меняя при этом ее сути, влиять на взаимозависимость членов группы, не затрагивая основных характеристик задачи, и т.д. Однако, как замечает М. Шоу, весьма сомнительно, чтобы сложное групповое поведение могло быть исследовано посредством решения подобного рода задачи, предназначенной скорее для изучения механических действий, нежели таких явлений, как групповая дискуссия или групповой интеллектуальный анализ.
Построение типологий групповых задач — другая выделяемая М. Шоу линия анализа обсуждаемой проблемы. Мы не случайно пишем здесь «типологий», поскольку какой-то универсальной классификационной схемы групповых задач пока что не существует. Речь может идти скорее лишь об отдельных частных типологиях, охватывающих те или иные аспекты групповой задачи и обладающих относительной обобщающей силой. В самом элементарном выражении такие типологии могут классифицировать задачи на две взаимоисключающие категории: например, простые и сложные [Shaw, 1981], или конъюнктивные (требующие кооперации усилий и координации действий) и дизъюнктивные (антитеза конъюнктивным) [Thibaut & Kelley, 1959].
Несколько более сложная классификация разработана Д. Хак-меном и Ч. Моррисом [Blumberg et al., 1983] и включает следующие типы групповых задач:
♦ продукционные (их решение ведет к получению оригинальных, творческих продуктов, например к генерированию новых идей),
♦ дискуссионные (требуют от членов группы дискуссии по поводу конкретного вопроса и выработки согласованного решения),
♦ проблемные (требуют спецификации процесса, развертываемого с целью решения некоторой проблемы).
Аналогичная по числу выделенных вариантов типология групповых задач, или, по иной терминологии, моделей совместной деятельности, предложена Л. И. Уманским. Описываемые им разновидности моделей совместной деятельности характеризуются как совместно индивидуальная, совместно последовательная и совместно взаимодействующая деятельность [подробнее см. Уманский, 1980].
Однако, пожалуй, наиболее развернутую (восьмивариантную) типологию групповых задач сконструировал Д. Макгрет [McGrath & Kravitz, 1982]. Он положил в основу классификации представле-
210
Процесс принятия группового решения
ние о группе как системе, которая осуществляет четыре функции (причем реализация каждой из них сопряжена с выполнением двух типов соответствующих задач):
♦ генерирует (имея дело соответственно с задачами порождения замыслов и выдвижения оригинальных идей);
♦ выбирает (имея дело соответственно с задачами поиска правильного ответа и поиска предпочитаемого ответа);
♦ решает (имея дело соответственно с задачами в области когнитивного конфликта и в ситуациях взаимодействия со смешанными мотивами);
♦ выполняет (имея дело соответственно с задачами как соревновательными-состязательными, так и противоположного им свойства, в обоих случаях, однако, предполагающими физическое взаимодействие).
Предложенная Д. Макгретом типология охватывает большой спектр разноплановых групповых задач с относящимся к ним поистине гигантским фактическим материалом и является на сегодня, пожалуй, наиболее логически выстроенной (во всяком случае в функциональном плане) классификационной схемой.
Если стремление исследователей строить классификационные схемы групповых задач время от времени и обнаруживает себя в литературе, о чем и свидетельствует предыдущее обсуждение, то дименсиональный анализ этих задач в ней практически отсутствует. Единственным обратившимся к нему автором, насколько известно, является М. Шоу [Shaw, 1981]. Что же имеется в виду под столь необычной формой анализа?
Речь в данном случае идет о попытке выделить различные измерения или стороны, планы рассмотрения групповой задачи, т.е. представить ее как многомерное образование. Используя строгие вычислительные процедуры, включая факторный анализ, и опираясь на мнение компетентных судей, в том числе ряда ведущих специалистов в области групповой динамики, М. Шоу получил следующие измерения групповой задачи:
♦ трудность (величина усилия, требуемого для выполнения задачи);
♦ множественность решения (сложное измерение, включающее набор возможных приемлемых решений, альтернативы выполнения задачи, степень верификации приемлемых решений);
211
14*
Глава 4. Процесс группового функционирования
♦ внутренний интерес к задаче (степень, в которой задача сама по себе представляет интерес для членов группы, побуждая их активность);
♦ требования кооперации (степень интеграции действий членов группы для выполнения задачи);
♦ интеллектуально-манипулятивные требования (диапазон требований к решению задачи от чисто умственного до чисто двигательного характера);
♦ популяционное знакомство (та степень, в которой члены группы уже сталкивались с подобной задачей в жизни).
Выполненный М. Шоу анализ нашел практическую реализацию в «вероятностной модели эффективности руководства» Ф. Филлера (см. 5.2). Как известно, одним из важнейших компонентов этой модели является так называемый ситуационный континуум, включающий позицию власти руководителя, его отношения с подчиненными, структуру групповой задачи. Последняя из указанных переменных операционально представлена измерениями, выделенными ранее М. Шоу и характеризующими групповую задачу со стороны четкости поставленной цели, путей и способов ее достижения, наличия множественности решений, возможности проверки правильности решения. Причем каждое из этих измерений имеет количественное выражение. Учитывая описанные в литературе [Кричевский и Рыжак, 1985] возможности «вероятностной модели», резонно считать дименсиональный анализ групповой задачи полезным средством осуществления исследовательской и прикладной работы.
Последний относящийся к обсуждаемой проблеме вопрос касается влияния характеристик задачи на групповой процесс. К сожалению, систематическое изучение этого вопроса отсутствует, поэтому относящиеся к нему данные весьма разрознены и в целях лучшего их структурирования мы воспользуемся схемой анализа, разработанной М. Шоу. Прежде всего она предполагает рассмотрение зависимости группового поведения от тех или иных разновидностей (типов,) задачи. Эта зависимость выявлялась, в частности, в сериях лабораторных экспериментов, выполненных в разное время Д. Хакменом и Ч. Моррисом. Они использовали три описанных выше типа групповых задач: продукционные, дискуссионные и проблемные. Аналогом эффективности группового поведения (группы состояли из трех испытуемых) служила его продуктивность, представленная такими параметрами, как ориентация на действие,
212



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Фопель К. Этапы развития группы
  • Групповая психотерапия
  • Кори Дж. Этические вопросы использования групповых техник
  • Кочюнас Р. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
  • Нина Николаевна Краснокутская. Групповой проект воспитанников подготовительной группы. «МОЛОКО И МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»
  • Социометрия: изучение межличностных имежгрупповых отношений. Социометрическиеиндексы ( Дж. Морено)
  • Пахальян В. Э. - Групповой психологический тренинг
  • Земцова Анна Александровна. Проект «Мой Подольск» для детей подготовительной группы
  • Михайлова Виктория Сергеевна. Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьёй
  • Капкина Т.В. Чудакова Е.Н.. Проект «ЧИТАЯ, РИСУЕМ И ИГРАЕМ В СКАЗКУ».
  • Групповая психотерапия с пациентами, страдающими кожными заболеваниями
  • Горбатенко А.С. Системная концепция психики и общей психологии после теории деятельности.
  • Галина Александровна Трифонова. Презентация 'Предметно-развивающая среда' во 2 младшей группе
  • Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. О том, что в зеркалах. Очерки групповой психотерапии и тренинга.
  • Группа; Group; Gruppe
  • Горшкова Елена Григорьевна. Групповой краткосрочный проект для детей старшей группы «Сказки П. П. Бажова»
  • Организация групповой работы занятий "Детское общество"
  • Интеграция различных психотерапевтических подходов в рамках теории объектных отношений
  • Алышева Нина Евгеньевна. Проект: «Моя счастливая семья»
  • Блинкова Вера Юрьевна. Экологический проект на тему «Хотим все знать о воде!»
  • Ю. Н. Емельянов. О сущности лидерства. Лидер и группа. Из цикла "Психология лидерства"
  • Леонид Кроль. Лидер и группа: три фазы лидерства
  • Групповая психология
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Дидерихс-Пешке В. Групповой процесс и групповые феномены в ходе групповой аналитической работы
  • Ягнюк К.В. Как мы становимся другими или необходимые шаги в процессе изменения своего поведения
  • Кагарманова Дина Рафаэлевна. Проект «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»
  • Пуртова Е.А. Трепалина Н.Ю. Динамические группы в обучении психотерапии: поле без флажков
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Бушуева Анна Олеговна. ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ»
  • Гулдинг Роберт Л. Групповая психотерапия: основной или вспомогательный метод?
  • Онищенко Елена Васильевна. Предметно – развивающая среда в группе раннего возраста.
  • Вачков И. В. - Основы технологии группового тренинга. Психотехники
  • Ожегова Алевтина Сергеевна. ПРОЕКТ «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»
  • Прокопьева Надежда Сергеевна. Проект «Интересная вещь»
  • Макарова Ирина Александровна. Непосредственная образовательная деятельность для детей средней группы Развлечение «8 Марта».
  • Вечканова Татьяна Васильевна. Проект «Учим правила дорожного движения» в старшей группе
  • Абуева Елена Геннадьевна. Конспект НОД с детьми группы старшего возраста «История возникновения электричества»
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Березенко Татьяна Александровна. Познавательно — поисковый проект для младшей группы «Водичка, водичка»
  • Летова Ирина. Современный транзактный анализ.
  • Козлова Е.И. Литовцева Р.Д.. Краткосрочный проект по безопасности в подготовительной группе «Всегда будь осторожен!»
  • Богданова Ольга Станиславна. ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  • Пашкова Светлана Сергеевна. Информационный проект «День здоровья»
  • Раиса Кочеткова. Проектная деятельность во 2 младшей группе «Мы растём»
  • Георгий Почепцов. Три модели построения информационных операций. - Геогрий Почепцов
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Ибадулаева Луиза Майиловна. Краткосрочный проект «Волшебница вода» для старшей группы ДОУ
  • Мельникова Людмила Идрисовна. «Создание развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группы в соответствии с ФГОС ДО»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь