Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57031

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

У детей, которые подвергаются дома физическим наказаниям, были выявлены следующие психологические проблемы: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, педагогическая запущенность, повышенная тревожность, несформированность навыков общения, групповая изоляция и т. д. Можно предположить, что индивидуальные психологические особенности детей, наличие элементов эмоциональных и поведенческих расстройств делают этих детей трудным воспитательным объектом для родителей .
Отношение родителей основной группы к своим детям в резуль -тате наличия вышеописанного комплекса проблем характеризуют три негативные воспитательные установки: 1) отвержение ребенка, 2) строгий контроль над ним и его социальными достижениями, 3) приписывание ребенку личностной и социальной несостоятельности, то есть его инфантилизация и инвалидизация.
С помощью регрессионного анализа было установлено, что оба родителя, используя воспитательные установки, направленные на непринятие и авторитарный контроль над поведением ребенка, повышают вероятность использования им эмоциональных способов совладания со стрессом («кусаю ногти», «ломаю суставы пальцев», «воплю», «кричу», «плачу», «грущу», «схожусума», «бью», «ломаю», «дразню кого-нибудь» и т.п.).
С одной стороны, и отцы и матери, практикующие физическое наказание своего ребенка, достоверно чаще используют воспитательные установки, направленные на непринятие и авторитарный контроль над поведением ребенка, чем повышают вероятность выбора им копинг-стратегий, ориентированных на эмоционально-деструктивное отреагирование.
С другой стороны, выбор матерями стиля «социальное отвлечение», а отцами — стратегии «поиск социальной поддержки» оказывает благоприятное влияние на становление копинг-поведения ребенка. Выбор матерью и отцом стратегий, направленных на поиск эмоциональной, информационной поддержки, совета у близких и специалистов, уменьшает риск выбора ребенком эмоциональ -но-деструктивных копинг-стратегий. Во-первых, подобное поведение родителей при разрешении детских проблем (то есть об-
193
ращение к психологам) позволяет в ходе консультативной беседы смягчить невротические симптомы у детей. Во-вторых, возможно, проблемы, разрешаемые родителями, не воспринимаются детьми как собственные, поэтому и нет переживаний, приводящих к деструктивным стратегиям совладания.
Конфликтные взаимоотношения и нарушение коммуникаций в семье, определенные черты личности родителей, негармоничный стиль воспитания не создают условия для удовлетворения важнейшей потребности ребенка в безопасности, а потребность в привязанности подвергается серьезному испытанию, что, в свою очередь, может привести к формированию у ребенка неконструктивных сти -лей и стратегий совладающего поведения. Таким образом, семья, выступая психосоциальным посредником общества, не только актуализирует у ребенка защитные процессы, формируя у него на уровне акцентуации личности определенный защитный «стиль жизни» , но и вырабатывает копинг-стратегии как средства социально-психологической адаптации.
ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
И СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
Исследования показывают, что не менее четверти мужчин, принимавших участие в боевых действиях, нуждаются в специализированной психологической помощи по проблемам семейной жизни. Особенно высок этот показатель у ветеранов военных действий, обнаруживающих признаки посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Это впервые обнаружили американские психологи у солдат, испытывающих «усталость от битв» (S. A. Stouffer, 1949) . Было отмечено, что часть военнослужащих просто не обладали ресурсами, дающими возможность пережить травму, и очень быстро приобретали психические расстройства, вызванные стрессом. Так, примерно треть проблем со здоровьем у американских
194
военных во время Второй мировой войны были психиатрическими по происхождению.
Причины семейных проблем, по словам самих военнослужащих, кроются в том, что жены и родственники «их просто не понимают». Соответственно, причинами непонимания военнослужащих их семьями (В. В. Знаков, 1989) могут быть следующие обстоятельства:
1. Жизненный опыт солдат, отслуживших в Чечне и других рай -онах военных действий, резко отличается от опыта их членов семей. Воспоминания, общее прошлое, неведомое родным и знакомым, сближает их, заставляет тянуться друг к другу.
2. Отрицательные психологические последствия длительного пребывания в экстремальных условиях войны — посттравматический стресс. Это «невидимые миру слезы»: многие после возвращения домой столкнулись с тем, чего не довелось испытать большинству людей (ночные кошмары с воспоминаниями о боях, повышенная тревожность, беспричинная раздражительность, чувство тревоги и страха и т. д.).
3. Особое отношение общества, в том числе и членов их семей, изменившееся после участия в войне, включающее весь спектр человеческих эмоций, мнений, убеждений. Одни жалеют, другие относятся с настороженностью, третьи опасаются («они убийцы»), четвертые считают героями, то есть налицо определенная стигматизация (от лат. stigma — пятно).
Такое отношение окружающих, особенно близких людей, способствует тому, что некоторые военнослужащие и сами чувствуют свою «инакость», непохожесть на остальных. Естественно, это затрудняет процесс послевоенной адаптации вообще и в семье, в особенности.
Результаты исследований говорят о том, что большое количество семейных проблем участников военных действий сводится к трудностям и проблемам, возникающим в сфере сексуальных отношений. Естественно, благополучие и неблагополучие этой сферы влияет на гармонию семейных отношений в целом (Н. В. Тарабрина, 2001).
Существенную роль в формировании интимных проблем воевавших играют неблагоприятные психические факторы, к которым в первую очередь относятся симптомы посттравматического стрессового расстройства. Среди них особенно часто отмечают следующие:
195
1) легко наступающая декомпенсация под влиянием внешних факторов (физическое и психическое переутомление, длительное эмоциональное напряжение, злоупотребление алкоголем) ;
2) повышенная истощаемость;
3) аффективная неустойчивость со вспышками дисфории (злобно-тоскливого настроения), тревоги и утратой вкуса к жизни, прежних интересов;
4) ограничение и предельная формализация контактов с окружающими (в том числе с близкими людьми в семье);
5) асоциальные действия.
Все это создает крайне неблагоприятный фон для супружеских отношений и повышает вероятность сексуальных проблем у мужчин. В свою очередь, специфические особенности личностного реагирования страдающих посттравматическим стрессовым расстройством на стрессовые ситуации, к которым в полной мере можно отнести безуспешные попытки сексуальных контактов, способствуют невротической фиксации на половой сфере и развитию тревожного ожидания новых неудач. Конфликтные межличностные отношения с женой или постоянной партнершей, использование дезадаптив-ных стратегий совладения с ситуацией, например, стремление переложить всю ответственность за сексуальные неудачи на женщину, обесценивание ее как личности и сексуального партнера, провоцирование ссор вплоть до разрыва супружеской связи и / или частое употребление алкоголя, чтобы избежать близости, дополняют сложную картину половых расстройств (Н. А. Гоголин, 2000). Безусловно, это нарушает адаптационные возможности человека, снижает уровень его субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Признаки аддиктивного поведения у интеллектуально одаренных подростков в процессе познавательной деятельности
  • Курсова Кристина Андреевна. Формы, методы и средства воспитания детей среднего дошкольного возраста в неполной семье
  • Сидорова Наталья Витальевна. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Белоусова З.И., Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков.
  • Психология трудного подростка, повышенная сопротивляемость
  • Брутман В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери
  • Лариса Смирнова. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
  • Главный Редактор. Взаимодействие ребенка и матери
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Редактор. Стихи детям - Не обижайте матерей
  • Сценарий ко дню матери для начальных классов. Воспитывать уважительное отношения к мамам и желание помочь им.
  • Романова Светлана Витальевна. Буклет «День Матери»
  • Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей.
  • Криттенден П. Трансформация отношений привязанности в юности
  • Гарифуллина Миляуша Магдануровна и Кувшинова Альбина Альфредовна. Конспект НОД по развитию речи в средней группе №12 Тема: «Мамочка любимая моя» (посвящено Дню Матери)
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Тихомирова А.В. Программы профилактики злоупотреблением психоактивными веществами для особенных подростков.
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Мозг подростков обучается специфически
  • Н.А. Сакович. Суицидальный риск у детей и подростков
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Зарахаева Эльвира Сергеевна. Конспект занятия в подготовительной группе «Я и моя семья»
  • Ширко Галина Леонидовна. Воспитание в семье как фактор развития внутреннего потенциала детей
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Владината Петрова. Как найти жену великому человеку?
  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Барышникова Анастасия Николаевна. «Развитие мужских качеств у мальчиков старшего дошкольного возраста через детский туризм»
  • Бруёк Анна Александровна. «Значимость семейного воспитания в жизни ребенка».
  • Гильмитдинова Л.Н. Костюк А.М.. Методическая разработка. Краткосрочный проект в старшей группе «День матери»
  • Якимова Т.В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье
  • Рослякова Татьяна Александровна. Формирование позитивного самоотношения у подростков
  • Гамазина Оксана Александровна. Консультация для родителей - Нарушение прав ребенка в нормальных семьях
  • Анохина Наталья Николаевна. Педагогический проект «Для милой мамочки»
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Ирина Мартынова. Неизбежно ли повторение судьбы своих родителей?
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков
  • Родительское собрание «Психологический климат в семье. «Взаимоотношения в семье»
  • Якимова Т.В. Феномен познавательной аддикции в развитии интеллектуально одаренных подростков
  • Младенчество и детство; Infancy and childhood; Friihe Kindheit und Kindheit
  • Федорова Виктория Андреевна. Конспект развлечения с мамами в подготовительной группе «ДЕНЬ МАТЕРИ»
  • Воронина Ксения Михайловна. «Мамочка любимая, самая красивая!» Краткосрочный проект ко дню Матери во второй младшей группе
  • Уэбстер Бетанни. Когда стыд на вкус как материнская забота: трагедия дочерей, на которых возложили родительский роли
  • Петрина Наталья Вадимовна. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Орехова Ирина Григорьевна. Методическая разработка: краткосрочный проект «День мамы» старшая группа
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Уварова Виктория Ивановна. Проблемы семей с аддикциями.
  • Тутынина Татьяна Юрьевна. Коррекция родительской позиции отцов как условие эмоционального благополучия дошкольников



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь