Варламов В.А., Варламов Г.В. Компьютерная детекция лжи.

Категория: Библиотека » Ложь и её выявление. | Просмотров: 136863

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Наиболее доступным в оценки качества работы адаптационных механизмов является потовыделение, так как испарение пота ведет к охлаждению организма. Было установлено, что на начальных этапах наблюдались целые потоки пота из подмышек человека. Через 4-6 дней характер защиты от перегрева становился более эффективным: практически все тело человека становилось влажным, что в несколько раз повышало теплоотдачу, снижая возможность теплового удара. Время адаптации определяется функциональными возможностями человека и в конечном итоге его здоровьем. С наличием подобных адаптационных механизмов и их мощностью должен считаться и полиграфолог.
Адаптацию к стрессорным ситуациям можно обозначить как «процесс, обеспечивающий сохранение жизни, активную деятельность организма и предупреждение его заболеваний в опасных, потенциально повреждающих ситуациях, которые не могут быть преодолены путем простых реакций избегания, избавления или путем специфического приспособления к какому-либо физическому, химическому или биологическому фактору» (Физиология адаптационных процессов. —М., 1986 г., стр. 523).
Для того чтобы сложилась устойчивая, надежная адаптация к сильному
247
эмоциональному раздражителю, необходимо время и некоторые повторения стимула, вызывающие привыкание. Взаимосвязь между раздражителем и индивидуальными особенностями адаптационных механизмов очевидна и во многом определяет степень адаптации к внешнему стимулу.
В развитии большинства адаптационных реакций прослеживается два этапа: начальный этап срочной, но несовершенной адаптации и последующий этап долговременной и более совершенной адаптации.
Напряженность системы, обеспечивающей адаптацию к стрессу, через 30 минут по ряду биологических показателей возрастала в 10 раз, а на пятом воздействии всего в два раза. То есть фазы адаптации характеризуются уменьшением ответа на стрессорный стимул.
К этой проблеме не раз обращались ведущие специалисты-полиграфологи мира. Так, в журнале «Полиграф»/ за 2000 г. (т. 29, № 4) была опубликована статья Уильяма Д. Янки и Дугласа Тримели «Точность тестов и повторных тестов психофизиологической детекции лжи», в которой были представлены материалы, характеризующие снижение точности прогноза в результате адаптации к процедуре тестирования. Было обследовано 72 человека с использованием зонного метода, определена точность прогноза, которая составила 67%. Повторное тестирование с использованием этих же тестов было проведено на следующий день, в результате повторного предъявления точность прогноза снизилась на 6% и составила 31%.
Исследования Эндрю Б. Коллинз и др. (2000 г.), опубликованные в работе «Эффективность повторных тестов при психофизиологической детекции лжи», показали, что при проведении повторного тестирования даже через шесть дней наблюдались значительные изменения в некоторых психофизиологических показателях.
Если повторные тестирования, проводимые через 4-6 дней, оказывали существенное влияние на точность полиграфного прогноза, то какое влияние на точность может оказывать повторное предъявление вопросов непосредственно в процедуре тестирования?
Немаловажным фактором, влияющим на эффективность многоразового предъявления тестов, является принцип доминанты, который впервые был открыт нашим соотечественником А. А. Ухтомским. Он установил, что очень сильный раздражитель может привести к подавлению всех остальных стимулов, снижая адекватность реакции человека.
А. А. Ухтомский установил, что возбужденный отдел ЦНС усиливает эффект своего возбуждения за счет доходящих до него сторонних раздражителей. Часто о человеке, находящемся в таком состоянии, говорят «он зациклен на чем-то» или «он потерял контроль над окружающей обстановкой». В качестве примера такой реакции можно привести поведение солдата, находящегося в
248
укрытии хорошо оборудованного окопа, который при виде движущегося в его сторону танка вдруг выскакивает из окопа и убегает, фактически двигаясь навстречу своей смерти. В данной ситуации доминирующим стимулом была угроза, исходящая от танка. Доминанта заглушила все другие сигналы, отключила контроль за реальной обстановкой, и солдат принял для себя далеко не лучший вариант поведения.
В центральной нервной системе есть такое явление, как запредельное торможение, когда за счет очень сильных процессов возбуждения с целью самозащиты включаются процессы торможения и, как результат — снижается ответная реакция на стимул. Было установлено, что чем короче пауза между предъявляемыми раздражителями, тем сильнее развивается торможение и тем скорее ответная реакция может достигнуть нуля. В состоянии сильного эмоционального напряжения может возникнуть так называемая парадоксальная фаза, при которой соотношение между величиной стимула и ответной реакцией может быть сильно искажено. В коре головного мозга при стрессе возможно возникновение состояния так называемой отрицательной индукции, когда в отдельных, окружающих очаг возбуждения областях мозга возникает торможение его активности.
Утверждение, что повторные предъявления тестов необходимы, чтобы исключить случайные реакции, не имеет под собой никакого логического обоснования. Ошибка случайных реакций может возникать при неконкретном предъявлении вопросов (стимулов). Например, при расследовании конкретного дела вполне возможно, что опрашиваемый ранее совершал грабежи, а к расследуемому не причастен. Чтобы избежать ошибочной реакции, необходим не механический повтор теста, а предъявление тестов разного характера и разных форматов.
Как писал Килер, повторение было необходимо для того, чтобы избежать случайных реакций. Он отметил, что реакция на один вопрос, например о грабеже, необязательно означает, что подозреваемый виновен в конкретном преступлении. «Однако, — пишет он, — если в ходе другого теста, во время которого задаются опросы о разных видах драгоценностей, подозреваемый реагирует на конкретные вопросы, связанные с украденными предметами, признаки его вины становятся более убедительными. Стереотипное повторение вопроса недопустимо». Следовательно, при получении положительной реакции на какой-либо из вопросов необходимо проведение их дальнейшей детализации.
Следующая задача — снизить негативную для себя реакцию за счет проявления адаптации. Многие специалисты, использующие зонный метод К. Бакстера, часто отмечают, что на второе и тем более третье предъявление теста интенсивность реакции заметно снижается.
249
Скорость адаптации (привыкания) — это непостоянная величина, и заранее прогнозировать ее сложно. Адаптация зависит от многих факторов, и в первую очередь от состояния здоровья обследуемого. Привыкание к тесту тесно связано с состоянием нервной системы человека. Чем ее состояние ближе к идеальному, тем быстрее адаптируется человек к процедуре повторных тестов.
Привыкание к повторным тестам происходит не линейно: каждое последующее предъявление снижает величину реакции не на какую-то определенную, постоянную величину. Уменьшение реакции на второе предъявление по сравнению с первым будет заметнее, чем между пятым и четвертым, в связи с регуляторными особенностями центральной нервной системы.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Аркадий Смолин. Взятки сводят с ума
  • Притча «Слава мэра»
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Редактор. Тест для детей. Рисунок несуществующего животного
  • Притча «Жена неудачника»
  • Притча «Скупость нередко обходится дороже»
  • Башкирова Валерия, Соловьев Александр. Крупнейшие мировые аферы. Искусство обмана и обман как искусство.
  • Притча «Тест на способности продавца»
  • Редактор. Тест рисунка 'Моя семья' (в интерпретации В.КЛосевой, в изложении Н.Л.Кряжевой).
  • Занимательная таблица (тест на внимательность)
  • Тест Роршаха (проективный тест чернильных пятен)
  • Притча «Карьера с компьютером и без»
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Тест на определение степени усталости
  • Ассанович М.А. Тест Роршаха на основе адаптированной интегративной системы Экснера: теоретические и прикладные аспекты
  • Нестеров И.А., Никитин И.В., Хамидуллин Р.Я. Практикум по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"
  • Редактор. Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.
  • Голд Ю. ПОСЛЕДНИЙ ЧАС ЖИЗНИ
  • Кочетов В.Д., Сенина М.П. Физика. Подготовка к ЕГЭ. 26 тестов по новой Демоверсии + Решения
  • Притча «Тень жизни»
  • Садовничий Ю.В. Геометрия. 7 класс. Промежуточное тестирование
  • Садовничий Ю.В. Геометрия. 8 класс. Промежуточное тестирование
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Причины человеческой лжи и обмана
  • Михайлова С.Ю. Русский язык. 2 класс. Тесты
  • Михайлова С.Ю. Русский язык. 3 класс. Тесты
  • Заговор на удачу сделан, какие могут быть последствия?
  • Ассоциативный тест; Word Association test; Assozia-tion-experiment
  • Насколько вы эмоционально реагируете на события вашей жизни – тест.
  • Притча «Да, нет, очень хорошо»
  • Бурлачук Л. Ф., Бурлачук О.Л., Леонтьев Д. А., Крайников Э. В. - Открытый семинар по психодиагностике. Проективные тесты и их практическое применение
  • Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Боровских Т.А. Тесты по химии. 8 класс. Периодический закон и периодическая система... К учебнику
  • Вертьянов С.Ю. Общая биология. Поурочный тест-задачник к учебнику 10-11 кл
  • Под ред. Д.А. Мальцева. Математика. Подготовка к ЕГЭ 2018. Базовый уровень
  • Еврейская притча (тест на логику для проверки готовности изучать Талмуд).
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Проективный тест «Морские сокровища». Методика прояснения целей и ресурсов.
  • Притча «Дороги назад может и не быть»
  • Притча «Единственный чиновник»
  • Панарина В.И. Геометрия. 7 класс. Диагностические тесты
  • Тест MMPI. Выбор утверждений
  • Павлова Н.С. Химия. 8 класс. Промежуточное тестирование
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Артасов И.А. История России. Диагностические тесты. 9 класс
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Нечистая совесть или Синдром раскаяния
  • Редактор. Японский IQ тест
  • Редактор. Детский рисунок семьи
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Лещинер В.Р. Тесты по информатике. 5 класс. К учебнику Л.Л. Босовой.
  • Ермошин А. Ф. Геометрия переживания: экспресс-тест «Конструктивный рисунок человека» в психотерапевтической практике.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь