Адлер Альфред. Понять природу человека.

Категория: Библиотека » Индивидуальная психология | Просмотров: 23825

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Школа — это учреждение, через которое в ходе своего психологического развития проходит каждый ребенок. Поэтому оно должно отвечать требованиям здорового психологического роста. Только та школа, которая гармонирует с психологическими потребностями своих учеников, может быть названа действительно хорошей школой, и только такую школу можно будет считать дающей образование для общественной жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этой книге мы пытались показать, что психика не определяется наследственностью. Ее развитие целиком и полностью обусловлено социальными факторами. С одной стороны, требования организма должны быть удовлетворены, с другой — должны быть выполнены требования человеческого общества. Именно в таком контексте развивается психика, и в этих условиях она растет.
Исследовав это развитие далее, мы проанализировали способности и возможности восприятия, памяти, чувства и мысли. Наконец, мы рассмотрели черты характера и эмоции. Мы показали, что между всеми этими явлениями существует неразрывная связь; что, с одной стороны, они подчинены правилам коллективной жизни, а с другой стороны — находятся под влиянием стремления индивидуума к власти над другими и к самоутверждению. Эти две силы вырабатывают психику индивидуума, и картина их взаимодействия в каждом конкретном случае специфична, индивидуальна и уникальна. Мы показали, что цель самоутверждения, видоизмененная социальным чувством (в зависимости от степени его развития), формирует специфические черты характера. Подобные черты ни в коей мере нельзя считать наследственными: они развиваются таким образом, чтобы уложиться в картину психологического развития личности и повести кратчайшим путем к цели, которая всегда, хотя и с разной степенью осознанности, существует у каждого.
Ряд этих черт характера и чувств, являющихся важными для понимания человека индикаторами, мы рассмотрели в подробностях, в то время как описание других было опущено. Мы показали, что честолюбие и тщеславие в той или иной степени присущи любому человеческому существу в зависимости от его индивидуального метода борьбы за власть над другими. В том, как они выражаются, мы можем ясно различить борьбу индивидуума за самоутверждение и наблюдать, как она ведется в конкретном случае. Мы также показали, как преувеличенные амбиции и тщеславие мешают упорядоченному развитию личности: рост социального чувства либо заторможен, либо невозможен вообще. Из-за раздражающего действия этих двух черт не только замедляется эволюция социального чувства, но властолюбивый индивидуум идет навстречу собственной гибели.
Этот закон психологического развития представляется нам непреложным. Он является важнейшим ориентиром для любого человеческого существа, которое желает определять свою судьбу сознательно и открыто, а не отдавать себя на растерзание темным и таинственным психологическим силам. Наше исследование принимает форму экспериментов в области науки о природе человека, науки, которую невозможно изучать или развивать по-другому. Как нам представляется, понимание природы человека необходимо любому, и изучение этой науки — самая важная область деятельности человеческого ума.
СЛОВАРЬ ВАЖНЕЙШИХ ТЕРМИНОВ
ДРУГОЙ ПОЛ — термин Адлера, заменяющий «противоположный пол»; это указывает, что мужское и женское начало не противоположны, а дополняют друг друга.
ЖИЗНЕННЫЕ ЗАДАЧИ — три широких сферы человеческой деятельности, в которых необходимо действовать каждому индивидууму: задача найти общественно полезную профессию или занятие; выстроить плодотворные взаимоотношения с другими людьми и сыграть свою роль в любви, браке и семейной жизни.
ИЗБАЛОВАННОСТЬ — чрезмерная снисходительность или чрезмерное покровительство ребенку, тормозящие развитие у него самостоятельности, мужества, ответственности и способности сотрудничать с другими.
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ - чувство собственной неполноценности, которое вызывает стресс, психологические обходные маневры и компенсаторный импульс, направленный к обретению иллюзорного чувства собственного превосходства.
МУЖСКОЙ ПРОТЕСТ — реакция любого пола на бытующие в нашем обществе предрассудки относительно мужественности и женственности. Поведение мужчины может представлять собой протест против требований, налагаемых на него мифом о превосходстве мужчин; поведение женщины может быть протестом против пренебрежительного отношения к женственности и ограничений, налагаемых на женщин.
НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — попытка косвенно компенсировать чувство собственной неадекватности или ненадежности своего положения, основанная на ошибочной «собственной логике».
ОРГАНИЧЕСКАЯ НЕПОЛНОЦЕННОСТЬ - физический дефект или слабость, зачастую обусловливающая компенсаторное поведение.
ПСИХИКА — разум, включающий в себя как сознание, так и бессознательное личности, направляющий ее развитие, придающий значение воспринимаемому и ощущаемому и вырабатывающий потребности и цели.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ — изучение индивидуума как неделимого целого, как единой и направленной к определенной цели личности, которая в нормальном, здоровом состоянии является полноценным членом общества и участником межчеловеческих взаимоотношений.
СОЦИАЛЬНОЕ ЧУВСТВО (или социальный интерес) — коллективный дух, чувство общечеловеческого братства и самоотождествления со всем человечеством, которое формирует позитивные социальные взаимоотношения. Согласно Адлеру, эти взаимоотношения могут быть конструктивными и здоровыми только тогда, когда они включают в себя равенство, взаимодействие и дух сотрудничества. Социальное чувство начинается со способности отождествлять себя с себе подобным и ведет к стремлению построить идеальное общество, основанное на сотрудничестве и равенстве личностей. Это понятие является ключевым в адлеровской концепции индивидуума как социального существа.
СТИЛЬ ЖИЗНИ — ключевое понятие психологии личности: комплекс личной философии данного индивидуума, характерных для него верований и взглядов на жизнь, являющийся стержнем его личности. Стиль жизни представляет собой творческую реакцию самого индивидуума на опыт первых лет жизни, который, в свою очередь, влияет на всю картину его восприятия себя и мира, а следовательно — на его эмоции, мотивы и действия.
ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Studie uber Minderwertigkeit von Organen. Berlin, Vienna: Urban & Schwarzenberg, 1907.
Zwei Traume einer Prostituierten II Z. Sexualwissensch. Bd. 1. S. 103—106. 1908.
Erklarung II Zentbl. Psychoanal. Bd. 1. S. 433. 1911.
Uber den nervosen Charakter. Grundzuge einer vergleichenden Individual-Psychologic und Psychotherapie. Wiesbaden: Bergmann, 1912.
Individualpsychologische Behandlung der Neurosen II Jahreskurse fur artzliche Fortbildung/Hrsg. D. Sarason. Munich: Lehmann. S. 150 — 140. 1913.
Heilen und Bilden: artzlisch-padagogische Arbeiten des Vereins fur Individualpsychologie. Munich: Reinchardt, 1914/Hrsg. A. Adler und C. Furtmuller. (2-е дополненное изд. — 1922).
Статьи Адлера в этом сборнике:
Die Theorie der Organminderwertigkeit und ihre Bedeutung flir Philosophic und Psychologie.
Der Aggressionstrieb im Leben und in der Neurose.
Das Zartlichkeitbedurfnis des Kindes.
Uber neurotische Disposition; zugleich ein Beitrag zur Atiologie und zur Frage der Neurosenwahl.
Der psychische Hermaphroditismus im Leben und in der Neurose.
Trotz und Gehorsam.
Die Rolle der Sexualitat in der Neurose.
«Verdrangung» und «mannlicher Protest».
Zur Erziehung der Eltern. Der nervose Charakter. Organdialekt.
Bolschewismus und Seelenkunde // Int. Rundschau (Zurich). № 4. S. 597—600. 1918.
Die andere Seite. Eine Massenpsychologische Studie iiber die Schuld des Volkes. Vienna: Leopold Heidrich GmbH.
Fortschritte der Individualpsychologie // Int. Z. Indiv. Psychol. Bd. 2. № 1. S. 1—7. № 3. S. 10—12. 1923.
Die Tragfahigkeit der menschlichen Seele // Int. Z. Indiv. Psychol. Bd. 2. №2.8.42. 1923.
Psychische Kausalitat // Int. Z. Indiv. Psychol. Bd. 2. № 6. S. 38. 1923.
Praxis und Theorie der Individualpsychologie. Vortrage zur Ein-fuhrung in die Psychotherapie fur Arzte, Psychologen und Lehrer. Munich: Bergmann, 1924.
Salvaging mankind by psychology // Int. Z. Indiv. Psychol. Bd. 3. S. 332—335. 1924—1925.
Individualpsychologie // Einfiihrung in die neuere Psychologie / Hrsg. E. Saupe. Osterwieck-Harz: A. W. Zickfeldt. S. 399—407.1926.
Menshenkenntnis. Leipzig: Hirzel, 1927 ( 5-е изд.—Zurich: Rascher, 1947).
The Practice and Theory of Individual Psychology. New Jork: Harkourt, Brace & Co, 1927.
Zusammenhange zwischen Neurose und Witz // bit. Z. Indiv. Psychol. Bd. 5. S. 94—96. 1927.
Individualpsychologie und Wissenshaft // Int. Z. Indiv. Psychol. Bd. 5. S. 401—409. 1927.
Kurze Bemerkungen iiber Vernunft, Intelligenz und Schwachsinn // Int. Z. Indiv. Psychol. Bd. 6. S. 267—272.1928.
Individualpsychologie in die Schule. Vorlesungen fur Lehrer und Erzieher. Leipzig: Hirzel, 1929.
Problem of Neurosis: a Book of Case-Histories. London: Kegan Paul, Trench, Truebner & Co, 1929.
The Science or Living. New Jork: Greenberg, Publisher Inc. 1929.
Individualpsychologie in der Neurosenlehre // Int. Z. Indiv. Psychol. Bd. 7. S. 81—88. 1929.
Obertreibung der eigenen Wichtigkeit // Int. Z. Indiv. Psychol. Bd. 7. S. 245—252. 1929.
Education of Children. New Jork: Greenberg, Publisher Inc. 1930.
Pattern of Life. New Jork: Rinehart & Co, Inc. 1930.
Das Problem der Homosexualitdt: erotishes Trainung und erotischer Ruckzug. Leipzig: Hirzel, 1930.
Die Technik der Individualpsychologie. 77. 2. Die Seele der schwererziehbaren Schulkinder. Munich: Bergmann, 1930.
Nochmals—Die Einheit der Neurosen II Int. Z. Indiv. Psychol. Bd. 8. S.201—216. 1930.
What Life Should Mean to You. Boston: Little, Brown & Co. 1931.
Zwangsneurose II Int. Z. Indiv. Psychol. Bd. 9. S. 1—16. 1931.
Trick und Neurose II Int. Z. Indiv. Psychol. Bd. 9. S. 417—423. 1931.
Rauschgift II Int. Z. Indiv. Psychol. Bd. 10. S. 1—19. 1932.
Personlichkeit ah geschlossene Eincheit // Int. Z. Indiv. Psychol. Bd. 10. S. 81—89. 1932.
Der Aufbau der Neurose // Int. Z. Indiv. Psychol. Bd. 10. S. 321— 328. 1932.
Der Sinn des Lebens. Vienna, Leipzig: Rolf Passer, 1933,
Religion and Individualpsychologie // Ernst Jahn, Alfred Adler. Religion und Individualpsychologie; eine prinzipielle Auseinandersetzetzung iiber Menschenfuhrung. Vienna, Leipzig: Rolf Passer-1933.
Vor- und Nachteile des Minderwertigkeitsgeftthls II Pad. Warte. Bd. 40. S. 15—19. 1933.
Zur Massenpsychologie II Int. Z. Indiv. Psychol. Bd. 12, S. 133— 141. 1934.
Der Komplexzwang als Teil der Personlichkeit und der neurose // Int. Z. Indiv. Psychol. Bd. 13. S. 1—6. 1935.
On the interpretation of dreams II Int. J. Indiv. Psychol. V. 2- S. 3— 16. 1936.
Die Symptomwahl des Kindes II Int. Z. Indiv. Psychol. Pd. 14. S. 65—80. 1936.
Neurotisches Weltbild // Int.Z. Indiv. Psychol. Bd. 14. S. 129—137. 1936.
Psychiatric aspects regarding individual and social disorganization Amer. J. Sociol. V. 42. P. 773—780. 1937.
Selbstmord // Int. Z. Indiv. Psychol. Bd. 15. S. 49—52. 1937.
Social Interest: a Challenge to Mankind.London: Faber & Faber, Ltd. 1938.
Sleeplesness // Indiv. Psychol. Bull. V. 3. P. 60—64. 1944.
The individual Psychology of Alfred Adler. A systematic presentation in selection from his writing I Ed. and annot. by Heinz L. Ansbacher Rowena R. Ansbacher. New Jork: Basic Books, 1956.

Книга знакомит читателя с основами психологии личности А. Адлера. По словам самого автора «цель книги — показать, как неверно выбранная линия поведения одного человека вносит дисгармонию в нашу общественную жизнь, научить людей распознавать и признавать свои ошибки и, наконец, показать, как гармонично адаптироваться к социальной среде». В основе подхода Адлера — убеждение в том, что человек способен на свободный выбор и реально отвечает за свои поступки — а, стало быть, в состоянии изменить свое поведение. Книга дает представление о практической системе понимания человеческой природы, которая легла в основу многочисленных направлений современной психотерапии.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Ольга Хухлаева. Кризисы взрослой жизни - О. Хухлаева
  • Цветкова Надежда Ивановна. Там – в РАННЕМ ДЕТСТВЕ надо менять наше БУДУЩЕЕ…
  • Восколович Анна Владимировна. Валеологическая сказка как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни
  • 10 главных ошибок в жизни
  • Лукьяненко Любовь Владимировна. «Сказка, как средство воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста»
  • Рязанцева Нина Петровна. Сочинение: «Природа в жизни людей»
  • Юлия Устинова. Онкологический больной в семье (Ю. Устинова)
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Десять правил эффективной расшифровки невербальных проявлений. Правило 5-е
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Голомб А. Как мы объясняем свои ошибки: контрперенос, проекции и отторжение
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Гадание по дате рождения
  • Определить сексуальную ориентацию можно по расширяющимся зрачкам
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • С.В. Уманский. Аутентичность как ресурс самоорганизации человека
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Дэн Вальдшмидт. Как наш мозг принимает решения и зачем нам об этом знать?
  • Своеобразные с точки зрения западного человека японские понятия, которые побуждают к личностному развитию
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Данченко В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
  • Эрих Фром говорил…
  • Кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55-60 лет)
  • Рогалевич Людмила. Cборник занятий по здоровому образу жизни дошкольников
  • Последствия приворота для заказчика и жертвы
  • Притча «Ничего для человека, кроме того, что он заслужил»
  • Г. Фельсер. Шесть признаков для симпатии
  • Хазен А.М. Разум природы и разум человека.
  • Почему мы «подсаживаемся» на игры: психология игры
  • Мерцалов В. Происхождение человека (Логика антропогенеза).
  • Победить страх. - Из цикла "Психологияуспеха"
  • Павел Пономарев. Отзывчивость как способ продлить жизнь
  • Енина Евгения Ильинична. Культурно-гигиенические навыки — ценность, условия и особенности их формирования у детей дошкольного возраста
  • Тутынина Татьяна Юрьевна. Коррекция родительской позиции отцов как условие эмоционального благополучия дошкольников
  • Адекватное оценивание себя как основа психического здоровья человека
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Сабирьянова Ольга. Культура поведения
  • Зависимость глубины и прочности союза от уровня, на котором сделан выбор партнера
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Ольга Хухлаева. Кризис середины жизни — так ли это страшно?
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Отличие между здоровым и пагубным юмором в кризисной ситуации
  • Олег Катюхин. Предательство в жизни и бизнесе
  • Иерархия Духа, Души и Тела



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь