Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 25051

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Говоря о проблемах многословной анкеты и рекомендуя придержи-ваться некоторого оптимального количества слов в ней, надо сказать, что речь здесь идет только о так называемых прямых вопросах, которые необхо-димо отличать от ситуативных и образных. В последних многословность является необходимым условием, поскольку они должны подробно описы-вать ту или иную ситуацию, чтобы донести до респондентов мысль или по-нятие, содержащиеся в вопросе. В прямых вопросах смысл дается в общих понятиях, что требует четкого подбора понятий и понятийных выражений. Каждое новое слово как понятие, не обусловленное смысловым содержанием вопроса, может затруднить его понимание респондентом и, как уже говорилось, даже отвлечь его внимание.
Известный русский лингвист А.М. Пешковский сказал: "Чем меньше слов, тем меньше недоразумений" . Правда, это было сказано совсем по другому поводу, но это высказывание подходит и к нашему случаю.
Действительно, лишние слова нередко приводят к недоразумению. Вопросы и альтернативы необходимо формулировать коротко и ясно, чтобы можно было понять смысл с первого чтения: "Какова категория сложности туристического похода, в котором Вы последний раз участвовали?", "Кем Вы работали до поступления на данное предприятие?", "Любите ли Вы телепередачу "В мире животных"?" и т.д. Повторяем, что простую анкету построить довольно трудно, и если вам кто-нибудь скажет после ваших многодневных и мучительных трудов: "Такую анкету и я мог бы составить", попросите его это сделать. И если он попытается, то вы никогда не услышите от него подобных высказываний.
Малословность или многословность анкеты непосредственным обра-зом влияют на общий объем анкеты, под которым понимается общее коли-чество вопросов. Связь эта прямая: многословная анкета с большим количе-ством вопросов делает анкету объемной, тогда как малословная анкета с не-большим количеством вопросов делает ее компактной.
Надо учесть, что влияние этих двух факторов не однозначно. Боль-шое количество слов может быстрее утомить респондента, даже если анкета содержит небольшое количество вопросов, поскольку пробираться через ча-стокол слов к смыслу вопроса порой весьма трудно. Малословная анкета, содержащая большое количество коротких вопросов, сформулированных ясно и четко, менее утомительна.

Объем анкеты. Часто спрашивают, сколько вопросов должно быть в анкете и сколько времени для заполнения она должна занимать? Если ори-ентироваться на среднюю по сложности анкету, то самый простой и в об-щем-то верный ответ будет таков: в среднем 50-70 вопросов, по времени - в пределах 30-40 минут.
Некоторые социологи увлекаются большими анкетами, содержащими 100-200 и даже больше вопросов и занимающими по времени на ответы по два и более часов. Составитель такой анкеты не думает о респонденте и заботится только о том, чтобы задать как можно больше вопросов. При этом считается, что респондент все выдержит. Наивно предполагать, что опрашиваемые обязательно должны ответить на все вопросы - в этой наивности сказывается методическая неопытность исследователя.
Практика показывает, что большие анкеты, занимающие по времени более 40 минут, утомляют респондентов, снижается результативность опро-са: понижается активность опрашиваемых, их заинтересованность в работе, и в конечном итоге мы получаем некачественно заполненную анкету. Опыт показывает четкую зависимость между количеством вопросов в анкете и числом отказов. Любой социолог может это проверить, подсчитав, насколь-ко возрастает количество не ответивших в зависимости от числа вопросов. В среднем такое снижение идет в пределах 3-15%.
Но было бы неправильно чрезмерно строго регламентировать объем анкеты, т.е. количество вопросов и время ее заполнения. Хотя и существуют разумные пределы и границы объема анкеты, но в каждом конкретном слу-чае ее объем обусловливается прежде всего содержательными моментами исследования и рядом субъективных и объективных факторов.
Во-первых, весьма существенную роль играет психологический фак-тор. Так, в зависимости от того, насколько заинтересовала респондента ан-кета, может меняться ее объем. Самая большая анке6та может легко запол-няться и субъективно занимать немного времени, если она будет интересна. И наоборот, анкета может быть и небольшой по объему, но если она плохо составлена, раздражает респондента, то отвечать на нее будет настоящей мукой.
Можно проверить анкету (это необходимо делать при пилотажном (пробном) опросе), спрашивая респондентов после заполнения, сколько времени потребовалось для ответов на вопросы. Если субъективное время окажется ниже среднего фактического времени, требуемого для заполнения, и если анкета респондентам понравилась, то можно считать, что вопрос с объемом анкеты решен правильно. Если субъективное время окажется больше фактического среднего, значит необходимо ее переделывать. Дело заключается в том, насколько респондент увлечен анкетой, предлагаемым ему заочным разговором. Об этом можно судить хотя бы потому, что от иного неинтересного собеседника хочется сбежать через десять минут, а с другим можно разговаривать часами. Поэтому необходимо помнить о психологическом восприятии всей анкеты в целом и каждого вопроса в отдельности.
Во-вторых, различные группы опрашиваемых, в зависимости от об-разования, культурного уровня, имеют различные навыки работы с печат-ными материалами. В зависимости от этих особенностей меняется и восприятие анкеты, и время, затраченное на ее заполнение. Более образованные люди, естественно, быстрее схватывают сущность того или иного вопроса, и, соответственно, у них уходит меньше времени на заполнение анкеты. Респонденты, имеющие низкий уровень культуры и образования, труднее воспринимают предлагаемый для анализа текст, соответственно, им требуется больше времени для заполнения анкеты.
Если обратиться к рабочим низкой квалификации с вопросами, пред-назначенными для ИТР, то существует большая вероятность, что Вы не по-лучите качественного заполнения анкеты из-за чрезмерной их сложности. Нередко при разработке анкеты и вопросов социолог исходит из своего по-нимания и восприятия вопросов, но поскольку социолог обычно имеет до-статочно высокий уровень культуры и образования, часто более высокий, чем опрашиваемый, формулированные им вопросы могут оказаться слиш-ком сложными для респондентов. При составлении анкеты и разработке во-просов необходимо точно знать, на кого она рассчитана, кто выступает объ-ектом исследования.
В-третьих, объем анкеты зависит от сложности представленных в ней вопросов. Психологические тесты содержат нередко несколько десятков вопросов, но они легко воспринимаются испытуемыми, поскольку вопросы, как правило, довольно просты и отвечать на них по типу "да", "нет" не представляет большого труда. В социологических анкетах довольно часто ставятся сложные вопросы с различной системой ответов, например, табличные или комбинированные по форме, довольно сложные по содержанию, мотивационные, требующие умственного напряжения, памяти, оценивания. Поэтому, если исследовательские задачи требуют сложных для понимания и заполнения вопросов, то следует делать небольшую по объему анкету.
Надо сказать, что из любой, даже самой маленькой анкеты можно снять довольно большой объем информации, которая по качеству может удовлетворить самого требовательного исследователя и заказчика. Разуме-ется при этом необходимо уметь оперировать материалом, т.е. материал первичной социологической информации (ответы респондентов) уметь представить в некоторой системе отношений и взаимосвязей. Например, бюллетени по временной нетрудоспособности могут дать такой же объем информации, как и средняя по объему анкета. Неопытный социолог, стре-мясь получить нужную информацию, нередко придерживается в своих рас-суждениях уровня одномерных связей по типу "вопрос-ответ". Это заставля-ет его прибегать при решении той или иной исследовательской задачи к разработке большого количества вопросов. Чтобы решить при таком подходе все исследовательские задачи, в самом деле требуется довольно много вопросов. Но это количество можно существенно сократить, если использовать двухмерные и трехмерные связи (соответственно применяя и другую систему рассуждения, а именно рассуждения, касающиеся взаимосвязи явлений).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Классическая (аналитическая) теория; classical (analytical) theory
  • Тест "Боги и Богини"
  • Симанов Л. Понятие состояние как философская категория.
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Личностные черты и покупательское поведение. Что ваши покупки говорят о вашей личности?
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Лаво Константин. Каналы восприятия информации в практике чтения раскладов
  • Бабушкин В. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Рамиль Гарифуллин. Как распознать наркомана или алкоголика? Как определить наркозависимую личность
  • Наталья Грачева. Тема: «Удивительные свойства воды».
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Цуканова Е. А. - Качественные методы познания в гуманитарных науках: исследование единичного случая
  • Сплетни полезны для коллектива?
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Как говорить с телом: алгоритм вопросов для работы с психосоматикой
  • Поповичев С.В. Легко солгать тяжело
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Энергия; Energy; Energie
  • Георгий Почепцов. Информационные кампании: от продажи зубной пасты до революции
  • Алекс Мома. Современные определения гностицизма
  • Редактор. Сценарий дня рождения на природе
  • К чему снится свадьба?
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Редактор. Мифы о близнецах
  • Притча «Корысть»
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Что есть психоанализ наука или герменевтика
  • Психология убеждения. Ложные доводы
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Притча «Разнообразие»
  • Егор Горд. Три шага к обретению уверенности в себе
  • Притча «О вопросах»
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Старовойтов В.В. Современный психоанализ - смена парадигмы мышления
  • Последствия отворота
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь