|
Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 26265
Автор: Карпинский К.В.
Название: Человек как субъект жизни. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Понятие смысла является центральной категорией экзистен-циально-персонологической концепции судьбы. При возведении концепции автор опирается на положения философской антропологии о модусах или сферах человеческого бытия и предлагает следующую структуру существования: индивидный, социальный, субъек-тно-личностный и духовно-метафизический уровни [281, s. 45]. Критерием для структурирования этих уровней существования выступает логика регуляции активности человека, специфичная для каждой из сфер бытия. Перебираются различные логики регуляции, основанные на принципе удовольствия, удовлетворении потребностей («Я хочу») и характерные для индивидного бытия, на чувстве долга и конвенциональных предписаниях («Я должен»), на принципе реальности, осознании собственных возможностей и ограничений («Я могу») и годящиеся для адаптации в системе социальных отношений [281, s. 60-61]. Духовно-метафизический уровень Страс-Романовская обозначает как уровень преодоления всяческих детерминаций и выхода в сферу принципиально не соподчиняемых по принципу иерархии абсолютных ценностей. Основное же внимание Страс-Романовской приковывает сфера субъектно-личностного бытия, которая раскрывается как система взаимодействий в плоскости «человек - мир». На этом уровне взаимодействия с действительностью личность не заботится об удовлетворении своих потребностей, адекватности респонден-тного поведения, конечности своих возможностей; здесь основное содержание бытия составляют процессы самореализации и саморазвития, самодетерминации и самотрансценденции, при помощи которых личность созидает неповторимую судьбу. «Здесь - благодаря субъектности - человек становится свободным существом, которое не детерминировано полностью внешними образцами и подкреплениями, принимающим решения и действующим в соответствии с личным выбором, основанным на переживании мира и его смысла» [281, s. 49].
Мотивация активности в этой сфере бытия человека не подпадает под влияние социальных образцов, внешних реагентов, внутренних нужд, внушенных целей и интроецированных приказов; личность как субъект побуждается смыслами и ценностями, существующими в мире. Поиск смысла и смысловая регуляция активности являются основой способности человека к дистанцированию от самого себя и своей жизни и, тем самым, предпосыл- 222 кой автономии. Чем выше уровень развития личности и чем значительней «смысловая» дистанция между ней и ее жизнедеятельностью, тем она свободнее в определении своего жизненного пути. «В этой связи развитие человека на субъектном уровне обусловлено им самим через систему его индивидуальных смыслов и жизненных выборов, а потому является саморазвитием, самопознанием и самореализацией» [281, s. 50]. В связи с проблемой смысловой регуляции активности М.Страс-Романовская оперирует триадой понятий «смысл - переживание - интенциональность». «Смыслы выражаются в интенци-ональности субъекта, а, значит - в способе переживания и интерпретации событий, в содержании жизненных целей, в общем - в способе жизни» [281, s. 62]. Рассматривая соотношение смыслов и переживаний, М.Страс-Романовская пишет, что смыслы являются надситуативными и устойчивыми элементами внутреннего мира личности, а переживания - зависимыми от ситуации феноменологическими проекциями смыслов. С этой позиции интенциональность представляет собой функциональный механизм перевода смыслов в переживания, а переживаний - в практическое действие. Тем самым интенциональность понимается как универсальный механизм смысловой регуляции активности человека [2 81, s. 66]. Из интенциональность выводится осмысленность как способность человека к наполнению континуума жизни сквозным смыслом. «Осмысленность как атрибут человеческого способа существования проявляется в том, что активность человека направлена к определенной цели... Интенциональные действия одновременно являются осмысленными потому, что они направляются смыслами» [281, s. 71]. Интенциональность объективируется в определенном направлении деятельности и жизненного пути человека и, поэтому, векторность, устремленность активности человека служит объективным показателем осмысленного бытия [281, s. 72]. Система смысловой регуляции наделяется набором важных функциональных признаков. Базовым признаком смысловой регуляции является финализм или телеологичность, который расшифровывается как детерминированность будущим. С точки зрения исследовательницы смыслы опережают и предвосхищают поступки человека, создают их субъективную сторону и целенаправленность [281, s. 67]. Не менее важным признаком является общий регуляторный принцип, на котором базируется вся система смысловой регуляции: при ориентации на смысл человек задается вопросом о конечных целях поступка «ради чего», а при ориентации 223 на причину - вопросом «зачем». Предполагается, что в каждом конкретном поступке за ведущую роль в детерминации активности человека конкурируют внутренние смыслы и внешние причины. Исход этого противостояния, противоборства каузальной и смысловой регуляции определяет психологическую судьбу личности. Кроме того, способность субъекта управляться с жизненными событиями, распоряжаться своей судьбой в большом временном масштабе ставится в зависимость от такой особенности смысловой регуляции, как «целостность субъективирования жизни» [281, s. 113]. Страс-Романовская разводит объективную истину и субъективную правду в понимании поступков и судьбы человека. Объективная истина зиждется на максимально полном и всестороннем раскрытии причинно-следственных закономерностей между судьбой человека и силами его окружения. Субъективная правда связана со смысловой логикой регуляции активности индивида; в ее основе лежит смысловое переживание человеком окружающего мира. Подчеркивается, что для личности как субъекта не столько важна объективная истина о собственной жизни, сколько субъективная правда о ней. С позиции исследователя психологически понять поступок - добраться до смысла, который человек вложил в него. Специально обсуждается вопрос об образовании и дифференциации системы внутренних смыслов. Смыслы постулируются как «экстракт» индивидуального жизненного опыта или как субъективная правда личности [281, s. 113]. С точки зрения М.Страс-Романовской, противоположностью смыслов являются конвенциональные значения, которые есть синтез общественного опыта и конструируются в процессе социальной практики. Среди множества смыслов Страс-Романовская особо выделяет экзистенциальные смыслы - те, влияние которых ощутимо в контексте целостного жизненного пути, которые руководят судьбой человека. В качестве основного экзистенциального смысла функционирует смысл жизни. Воздействие смысла жизни на судьбу человека обнаруживается в богатом спектре регуляторных функций. Во-первых, смысл жизни действует в качестве критерия оценивания и ранжирования событий жизненного пути по их значимости для человека, определяя при этом направление его активности и содержание экзистенциальных переживаний. Во-вторых, смысл жизни способствует актуализации в памяти человека давних переживаний и воспоминаний, чем обусловлено присут- 224 ствие «прошлого и будущего в настоящем», «экзистенциальная реминисценция». В-третьих, смысл жизни балансирует всю смысловую систему человека, участвует в селекции, дроблении и коррекции более мелких смыслов. В-четвертых, смысл жизни является источником жизненных принципов и базисом для жизненных целей человека. В-пятых, смысл жизни стабилизирует, удерживает своеобразие жизненного стиля человека. В-шестых, смысл жизни, будучи «органом совести», контролирует неотступное соответствие поступков человека его жизненному призванию, а в случае отступления человека от своего предназначения, запускает механизмы экзистенциальной вины и ответственности. Наконец, смысл жизни конституирует субъектность человека по отношению к его индивидуальной жизни, что составляет его наиглавнейшую функцию [281, s. 63]. По мнению М.Страс-Романовской, осознанность смысла жизни является важной предпосылкой развития личности и формирования у нее «психологического иммунитета» к жизненным кризисам. В том случае, если человек не осознает или ошибается в понимании смысла своей жизни, он неуклонно соскальзывает в жизненный кризис. Жизненный кризис проявляется в регрессе развития личности как субъекта жизни, что конкретизируется в неукротимой жажде удовольствий, в хронической экзистенциальной тревоге, в общей неудовлетворенности жизнью. «Потеряться в жизни - это жить вопреки своему смыслу жизни или не знать его» [281, s. 63]. Существуют два принципиальных пути нейтрализации жизненного кризиса. Первый путь связан с изменением условий жизни под требования смысла жизни, второй - с изменением системы смыслов под условия жизни. Далее М.Страс-Романовская переходит к анализу категории «судьба» и классифицирует ее теоретическое понимание на три разновидности: фаталистическое, биологически-детерминистическое и креационистическое понимание [281, s. 57]. Она присоединяется к «креационизму» - положению о том, что человек в силах создавать и преобразовывать свою жизнь по собственному замыслу. «В экзистенциально-персоналистической перспективе судьбы человека не является ни предназначением, ни детерминацией. Судьба человека - это индивидуальное творение, история жизни, написанная человеком как субъектом жизненных выборов и самореализации» [281, s. 58]. Из этого положения она исходит при разработке концепции личности как субъекта жизни. «Человек как свободное существо формирует себя своими жизненными выбо- 225 рами. Выборы, учитывающие смыслы и ценности личности, являются аутентичными, обеспечивают осуществление смысла жизни и минимизируют воздействие случайных сил на индивидуальную судьбу» [281, s. 58]. Обобщая результаты анализа категории «судьба», М.Страс-Романовская приходит к убеждению, что существование человека можно разделить на два принципиальных способа. Первый способ - каузальный, на котором человеческая жизнь детерминируется социальными и биологическими причинами. Второй способ - это способ жизни человека как хозяина собственной судьбы, телеологический или финалистический способ, который «связан с личностной детерминацией, поиском смысла событий и смысла жизни, с осуществлением экзистенциальных выборов, формулированием жизненных целей и осмысленной активностью» [281, s. 64]. В каждой индивидуальной биографии переплетаются оба способа существования, а их пропорция является неповторимой биографической характеристикой личности. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|