Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 25939

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Понятие смысла является центральной категорией экзистен-циально-персонологической концепции судьбы. При возведении концепции автор опирается на положения философской антропологии о модусах или сферах человеческого бытия и предлагает следующую структуру существования: индивидный, социальный, субъек-тно-личностный и духовно-метафизический уровни [281, s. 45]. Критерием для структурирования этих уровней существования выступает логика регуляции активности человека, специфичная для каждой из сфер бытия. Перебираются различные логики регуляции, основанные на принципе удовольствия, удовлетворении потребностей («Я хочу») и характерные для индивидного бытия, на чувстве долга и конвенциональных предписаниях («Я должен»), на принципе реальности, осознании собственных возможностей и ограничений («Я могу») и годящиеся для адаптации в системе социальных отношений [281, s. 60-61]. Духовно-метафизический уровень Страс-Романовская обозначает как уровень преодоления всяческих детерминаций и выхода в сферу принципиально не соподчиняемых по принципу иерархии абсолютных ценностей. Основное же внимание Страс-Романовской приковывает сфера субъектно-личностного бытия, которая раскрывается как система взаимодействий в плоскости «человек - мир». На этом уровне взаимодействия с действительностью личность не заботится об удовлетворении своих потребностей, адекватности респонден-тного поведения, конечности своих возможностей; здесь основное содержание бытия составляют процессы самореализации и саморазвития, самодетерминации и самотрансценденции, при помощи которых личность созидает неповторимую судьбу. «Здесь - благодаря субъектности - человек становится свободным существом, которое не детерминировано полностью внешними образцами и подкреплениями, принимающим решения и действующим в соответствии с личным выбором, основанным на переживании мира и его смысла» [281, s. 49].
Мотивация активности в этой сфере бытия человека не подпадает под влияние социальных образцов, внешних реагентов, внутренних нужд, внушенных целей и интроецированных приказов; личность как субъект побуждается смыслами и ценностями, существующими в мире. Поиск смысла и смысловая регуляция активности являются основой способности человека к дистанцированию от самого себя и своей жизни и, тем самым, предпосыл-
222
кой автономии. Чем выше уровень развития личности и чем значительней «смысловая» дистанция между ней и ее жизнедеятельностью, тем она свободнее в определении своего жизненного пути. «В этой связи развитие человека на субъектном уровне обусловлено им самим через систему его индивидуальных смыслов и жизненных выборов, а потому является саморазвитием, самопознанием и самореализацией» [281, s. 50].
В связи с проблемой смысловой регуляции активности М.Страс-Романовская оперирует триадой понятий «смысл - переживание - интенциональность». «Смыслы выражаются в интенци-ональности субъекта, а, значит - в способе переживания и интерпретации событий, в содержании жизненных целей, в общем - в способе жизни» [281, s. 62]. Рассматривая соотношение смыслов и переживаний, М.Страс-Романовская пишет, что смыслы являются надситуативными и устойчивыми элементами внутреннего мира личности, а переживания - зависимыми от ситуации феноменологическими проекциями смыслов. С этой позиции интенциональность представляет собой функциональный механизм перевода смыслов в переживания, а переживаний - в практическое действие. Тем самым интенциональность понимается как универсальный механизм смысловой регуляции активности человека [2 81, s. 66]. Из интенциональность выводится осмысленность как способность человека к наполнению континуума жизни сквозным смыслом. «Осмысленность как атрибут человеческого способа существования проявляется в том, что активность человека направлена к определенной цели... Интенциональные действия одновременно являются осмысленными потому, что они направляются смыслами» [281, s. 71]. Интенциональность объективируется в определенном направлении деятельности и жизненного пути человека и, поэтому, векторность, устремленность активности человека служит объективным показателем осмысленного бытия [281, s. 72].
Система смысловой регуляции наделяется набором важных функциональных признаков. Базовым признаком смысловой регуляции является финализм или телеологичность, который расшифровывается как детерминированность будущим. С точки зрения исследовательницы смыслы опережают и предвосхищают поступки человека, создают их субъективную сторону и целенаправленность [281, s. 67]. Не менее важным признаком является общий регуляторный принцип, на котором базируется вся система смысловой регуляции: при ориентации на смысл человек задается вопросом о конечных целях поступка «ради чего», а при ориентации
223
на причину - вопросом «зачем». Предполагается, что в каждом конкретном поступке за ведущую роль в детерминации активности человека конкурируют внутренние смыслы и внешние причины. Исход этого противостояния, противоборства каузальной и смысловой регуляции определяет психологическую судьбу личности. Кроме того, способность субъекта управляться с жизненными событиями, распоряжаться своей судьбой в большом временном масштабе ставится в зависимость от такой особенности смысловой регуляции, как «целостность субъективирования жизни» [281, s. 113].
Страс-Романовская разводит объективную истину и субъективную правду в понимании поступков и судьбы человека. Объективная истина зиждется на максимально полном и всестороннем раскрытии причинно-следственных закономерностей между судьбой человека и силами его окружения. Субъективная правда связана со смысловой логикой регуляции активности индивида; в ее основе лежит смысловое переживание человеком окружающего мира. Подчеркивается, что для личности как субъекта не столько важна объективная истина о собственной жизни, сколько субъективная правда о ней. С позиции исследователя психологически понять поступок - добраться до смысла, который человек вложил в него.
Специально обсуждается вопрос об образовании и дифференциации системы внутренних смыслов. Смыслы постулируются как «экстракт» индивидуального жизненного опыта или как субъективная правда личности [281, s. 113]. С точки зрения М.Страс-Романовской, противоположностью смыслов являются конвенциональные значения, которые есть синтез общественного опыта и конструируются в процессе социальной практики. Среди множества смыслов Страс-Романовская особо выделяет экзистенциальные смыслы - те, влияние которых ощутимо в контексте целостного жизненного пути, которые руководят судьбой человека. В качестве основного экзистенциального смысла функционирует смысл жизни. Воздействие смысла жизни на судьбу человека обнаруживается в богатом спектре регуляторных функций. Во-первых, смысл жизни действует в качестве критерия оценивания и ранжирования событий жизненного пути по их значимости для человека, определяя при этом направление его активности и содержание экзистенциальных переживаний. Во-вторых, смысл жизни способствует актуализации в памяти человека давних переживаний и воспоминаний, чем обусловлено присут-
224
ствие «прошлого и будущего в настоящем», «экзистенциальная реминисценция». В-третьих, смысл жизни балансирует всю смысловую систему человека, участвует в селекции, дроблении и коррекции более мелких смыслов. В-четвертых, смысл жизни является источником жизненных принципов и базисом для жизненных целей человека. В-пятых, смысл жизни стабилизирует, удерживает своеобразие жизненного стиля человека. В-шестых, смысл жизни, будучи «органом совести», контролирует неотступное соответствие поступков человека его жизненному призванию, а в случае отступления человека от своего предназначения, запускает механизмы экзистенциальной вины и ответственности. Наконец, смысл жизни конституирует субъектность человека по отношению к его индивидуальной жизни, что составляет его наиглавнейшую функцию [281, s. 63].
По мнению М.Страс-Романовской, осознанность смысла жизни является важной предпосылкой развития личности и формирования у нее «психологического иммунитета» к жизненным кризисам. В том случае, если человек не осознает или ошибается в понимании смысла своей жизни, он неуклонно соскальзывает в жизненный кризис. Жизненный кризис проявляется в регрессе развития личности как субъекта жизни, что конкретизируется в неукротимой жажде удовольствий, в хронической экзистенциальной тревоге, в общей неудовлетворенности жизнью. «Потеряться в жизни - это жить вопреки своему смыслу жизни или не знать его» [281, s. 63]. Существуют два принципиальных пути нейтрализации жизненного кризиса. Первый путь связан с изменением условий жизни под требования смысла жизни, второй - с изменением системы смыслов под условия жизни.
Далее М.Страс-Романовская переходит к анализу категории «судьба» и классифицирует ее теоретическое понимание на три разновидности: фаталистическое, биологически-детерминистическое и креационистическое понимание [281, s. 57]. Она присоединяется к «креационизму» - положению о том, что человек в силах создавать и преобразовывать свою жизнь по собственному замыслу. «В экзистенциально-персоналистической перспективе судьбы человека не является ни предназначением, ни детерминацией. Судьба человека - это индивидуальное творение, история жизни, написанная человеком как субъектом жизненных выборов и самореализации» [281, s. 58]. Из этого положения она исходит при разработке концепции личности как субъекта жизни. «Человек как свободное существо формирует себя своими жизненными выбо-
225
рами. Выборы, учитывающие смыслы и ценности личности, являются аутентичными, обеспечивают осуществление смысла жизни и минимизируют воздействие случайных сил на индивидуальную судьбу» [281, s. 58].
Обобщая результаты анализа категории «судьба», М.Страс-Романовская приходит к убеждению, что существование человека можно разделить на два принципиальных способа. Первый способ - каузальный, на котором человеческая жизнь детерминируется социальными и биологическими причинами. Второй способ - это способ жизни человека как хозяина собственной судьбы, телеологический или финалистический способ, который «связан с личностной детерминацией, поиском смысла событий и смысла жизни, с осуществлением экзистенциальных выборов, формулированием жизненных целей и осмысленной активностью» [281, s. 64]. В каждой индивидуальной биографии переплетаются оба способа существования, а их пропорция является неповторимой биографической характеристикой личности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Людмила Анатольевна Панова. Развитие самостоятельной познавательной активности детей через проектную деятельность
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Земскова Надежда Александровна. Ознакомление детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Смирнова Марина Николаевна. Статья «Игровая самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развитие и поддержка детской творческой активности»
  • Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности
  • Ванцына Наталья Витальевна. Доклад на тему: «Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ в соответствии ФГОС»
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье школьников
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Кекенджинова Эльвира Очировна. Доклад на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Габайдуллина Алена Владимировна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности
  • Сафиуллина Динара Рафаэловна. Использование проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Гулюза Хазиева. Отчет по самообразованию
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Зюзина Алена Ильинична, Мащук Татьяна Николаевна. РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ АКТИВНОЙ ИГРОВОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. План по самообразованию «Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания»
  • Полина Евдокимова. Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка
  • Ледовских Марина Александровна. Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Не огнем горит она, батарейками полна»
  • Шестовских Анастасия. Влияние предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста
  • Конструктивное
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Вохмянина Наталья Сергеевна. Организация простейших опытов в процессе исследовательской деятельности с детьми 3-4 лет
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Савельева Галина Сергеевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
  • Кальчик Лариса Александровна. Как развить творческие способностей у детей дошкольного возраста через театральную и досуговую деятельность
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания
  • Емельянова Наталья Александровна. Конспект образовательной деятельности «Превращения воды»
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь