Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52701

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Развитие карьеры является, действительно, проблемой для многих, вероятно, из-за ее многоплановости. Например, Sofer (1970) нашел, что многие из его испытуемых верят, что "удача" и "умение оказаться в нужном месте в нужное время" играют главную роль,
В середине карьеры ее развитие обычно на средних уровнях: управленческой структуры становится более проблематичным и вес большее число работников на ходит, что их продвижение замедлилось, если совсем не остановилось. Предложений становится меньше, интересующие виды деятельности требуют длительного освоения и совершенствования мастерства, прошлые ошибки не могут быть преодолены, знания и методы работы устаревают, силы убывают или требуются для семьи, присутствует давление со стороны молодого пополнения, И Levinson (1973), и Constandse (I973) описывают управленца, переживающего эти страхи и неприятности "молчаливо, в изоляции" от семьи и коллег.
Боязнь понижения в должности или отставки по возрасту может быть сильной ддя тех, кто достиг "потолка своей карьеры", и большинство неизбежно страдает от снижения статуса еще до увольнения, Goffinan (1952) считает, что в связи со снижением числа предложений техническим специалистам компания-работодатель должна поддерживать чувство ответственности за выполняемую работу, чтобы смягчить ощущения дискомфорта.
Me Murrey (1973) считает, что с точки зрения перспективы компании, имеет смысл отказаться от перевода руководителя на более высокий уровень, если есть сомнения, что он справится. Этот синдром он обозначает как "исполнительский невроз"- Он указывает на последствия такого явления для выполняемой работы и для компании в целом и пишет, что чрезмерно продвинутый вверх руководитель для достижения высоких результатов труда слишком много работает и в то же время скрывает свою ненадежность,
Возраст сам по себе - не причина дяя причитания: "мир для молодых". Быстрота, с которой развивается общество (технологически, экономически и социально), приводит к тому, что, очевидно, возни* кает необходимость смены карьеры (изменение квалификации, про-
190
фсссни) п течение трудовой жизни субъекта (также, как это происходит с компаниями и их продукцией). Эти тенденции не однозначны а другие исследования подтверждают, что работники более сшивдь! к стабильности (Sleeper, 1975). Пока менеджеры приспосабливают своп ожидания к новым обстоятельствам, стресс "развития карьеры11 особенно на более поздних этапах жизни, похоже, будет становиться во вес подрастающей степени общим явлением*
Erikson et al, (1972, 1973) из психиатрической службы военно-морского флота США, чтобы оценить проблему системно, развернули всестороннюю исследовательскую программу в ВМФ США по оценке соответствия статуса военнослужащих, или, как они говорят, со-ответствия уровня притязаний возможностям субъекта. На ранних стадиях работы было выявлено (Arthur & Gunderson, 1965), что задержка и продвижении по службе существенно влияет на появления психических отклонений. Позже они обнаружили (Erikson et al., 1972), что персонал военно-морского флота испытывает большее удовлетворение при темпе продвижения, соответствующем их ожиданиям. Неудовлетворенность возрастает, если темп продвижения замедляется. Тс, кто был менее успешен в продвижении по службе испытывают наибольшее число стрессов в своей жизни. Б более поздних работах Erikson et al. (1973) обнаружили на выборке из 9000 человек, что соответствие статуса возможностям субъекта:
1) отрицательно связано с психическими отклонениями,
2) положительно влияет на профессиональную эффективность военных.
Проблема соответствия статуса изучалась и с точки зрения социологических перспектив. Изучались несоответствия между социальным статусом индивида и его родителей или случаи, когда родители принадлежали к разным социальным прослойкам. Например, в проективном изучении лиц, проходящих медицинское обследование, обнаружено, что мужчины имеют значительно более высокий риск ИБС> если их социальная принадлежность в детстве или социальная принадлежность жены в детстве были выше или ниже их современного положения, Kasl & Gobb (1967) обнаружили также, что стресс, связанный со статусом родителей, может в различной степени иметь "сильное, длительное воздействие на физическое и психическое здоровье" Berry (1969) выявил на выборке из 6131 человека, что только небольшое число случаев заболеваний, (с последующей госпитализацией) может быть объяснено проблемами статуса,
Jackson (1962) получил более "дифференцированные данные, показывающие, что все проявления несоответствия статусу психологически болезненны, но подверженность стрессу меняется в зависимости от особенностей отношения субъекта к достигнутому и приписываемому положению. Все больше и больше данных показывает, что
191
стресс, связанный со статусом, является проблемой западного высо-коподвижиого общества. Как обобщает Wan (1971), стресс, связанный со статусной неопределенностью приводит к тому, что ролевой конфликт, возникший из несоответствующих ожиданий желаемой социальной позиции, может привести к психологической напряженности и фрустрациям, которые, в свою очередь, формируют звено в заболеваниях, связанных со стрессом.
Организационная структура и психологический климат
Пятым потенциальным источником управленческого стресса является просто "включенность в организацию" и угроза свободе личности, ее автономии и статусу. Область возникающих проблем включает отсутствие или малое участие в процессе принятия решений, отсутствие чувства принадлежности к организации, невозможность получить квалифицированную помощь, малое число связей, ограничения свободы поведения и интриги* Это лишь наиболее значимые проблемы. Возрастающее число исследований, проводящихся в этой области, связаны, в основном, с оценкой эффективности выполнения работником его деятельности. Развитие этого направления в Северной Америке и в странах ЕЭС совпало по времени с разработкой программ участия работников в деятельности предприятия и в процессе принятия решения, касающихся организации в целом, включая создание автономных рабочих групп, рабочих директоров. Например, Coch & French (1948) изучали степень участия рабочих швейной фабрики в этом процессе. Они нашли, что чем больше участие рабочих, тем выше производительность и удовлетворенность трудом, ниже брак и лучше взаимоотношения между руководителем и подчиненными. Эти результаты были позднее подтверждены в естественном эксперименте на обувной фабрике в Южной Норвегии, где увеличение степени участия рабочих в управлении привело к значительному улучшению отношения рабочих к руководству и большей включенности в работу (French et al., 1960)-
Нашим задачам больше соответствует исследование, связанное с отсутствием участия в работе организации и связанными с этим неудачами. Так, в работе, проведенной в Голдарде French & Caplan (1970), обнаружили, что те лица, которые больше участвуют в принятии решений, характеризуются и большей удовлетворенностью трудом, низким уровнем тревожности и высоким самоуважением. Buck (1972) обнаружил, что те управленцы и рабочие, которые больше угнетены, отмечают, что их руководители "всегда прдвят железной рукой и редко выдают новые идеи или позволяют принимать участие в принятии решений". Это же отмечают руководители, которые находятся под воздействием стресса. Они считают, что их начальники никогда не позволяют им выполнять работу так, как им
192
кажется лучше. Margolis et al. (1974) обнаружили на выборке из 1400 рабочих, что наиболее частым и значимым индикатором напряженности или стресса, связанного с работой, было неучастие в работе предприятия. Они нашли, что это обстоятельство связано с последующим риском для здоровья: у всех обследованных отмечалось плохое физическое состояние, защитное пьянство, подавленное настрое-» ние, низкий уровень самоуважения и удовлетворенности жизнью, прогулы. Было выявлено, что низкий уровень удовлетворенности трудом, связан с отсутствием участия в принятии решений, невозможностью обратной связи с руководителем и отсутствием оценки хорошей работы (Kasl, 1973).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Цанава О.В. Использование Шкалы общей оценки функционирования для диагностической оценки и планирования психотерапии
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Коропец З.Л., Коропец А.А., Алексеева Т.А. Математика. Нестандартные методы решения неравенств и их систем
  • Полицинский Е.В. и др. Задачи и задания по физике. Методы решения задач и организация деятельности по их решению
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Трофимова Е.В., Языканова Е.В. ВСОКО. Литературное чтение. 3 класс. Внутренняя система оценки качества образования
  • Василевская Е.И., Свиридова Т.В. Методы решения задач по общей химии
  • Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления
  • Барлас Т.В. Психодиагностическое обследование: Потенциал для консультирования и психотерапии
  • Федунина Н.Ю. Многоуровневая модель оценки эффективности работы ТД
  • Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управленческие решения (методы принятия и реализации)
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Тихомиров Н.П., Дорохина Е.Ю. Эконометрика
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Габович И. Г. Алгоритмический подход к решению геометрических задач
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Кучарина Е.А. Инвестиционный анализ
  • Решение экономических задач в рамках школьной программы
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Тамара Майлс. Третий уровень: тайм-менеджмент
  • Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий)
  • Автономов Д.А. Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть II
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Кондратьев А.С., Ларченкова Л.А., Ляпцев А.В. Методы решения задач по физике
  • С.В. Уманский. Психотерапия. Безопасность как критерий эффективности.
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Георгий Почепцов. Новые методы пропагандистского воздействия: будущее уже рядом
  • Из лягушек в принцы - Р. Бендлер, Д. Гриндер
  • Митина О.В. Математические методы в психологии. Практикум
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Мирошин В.В., Рязановский А.П. ЕГЭ 2019. Математика. Решение задач
  • Георгий Почепцов. Пропаганда в ее историческом развитии
  • Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения
  • Г.Г. Почепцов. Новые информационно-коммуникативные подходы: от мягких методов допроса до распознавания лжи
  • Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения: Справочник
  • Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо.
  • Айвазян С.А. Методы эконометрики
  • Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика
  • Смирнова Е.С. Планиметрия. Виды задач и методы их решений. 9-11 классы
  • Рутан Дж. Ограниченные во времени психодинамические группы
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Готман Э.Г., Скопец 3.А. Задача одна - решения разные
  • Притча «Свои инструменты и методы»
  • Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Рябов М.А. Сборник задач и упражнений по химии. 9 класс. К учебнику
  • Нефедова М.Г. Задачи на движение. 3-4 классы. Рабочая тетрадь по математике
  • Крайнева Л.Б. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения
  • Манжиров А.В., Полянин А.Д. Справочник по интегральным уравнениям. Методы решения



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь