Суть технологии выработки нового навыка у дельфина за- ключалась в том, что дрессировщик ждал, пока дельфин со- вершит необходимое действие, после чего свистел в свисток и угощал дельфина рыбой. После чего дрессировщик выжи- дал, пока дельфин повторит данное действие, и снова повто- рял свисток и давал рыбу. Вскоре дельфин понимал, что от него требовалось, и повторял действия перед публикой.
Для выработки второго трюка дрессировщик уже не давал рыбу за старый трюк и ждал, пока дельфин выполнит что- то новое. Как только дельфин показывал что-то новое, снова раздавался свисток и дельфин угощался рыбой. Итак, продолжалось почти 14 дней. Каждый раз примерно две трети представления дельфин тратил на выработку но- вого трюка, а последнюю треть зарабатывал рыбу освоен-
ным приемом. Но выдумывать новые трюки дельфину при- ходилось все труднее и труднее. Дрессировщик для сохра- нения творческих отношений с дельфином периодически стал давать дельфину «не заработанную рыбу». Аплодис- менты зрителей тоже действовали на дельфина — одно де- ло одиноко дурачиться в бассейне, совершенно другое — перед зрителями.
И как-то, примерно через 2 недели, когда дрессировщику уже трудно было представить, что еще может придумать его подопечный, дельфин неожиданно показал феноме- нальный творческий прорыв, подряд представив ему со- вершенно новые трюки.
Инструкции коучинга в притче. Дельфину необходимо бы- ло изучить не одно, а несколько действий. Особенности нового поведения обуславливались самим дельфином, а не дрессировщиком. Свисток был специфической обрат- ной связью. Рыба — это поощрение за конкретное дейст- вие. Незаработанная рыба — чуткость в отношениях.
Контекст притчи о дельфине — самое наглядное воспроиз- ведение работы коуча, его методов и философии. Главное в том, что дрессировщик между строк посылал следующий месидж талантливому дельфину: «Сделай что- нибудь другое, что ты делал на предыдущих представлени- ях». Миссия дрессировщика состояла не в том, чтобы обу- славливать какие-либо конкретные действия, а стимулиро- вать дельфина на новые, освободить его творческий потен- циал. И это самое важное. Публика в данном случае игра- ла роль социальной среды, одобряющей аплодисментами выступления дельфина.
Эффективная обратная связь при этом зависела от инфор- мационности (свисток) и мотивации (рыба). И, наконец, факт успешности коучинга — самомотивация дельфина в заключительном выступлении.
При этом дельфин не просто наблюдал и воспринимал сви- сток, он получал интерпретацию своих действий от после- дующего свистка и вкусной рыбы. То есть имела место ре- акция на действие.
То же самое вы можете делать и в офисе. Немного фанта- зии, и у вас все получится без применения свистка, тем бо- лее раздачи рыбы. Бог даровал всем язык. Только не надо строго относиться к слову «дрессировщик». Хотя кто его знает, кто есть кто.
Что еще важно при коучинге — перекрестный анализ. Это когда вы сравниваете ключевые отличия при сопоставимых ситуациях. Ситуациях, которые почти одинаковые. Два почти одинаковых сюжета с разными финальными сцена- ми. «Почти» — это и есть то главное, что обуславливает нужный результат. Тысячи фильмов о любви, практически с одинаковым сюжетом и даже с одинаковым финалом. Но воздействие от них совершенно разное. У особенных фильмов есть это «почти».
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.