|
Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 165056
Автор: Деркач А., Зазыкин В.
Название: Акмеология: Учебное пособие. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Однако, прежде чем обратиться к ним, скажем несколько слов об исторических предпосылках их появления. Идея создания психолого-акмеологических служб является развитием концепции «психологических» или «социально-психологических служб», разработанной еще в восьмидесятых годах XX века. В те годы психологическая служба мыслилась и создавалась как организационная система практического использования возможностей психологии для решения актуальных практических задач и прежде всего психологической диагностики, экспертизы, консультации в сфере производства, народного образования, медицины, охраны правопорядка и др. Необходимость масштабного использования психологического знания на практике была обусловлена значительным повышением роли «человеческого фактора» в производстве, управлении, образовании и др., что было вызвано научно-техническим прогрессом. В те годы стало очевидным, что развитие техники, новых информационных технологий, профессиональных взаимодействий между субъектами деятельности предъявляет качественно иные, более высокие требования к интеллектуальной и эмоциональной сферам личности, обусловливает значительные нагрузки на них на пределе психологических возможностей человека. К тому же работа создаваемых служб социального развития организаций должна была опираться на систему комплексного научного знания о человеке. Естественно, стали изменяться требования к профессиональной подготовке специалистов. Качественно новые задачи потребовали использования гуманитарных знаний, среди которых психологические стали занимать ведущее место*.
* Бодалев А. А., Ломов Б. Ф., Лучков В. В. Психологическую науку на службу практике// Вопросы психологии. — 1979. — № 4. В короткие сроки были разработаны типовые структуры психологических служб, их статус, характер деятельности, определен спектр решаемых задач, практика внедрения психологических знаний и наработок *. * Социально-психологическая служба промышленного предприятия: теория, опыт, практика / Под ред. Ю. М. Забродина и Е. В. Таранова. — Курган, 1983. Психологи стали осуществлять следующее: • помогать работе кадровых подразделений; • разрабатывать планы социального развития; • заниматься вопросами повышения трудовой мотивации; • организовывать работу по оптимизации психологического климата; • обеспечивать психологическую компенсацию неблагоприятных функциональных состояний, возникающих в процессе деятельности; • проводить психокоррекцию негативных форм социального поведения и пр. Психологические службы появились во многих организациях и на предприятиях, в ряде отраслей промышленности, родах войск. Они на практике доказали свою высокую эффективность. Однако в процессе «перестройки» и «радикальных экономических реформ» система психологических служб была разрушена. В настоящее время проблема воссоздания таких служб стала вновь актуальной. Прежде всего это обусловлено социально-психологическими «издержками» реформ, высокой психологической «ценой» переходного периода, жесткими требованиями рыночных отношений к субъектам деятельности. В то же время просто «реанимировать» такие службы было бы неверно, так как коренным образом изменились требования времени и условия их функционирования, отсюда и возникла идея создания именно психолого-акмеологических служб. Что же представляет собой современная психолого-акмеологическая служба? В чем ее отличие от психологической службы? Каковы ее цели, задачи, функции, организационная структура? В первую очередь следует отметить, что психологические службы создавались для иной общественно-экономической формации, поэтому ряд их стратегических задач в настоящее время являются неактуальными или они претерпели значительную трансформацию (к примеру, обеспечение деловой репутации заменено на формирование эффективного имиджа). В то же время немало практических задач, в частности связанных с формированием кадрового потенциала организации, остались по сути прежними. К тому же существенно возросла потребность в профессионалах высокого уровня, что обусловило привлечение научного знания к решению задач прогрессивного личностно-профессионального развития, а это уже знания акмеологические. Появились и новые задачи, требующие привлечения акмеологического знания, — формирование корпоративных отношений, паттерналистского стиля руководства, достижение социального партнерства. Все это привело к необходимости организации психолого-акмеологических служб. В настоящее время психолого-акмеологическая служба — это структурная система, обеспечивающая с помощью психологических и акмеолошческих средств продуктивное использование кадрового потенциала организации, успешность профессиональной деятельности и прогрессивное личностно-профессиональное развитие кадров, повышение эффективности работы самой организации, ее развитие и повышение конкурентоспособности. Очевидно, что структурные подразделения психолого-акмеологических служб могут быть разноуровневыми, то есть создаваться в конкретных частных, государственных организациях, объединениях, ведомствах, но при этом возможна и целесообразна их интеграция в холдинговые или ведомственные психолого-акмеологические службы, координирующие деятельность «низовых» подразделений, обеспечивающие их работу научно и методически Была разработана проектная концепция психолого-акмеологической службы в системе государственной службы Российской Федерации*. * Психолого-акмеологическая служба Настольная книга практического психолога. Методическое пособие / Под ред Е. А. Яблоковой — М.: РАГС, 2001 Данная психолого-акмеологическая служба предусматривает двухуровневую организацию: • на федеральном уровне — администрация Президента РФ, Правительство РФ, федеральные ведомства; • на региональном уровне — администрации регионов. Создание психолого-акмеологических служб рекомендовано и на муниципальном уровне Главной целью такой службы является психолого-акмеологическое сопровождение деятельности государственной службы на уровне системного обеспечения развития ее кадрового потенциала, которое находится в поле решения стратегической проблемы гуманистически направленного социокультурного преобразования среды жизнедеятельности человека Частными целями являются: • психолого-акмеологическое обеспечение кадровой работы; • психолого-акмеологическая оптимизация работы, профессиональных взаимодействий и отношений государственных служащих; • психолого-акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития государственных служащих; • психологическая помощь в формировании деловой репутации и авторитета структур государственной службы. Отмеченные цели имеют так называемый универсальный характер и могут распространяться и на другие психолого-акмеологические службы, не имеющие отношения к государственной службе. Исходя из данных целей формулируются и основные задачи психолого-акмеологических служб. Их количество, вид и содержание должны быть «привязаны» к специфике деятельности организации или ведомства. Правовой основой деятельности психолого-акмеологических служб являются законы Российской Федерации, законодательные акты, уставы учреждений и организаций. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|