|
Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 58379
Автор: Регуш Л. А.
Название: Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 2. Под влиянием каких факторов возникла (актуализировалась) проблема развития?
3. Какие из полученных автором результатов и как могут быть использованы для работы с указанной проблемой? 4. Как полученные результаты можно использовать для предупреждения проблемы развития? Примеры выполнения самостоятельной работы Пример 1 (по материалам магистрантки О. Г.) 1. Проблемная ситуация: Девушка (17 лет). С девяти лет болеет тяжелой формой псориаза. С 13 лет начала ощущать свою неполноценность. Вследствие этого не общалась со сверстниками, держалась обособленно, была уверена в том, что ее не примут в коллективе. Носила очень закрытую одежду. Авторитетом для нее всегда была мать — очень строгая и требовательная. Она призывала дочь к «идеальности» во всем, никогда не хвалила, не демонстрировала любви, была холодна. За любые ошибки и неудачи строго осуждала. Девушка всегда боялась порицания матери. В 17 лет вместе с приятельницей записалась в студию бальных танцев. Обнаружились явные способности: чувство ритма, пластичность, грациозность. Девушке очень нравилось заниматься танцами. Она пригласила мать на первое выступление. Очень переволновалась. Было неприятно, что костюм для выступления очень открытый, и видна болезнь. На выступлении часто сбивалась с ритма, спотыкалась, держалась неуверенно. Мать была разочарована, сделала выговор, указала на болезнь. После этого случая девушка забросила танцы. Возникло чувство собственной никчемности. 228 2. Проблемы: • непринятие своего физического «Я»; • трудности построения взаимоотношений с матерью и окружающими. 3. Поведенческие реакции: закрытая одежда, сознательный отказ от общения, скованность движений из-за страха оценки матери. 4. Противоречия, порождающие проблемы: • между «Я»-реальным и «Я»-идеальным; • между желанием найти себя в какой-либо деятельности и неуверенностью в своих силах из-за болезни; • между желанием получить поддержку от матери и эмоциональной отчужденностью матери. 5. Анализ противоречий: В этом возрастном периоде человек осознает себя как личность, стремится к самопознанию. Важно положительное восприятие своего «Я», принятие родными и сверстниками личности субъекта. В данной ситуации болезнь и эмоциональное отчуждение матери сформировали искаженное восприятие себя. Это послужило сознательной изоляции себя от коллектива и построению преград в деятельности и общении. Постоянная критика со стороны матери способствовала появлению чувства вины, ощущения собственной неполноценности, беспомощности. 6. Поэтапный анализ зарождения проблемы: Зарождение: • болезнь и стиль родительского воспитания; • холодность, критика; • отсутствие положительного образа «Я». Кульминация: • страх общения, страх негативной оценки; • отсутствие взаимопонимания; • акцент на болезни; • отказ от деятельности. 229 7. Разрешение проблемы: В данной ситуации разрешением была откровенная беседа с матерью, в которой мать отказалась бы от старого стиля общения и принесла извинения. Также разрешению проблемы могла способствовать смена коллектива и внимание противоположного пола. Положительное действие способны оказать: доверительная беседа, поддержка, похвала, отказ от акцента на неудачах, формирование восприятия болезни как явления, не влияющего на личностные качества и возможность общения. 8. Последствия разрешения или неразрешения проблемы. Последствия неразрешения проблемы: • сваливание своих неудач на болезнь; • неуверенность в себе; • неконтактность; • одиночество. Положительные последствия разрешения проблемы: • осознание своих возможностей, несмотря на болезнь; • контактность; • умение налаживать взаимоотношения с окружающими; • нахождение себя в деятельности. 9. Предупреждение проблемы: Мать должна была руководствоваться другим стилем воспитания, наладить доверительные отношения с дочерью, не делать акцентов на болезни. Пример 2 (по материалам магистрантки Е. Л.) 1. Проблемная ситуация: Анна, 17 лет. Жила с семьей в южном городе. Поступила в вуз в СПб. Уехала из дома. Подруга, с которой они вместе уехали и снимали комнату, очень скоро занялась своей личной жизнью, и они стали редко общаться. Анна сначала жила у одной подруги в семье, потом у другой, тоже иногородней. Домой 230 ездила раз в полгода. Стала часто болеть, иногда тяжело. Очень скучала по своей семье, часто звонила и разговаривала со всеми по очереди. Много общалась с родителями подруг. Стала тревожной, напряженной. Появились страхи, связанные со здоровьем. Это проявлялось в навязчивой гигиене, тщательной обработке даже незначительных царапин, мытье каждого продукта, упаковки, принесенных в дом, и т. д. 2. Проблема: трудности адаптации. 3. Эмоциональные, поведенческие проявления, говорящие о наличии проблемы: тревожность, неврозоподобное состояние, заболевания, имеющие психосоматическую природу, различные страхи (угроза здоровью, жизни); частое общение и тесный контакт с родителями, подругами. 4. Противоречия, порождающие проблему: между психологической неготовностью отделения от родителей и вынужденным физическим отделением. 5. Поэтапный анализ зарождения проблемы: В принципе, проблема отделения от родителей является закономерной, но возраст ее возникновения индивидуален (особенно в нашей стране). Зарождение • никогда не оставалась одна дома; • решив поступать в ВУЗ в другой город, не задумывалась о своей жизни вне дома; • не было опыта самостоятельной жизни и ведения хозяйства. Развитие: • переезд в другой город; • попытки вести самостоятельно хозяйство; • подруга «бросила», не с кем поделиться своими чувствами и переживаниями; • резкая смена климата, как следствие — простудные заболевания, тяжелая ангина. Кульминация: появление психосоматических заболеваний, 231 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|