Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Смит Ноэль. Современные системы психологии.Категория: Психология, Системный подход в психологии | Просмотров: 47200
Автор: Смит Ноэль.
Название: Смит Ноэль. Современные системы психологии. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Поведенческие эпизоды. Баркер и Вригт (Barker & Wright, 1955) обнаружили, что максимальное число эпизодов, в которых заняты дети в любой момент времени, равно четырем, и что дети редко участвуют более чем в трех эпизодах одновременно. Данное наблюдение, по-видимому, также распространяется и на учителей (Scott, 1977). В поведенческом сеттин-ге, названном Активность Большой Группы (Large Group Activity), эффективные эпизоды поведения учителей в большей степени включали группу как целое, в то время как менее эффективные эпизоды поведения учителей были в большей степени направлены на отдельных индивидуумов или на малые группы. Если Баркер и Вригт обнаружили, что дети
ведут себя более похожим на других детей образом в пределах одного сеттинга, чем на самих себя в других сеттингах, то Скотт обнаружил, что данное наблюдение в равной степени верно и для учителей. Различия между эффективными и неэффективными учителями были минимальны в сеттингах, в которых поведение носило предписанный характер, и становились максимальными в сеттингах, где допускалась значительная индивидуальная свобода. Картирование поведения. Картирование поведения было объединено с эко-бихевиоральной наукой с целью обеспечения высокоэффективной методологии. Карта поведения аналогична архитектурному плану этажа. На схеме, изображающей пространство места действия, отмечается точка, указывающая, что здесь имело место поведение, соответствующее заранее определенной поведенческой категории. В таблице, строки которой представляют пространственную локализацию, а столбцы — предварительно разбитые на категории формы поведения, конкретное поведение будет представлено пересечением строк и столбцов. В одном примере картирования поведения аутичных детей в классе сеттинги состояли из работы с учителями, свободной игры, перерыва и групповой работы. Формами поведения были неуместная эхолалия (out-of-seat echolalia), самостимуляция, вспышки раздражения, адекватное поведение, работа, игра и социальное поведение. Составление карты показало, что в одних сеттингах имеет место большее количество форм поведения, а в других — меньшее. Как и в случае нормальных детей, поведение аутичных детей, по-видимому, определяется сеттингом (Charlop, 1983). Шкалирование. Поведенческие сеттинги могут измеряться с помощью различных шкал. Шкала автономии (autonomy scale) показывает, где принимаются решения, касающиеся того, кто может участвовать в сеттинге. Высшая оценка в девять баллов ставится в том случае, если решение принимается локально, а низшая — в один балл, — если решение принимается федеральным правительством. Бехтель (Bechtel, 1982b) увеличил шкалу до двенадцати баллов, чтобы включить решения, принимаемые внутри сеттинга. Шкала проникновения (penetration scale) предполагает высшую оценку в шесть баллов для индивидов, чья роль в сеттинге настолько необходима, что данное лицо оказывается незаменимым: например, лицо, разработавшее совершенно новую медицинскую процедуру; магазин или фирма, которой руководит один человек; профессор, читающий уникальный университетский курс. Если замена возможна, ставится оценка в пять баллов. Оценка в четыре балла ставится тем, чья роль необходима, но не относится к уровню высшего руководства. Баркер показал, что определенные группы, такие как женщины и дети, часто допускались только к данному уровню и исключались из высших. Уровень один состоит из наблюдателей, не вносящих никакого вклада, кроме своего присутствия. Показатель уровня проник- 204 новения может быть использован для измерения числа возможных руководящих позиций по отношению к размерам популяции, иными словами, там, где стремящиеся занять такие позиции лица должны искать наиболее благоприятные возможности. Оценки благоприятствования (welfare ratings) измеряют степень, в которой поведенческий сеттинг обеспечивает льготы таким группам, как меньшинства, тогда как оценки давления (pressure ratings) указывают на способ, посредством которого правила сеттинга исключают таких индивидуумов. На основе сочетания этих и других оценок может быть выведен общий индекс изобилия (general richness index). Чем выше этот показатель, тем больше типов поведения и руководства доступны в данном сеттинге. Сбор такой информации представляет собой «обследование поведенческого сеттинга» («behavior setting survey»). Иногда оно дополняется опросниками для определения установок, ценностей и других субъективных форм поведения. Фокальная точка поведения. Бехтель (Bechtel, 1982b) провел анализ семи обследований поведенческих сеттингов и тех из полученных данных, которые позволили добиться улучшения условий жизни в этих сеттингах. В результате выявилась «фокальная точка поведения» («behavior focal point»), представляющая собой поведенческий сеттинг, наиболее доступный на протяжении максимально продолжительного времени для наибольшего числа элементов популяции: «Это место, где наибольшее число жителей может встречаться лицом к лицу» (р. 159-160). Используя данные этих исследований, удалось усовершенствовать проектирование организационной структуры и жилищных условий общины (community). Данная методология является более комплексной, чем методология исследований, основанных на отдельных гипотезах, что характерно для большинства психологических и социологических исследований. Дальнейшие исследования и приложения. Изучая пансионат для женщин с хроническими поведенческими патологиями, Перкинс и Перри (Perkins & Perry, 1985) идентифицировали 93 поведенческих сеттинга, включая как организованные для обитателей пансионата персоналом, так и те, которые имели место без планирования со стороны персонала, например, прием пищи или просмотр телевизионных программ. Авторы проанализировали 55 из них, чтобы определить, какие требования сеттинги предъявляют к женщинам. Сеттинги, включающие экскурсии за пределы пансионата, как правило, предполагали более высокий уровень требований, чем происходящие в пределах резиденции. Четкая формулировка таких требований может привести, по мнению авторов, к более оптимальному структурированию как по отношению к повышенным, так и к пониженным требованиям. Авторы также предположили, что изучение мер поощрения и принуждения, практикуемых в сеттингах, также будет полезным. Несмотря на доступность школьных классов для проведения научных наблюдений, лишь немногие исследователи занялись изучением естественно происходящих классных сеттингов. В своих исследованиях, вызванных работами Баркера и других психологов, Джоунз (Jones, 1981) обнаружил существенные характеристики таких условий, как размеры класса, классная структура (метод изложения материала) и пространственная организация (расположение сидячих мест). В частности, в классах, насчитывающих менее 15 учащихся, более 70% из них активно участвовали в занятиях независимо от классной структуры, однако эта цифра падала до 10% в больших лекционных классах. Количество учеников, превышающее пятнадцать или двадцать, не являлось эффективным для групповой дискуссии. Аналогично расположение сидячих мест по кругу вызывало неудобства и было неэффективным при количестве учеников более двадцати. Используя методы Баркера и Вригта, Скотт (Scott, 1977) обнаружил, что эффективные учителя, ведущие программы подготовки к школе (preschool programs) детей из неблагополучных семей, использовали меньшее количество более длительных поведенческих эпизодов, чем менее эффективные учителя. Их активность была более направленной и холистической и была постоянно ориентирована на цель. Они чаще достигали целей занятия. Аффективное поведение этих учителей также обладало рядом отличий: они выражали больше положительных и меньше отрицательных чувств, чем менее эффективные учителя, и проявляли тепло, принятие, поддержку и одобрение, в противовес гневу, нетерпению и отвержению. Маловероятно, что кто-либо еще когда-нибудь предпримет исследование всех общественных поведенческих сеттингов целого сообщества, как это сделали Баркер и его коллеги в городках Мидвест и Йордэйл. Такие исследования требуют долговременного финансирования, которое в наши дни сложно получить, а спонсорские организации предпочитают финансировать сбор информации о городских и пригородных районах, где живет большинство населения, а не исследования маленьких городов. В результате в настоящее время исследования посвящены более специализированной и узкой тематике. В исследовании, возможно ставшем последним широкомасштабным проектом такого рода, теория поведенческого сеттинга была использована для сравнения сеттингов в шести городах до и после введения в эксплуатацию крупной дамбы, затопившей значительную территорию (Harloff, Gump & Campbell, 1981). Наибольшие изменения произошли в правительственных сеттингах, особенно в главном городе округа. Часы функционирования правительственных поведенческих сеттингов увеличились на 44%, тогда как часы работы частных предпринимательских сеттингов увеличились лишь на 4%. В некоторых городах произошли ощутимые изменения за 205 период проведения исследования, однако в большинстве случаев лишь немногие из них были связаны с дамбой. Оптимизация исследований и самоотчеты В ходе исследования Мидвеста было собрано по 230 информационных элементов (data entries) для каждого из более чем 800 сеттингов. Общее число информационных элементов составило 184 000 для маленького города. Факторный анализ этих данных показал, что 43 дескриптора можно свести к 9 и, тем не менее, объяснить 62% дисперсии (Price & Blashfield, 1975). Другие исследователи сокращали период сбора данных и вводили другие упрощения. Такие сокращенные методы сбора данных должны ускорить проведение исследований поведенческих сеттингов. Было проведено исследование, в ходе которого подготовленные наблюдатели регистрировали поведение людей в следующих трех ситуациях: (а) в палате, (б) в общественной зоне больницы и (в) при прохождении физиотерапии для лиц с повреждениями спинного мозга. Наблюдаемые лица также предоставили самоотчеты о своем поведении (Norris-Baker, Stephens and Willems, 1982). Формы поведения варьировались от ситуации к ситуации, однако самоотчеты хорошо согласовывались с данными, полученными от независимых наблюдателей. Точность самоотчетов навела авторов на предположение, что данный метод может являться высокоэкономичным средством получения больших объемов качественных данных «о паттернах повседневного поведения людей в различных окружающих условиях, даже в тех случаях, когда пользователи мобильны» (р. 440). Вмешательство Одна из основных предпосылок, которыми руководствовался Баркер, гласила, что исследователь не должен каким-либо образом вмешиваться в сеттинг. Исследователь должен являться трансдьюсером, а не оператором. Уикер (Wicker, 1979a) утверждает, однако, что вмешательство — это процедура, позволяющая узнать, каким образом определенные изменения могут способствовать улучшению положения участников, и это невозможно выяснить каким-либо другим способом. Он обнаружил, что установка цепных ограждений облегчает посадку в автобус в местах, где скапливается большое количество людей, и что размещение информационных указателей и показ немых фильмов уменьшает субъективное время ожидания в больницах для оказания неотложной помощи. Однако вследствие постоянно происходящих в любой ситуации изменений, что вносит неоднозначность в экспериментальные результаты, Уикер призывает быть осторожными в использовании экспериментального вмешательства. Исследователь должен проанализировать огромное количество факторов, прежде чем приступить к эксперименту. И даже в этом случае только те изменения, которые носят относительно устойчивый характер, при условии что они позитивны, подлежат исследованию, предостерегает он. ОБЛАСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ Большинство новаторских исследований эко-би-хевиоральной науки относилось к сфере фундаментальной, а не прикладной науки. Но несмотря на это, большая их часть обладает высокой степенью практической применимости — в частности, это полученное исследователями знание о преимуществах маленьких школ, и тот потенциал, которым оно обладает с точки зрения формирования политики слияния школ. Понимание механизма воздействия управляющих схем и других факторов поведенческих сеттингов может быть использовано для реструктурирования сеттингов больниц и других учреждений с целью улучшения условий лиц, работающих и находящихся в этих сеттингах. Ряд условий, обеспечивающих преимущества малых сеттингов, может быть опробован и в крупных сеттингах. Исследователи, использующие данный подход, все чаще применяют его при проведении прикладных исследований, иногда используя вмешательство с целью определить, какие условия способствуют более удобному и эффективному функционированию автобусных остановок, приемные покоев в больницах и других сеттингов; а также при проведении обследований поведенческих сеттингов с целью улучшения жилищных условий. Эко-бихевиоральная наука помогла вымостить путь для таких дисциплин, как энвайронментальная (см. главу 13, с. 330) и общественная психология (см. главу 13, с. 325), и внесла вклад в их развитие. СОПОСТАВЛЕНИЕ С НЕКОТОРЫМИ ДРУГИМИ ПОДХОДАМИ Анализ поведения Проведя обзор литературы, посвященной влиянию поведенческих сеттингов, Виллемс (Willems, 1973а, 1973b) приходит к выводу о согласии с представителями анализа поведения в том, что окружающая среда обеспечивает отбор форм поведения. С точкой зрения анализа поведения согласуются обнаруженные им данные, что средовые поведенческие 206 сеттинги в значительной степени контролируют поведение, имеющее место в этих сеттингах, и что изменения в окружающей среде вызывают изменения в поведении. Уинетт (Winett, 1987) отмечает, что он расходится с представителями анализа поведения в том, что они в основном имеют дело с дискретным поведением индивидуумов и занимаются экспериментальными исследованиями, тогда как эко-бихевиоральная наука подчеркивает уровень сеттинга и использует описательные исследования. Он полагает, что обе системы могут плодотворно сотрудничать. Интербихевиоральная психология Включение неодушевленных объектов в состав поведенческого сеттинга согласуется с точкой зрения интербихевиоральной психологии, которая не проводит различий между этими объектами как объектами и объектами как смыслами (meanings), которые они обозначают, соответственно, как стимульные объекты и стимульные функции (см. далее критику Фюрера, Fuhrer). Эти и другие компоненты интер-бихевиорального поля могут дополнить эко-бихеви-оральный подход полезными измерениями. Формула Баркера В = f(E) в значительной степени механистична, однако некоторые его последователи включили в рассмотрение взаимозависимость переменных, тем самым способствуя развитию системы в направлении интербихевиорального подхода, делающего акцент на отношениях, а также ее отходу от рассмотрения линейных причинно-следственных связей. Оперантный субъективизм Тот факт, что самоотчет обеспечивает точное описание поведения в различных средовых условиях (Norris-Baker, Stephens, Willems, 1982), предполагает, что исследователь может также использовать испытуемых для получения более субъективной информации, которая является равно объективной. Выполнение Q-сортировки участниками различных поведенческих сеттингов может способствовать переходу на совершенно новый уровень понимания этих сеттингов. Как философия, так и методология Q-сортировки представляются полностью совместимой с эко-бихевиоральной наукой, хотя определение субъективных факторов добавляет к последней измерение, которое Баркер, очевидно, предпочитал минимизировать или вовсе исключить из своих исследований. КРИТИКА Фюрер (Fuhrer, 1990) утверждает, что существует «разрыв» между объективными событиями поведен- ческого сеттинга и «субъективной репрезентацией индивидами себя, своего окружения и своего поведения» (р. 250). Он рассматривает психологию «жизненного пространства» Левина (Lewin, 1951) как предлагающую менталистский взгляд, избегающий «пустого организма». Фюрер выступает за психофизический дуализм, предполагающий разум или «субъективные репрезентации», с одной стороны, и «формы поведения» с другой, — представление, несовместимое с позицией эко-бихевиоральной науки (см. постулаты выше). Однако взгляды, которые Фюрер преподносит дуалистически, могут быть выражены и без обращения к такому представлению: субъективные факторы — или объективная точка зрения участника, а не наблюдателя — не были приняты во внимание. Игнорирование субъективности характерно для большинства областей психологии. Как уже указывалось выше, Q-методология, обеспечивающая объективные измерения субъективности и не основывающаяся на дуализме «разум—тело», могла бы послужить для преодоления этого разрыва. Фюрер подчеркивает различия между физическими свойствами объекта и его функциональными свойствами, ставя в заслугу Бошу (Boesch, 1980) то, что он явился первым автором, указавшим на данное различие (при этом Фюрер упускает из виду работы Дьюи (Dewey, 1896), также отмечавшего это различие [см. главу 2], Кантора, который последовательно провел данное различение в 1920-х годах [см. главу 10], а также Мерло-Понти, независимо пришедшего к признанию этого различия в 1960-х годах [см. главу 12]). В частности, функциональное значение ресторана как поведенческого сеттинга может быть различным в зависимости от того, находится в нем человек со своим коллегой по работе или с членом семьи. Физически ресторан остается одним и тем же, но его функциональные характеристики или его смысловое значение изменяются. Эти вариации, утверждает Фюрер, показывают, что «поведенческие сеттинги как культурные сеттинги не просто делают людей похожими друг на друга, а их сообщества однородными по составу; скорее, они задают общие тенденции, отклонения от которых они в ряде случаев допускают, а в отдельных случаях даже поощряют» (р. 533). Хотя анализ, проделанный Фюрером, представляет ценность, данные отклонения, по-видимому, имеют место главным образом в пределах одних и тех же наблюдаемых явных (overt) поведенческих паттернов сеттинга — как, например, ресторана с его физическими свойствами, — на которые указывает Баркер. Однако различные смысловые значения ресторана охватывают также неявные (covert) и индивидуальные формы поведения, которые важно учитывать и пытаться их понять, возможно, с помощью методологии Q-сортировки. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|