Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 25049

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Проблема многословности касается построения не только вопроса, но и его альтернатив. Как и вопрос, альтернативы должны быть краткими, четкими и ясными для понимания. Там, где можно обойтись словами "да" или "нет", не следует допускать многословного объяснения, что такое "да" или что такое "нет" в понимании автора. Лишние слова, слишком подробное описание, например, места действия или ситуации, подробное разъяснение вопроса и содержание используемых понятий и так далее, могут изменить его смысл, увести респондента в детали, несущественные элементы и затруднить чтение и понимание альтернатив. Необходимо хорошо понимать, что любое используемое слово несет в себе понятийную нагрузку, а не просто термин ( иероглиф) для обозначения события. В силу этого неправильно подобранные слова, могут запутать респондента или по меньше мере затруднить ему работу над анкетой. Понятно, что в конечном итоге все это может отрицательно сказаться на чистоте и достоверности результатов.

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ ЛЮБОВЬ ДО-СТАТОЧНЫМ УСЛОВИЕМ ДЛЯ ЗАМУЖЕСТВА (ЖЕНИТЬБЫ)?
Да, считаю, что любовь это единственное и
достаточное условие для замужества (женитьбы)
и без нее семейное счастье просто невозможно.............. 01

Да, считаю, но в совокупности с другими не менее
важными качествами человека, такими как доброта,
хорошее положение в обществе, любовь к детям и пр. ….. 02

Конечно, любовь - это хорошо, но недостаточно для
решения такого важного вопроса, как замужество
(женитьба). Есть другие, более важные и сущест-
венные условия...............................................................……. 03

Для женитьбы (замужества) и дальнейшей
хорошей семейной жизни выходить по любви
совсем не обязательно. Самое главное, как говорят,
чтобы был хороший, надежный человек и тогда все
будет нормально............................................................…... 04

Это пример многословного вопроса. Там, где можно обойтись двумя, тремя словами, выстраивается целая батарея объяснительных слов.

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ ЛЮБОВЬ ДО-СТАТОЧНЫМ УСЛОВИЕМ ДЛЯ ЗАМУЖЕСТВА (ЖЕНИТЬБЫ)?
Да, считаю достаточным условием............................ . 01
Да, на наряду с другими качествами человека.......….. 02
Нет, не обязательно..................................................…. 03
Совсем не обязательно............................................... … 04

И хотя первый вариант вопроса кажется более привлекательным, бо-лее доходчивым, если таких вопросов в анкете будет несколько, то такое неоправданное многословие быстро утомит респондента. Как говорится, нет ничего утомительнее пустой болтовни. Можно сказать, что многословная анкета заранее обречена на неудачу.
В одном из исследований был проведен эксперимент: были парал-лельно "запущены" две одинаковые по содержанию анкеты, одна из которых была лаконичной, а другая многословной. Даже визуально многословная анкета казалась тяжелой, малопривлекательной. От одной мысли, что надо прочитать так много слов, да еще напечатанных мелким шрифтом (и не очень качественно, как это часто бывает при тиражировании на ксероксе), становилось скучно. Перелистав анкету, хотелось отложить ее в сторону. Такое чувство было у нас, социологов, готовивших исследование, так чего же было ожидать от респондентов? В конце обеих анкет респондентам были заданы контрольные вопросы о субъективном восприятии анкеты. Кроме того, был проведен объективный анализ восприятия малословной и многословной анкет. Что же мы получили в результате такого эксперимента?
В многословной анкете, по сравнению с малословной, значительно уменьшилось количество респондентов, которым анкета понравилась (80 и 39%), но увеличилось количество респондентов, которым анкета не понра-вилась (11 и 26%). Увеличилось субъективное время заполнения анкеты. Если в малословной анкете это время оказалось несколько меньше, чем реальное среднее время для заполнения, то в многословной анкете субъективное время заполнения было на 22% больше среднего реального времени заполнения. Но самое главное состояло в том, что в многословной анкете увеличилось количество отказов от ответов. Если в малословной анкете отказавшихся в среднем насчитывалось 3-5%, то в многословной этот процент повысился до 20%, причем с резким увеличением количества отказов к концу анкеты, что говорит о снижении интереса. О том же говорит и увеличение количества ответов на первую альтернативу. Респонденты не стали утруждать себя чтением всех альтернатив многословной анкеты и выбирали по преимуществу первую, которая и получила большее наполнение по сравнению с остальными.
И, наконец, снизилось общее количество ответивших на отдельные, прежде всего сложные понятийные вопросы, т.е. респонденты опять не ста-ли утруждать себя, вникая в смысл не только сложного, но и многословного вопроса, и нередко просто оставляли его без ответа. В результате слабее проявился ряд зависимостей, которые довольно четко прослеживались в ма-лословной анкете. Все это наглядно показывает отрицательное влияние многословности анкеты на результаты исследования.
Конечно, на отношение к анкете значительно влияет психологическое ее восприятие, если ее содержание интересно респонденту, то другие факторы, в том числе и многословность, играют уже меньшую роль. Но все же лучше придерживаться некоторого оптимального количества слов в анкете.
Сколько же их может быть?
Опыт социологической практики и анализ социологических анкет показывает, что в среднем анкета содержит примерно 100-150 слов на страницу. Страница многословной анкеты иногда охватывает 150-200 и даже 300 слов. Это составляет примерно столько же знаков, сколько их бывает на странице, напечатанной на машинке через 2 интервала. В текстовом варианте чтение не вызывает, как правило, трудностей, поскольку текст всегда логически связан. Однако чтение анкеты, где вопросы выступают каждый сам по себе, вне явной логической связи, да еще набранные мелким, неудобным для чтения шрифтом и специальным образом расположенным, вызывает большие трудности. Малословная анкета имеет на странице от 120 до 140 слов, и это, на наш взгляд. является оптимальным с точки зрения удобства.
Необходимо учитывать, что объем анкеты по количеству слов может меняться в зависимости от категории опрашиваемых. Так, респондентам, имеющим высокий уровень образования, можно предлагать, если это требу-ется задачами исследования, относительно многословную анкету, тогда как для людей, не привыкших к текстовым материалам и имеющим низкий уро-вень образования, лучше строить малословную анкету.
Так, социолог В.Д. Шапиро в исследовании проблем труда и быта пенсионеров (ИСИ АН СССР, 1973 г.), учитывая возрастные особенности респондентов, построил анкету таким образом, чтобы на каждую ее страни-цу в среднем приходилось 50 слов. Кроме того, и площадь страницы, и шрифт были увеличены примерно в два раза по сравнению с обычной анке-той. Такая анкета читалась быстро и легко воспринималась.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Классическая (аналитическая) теория; classical (analytical) theory
  • Тест "Боги и Богини"
  • Симанов Л. Понятие состояние как философская категория.
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Личностные черты и покупательское поведение. Что ваши покупки говорят о вашей личности?
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Лаво Константин. Каналы восприятия информации в практике чтения раскладов
  • Бабушкин В. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Рамиль Гарифуллин. Как распознать наркомана или алкоголика? Как определить наркозависимую личность
  • Наталья Грачева. Тема: «Удивительные свойства воды».
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Цуканова Е. А. - Качественные методы познания в гуманитарных науках: исследование единичного случая
  • Сплетни полезны для коллектива?
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Как говорить с телом: алгоритм вопросов для работы с психосоматикой
  • Поповичев С.В. Легко солгать тяжело
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Энергия; Energy; Energie
  • Георгий Почепцов. Информационные кампании: от продажи зубной пасты до революции
  • Алекс Мома. Современные определения гностицизма
  • Редактор. Сценарий дня рождения на природе
  • К чему снится свадьба?
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Редактор. Мифы о близнецах
  • Притча «Корысть»
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Что есть психоанализ наука или герменевтика
  • Психология убеждения. Ложные доводы
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Притча «Разнообразие»
  • Егор Горд. Три шага к обретению уверенности в себе
  • Притча «О вопросах»
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Старовойтов В.В. Современный психоанализ - смена парадигмы мышления
  • Последствия отворота
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь