Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 25950

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

тупает в качестве цели, к которой человек стремиться, а представляет собой скорее сопутствующее явление, сопровождающее процесс достижения смысла» [224, с. 30]. «Чем сильнее человек стремиться к наслаждению, тем сильнее оно от него ускользает» [224, с. 34]. «Подобно счастью, самоактуализация является лишь результатом, следствием осуществления смысла» [224, с. 58-59]. Обобщающим признаком всех неконструктивных смыслов жизни является замкнутость на индивидуальное существование, в то время как подлинные смыслы жизни трансцендентны по отношению к личностному бытию. Франкл утверждает, что человек конституирует себя в качестве субъекта только лишь благодаря выходу его бытия за пределы самого себя, благодаря его устремленности к объекту смысла [224, с. 72]. Источниками подлинных смыслов служат ценности - смысловые универсалии, которые были аккумулированы в опыте человечества и социальных групп. Смыслы жизни, которые сокрыты в ценностях, всегда трансцендентны по отношению к индивидуальному бытию, поскольку генерализируют смысловой опыт многих поколений и неисчислимых жизней [224, с. 288-290]. Нормальный человек - субъект жизни - в первую очередь старается осуществить трансцендентные смыслы и ценности, не думая об удовлетворении собственных влечений и потребностей, и в ходе этого осуществления реализует самого себя. Невротик, который зациклен на своих потребностях или охвачен мыслью о самоактуализации, игнорирует требования внеположенных ценностей; в конечном итоге он оказывается в «порочном круге» зависимости от собственных влечений.
В.Франкл подчеркивает, что проблема смысла жизни является не только проблемой познания, но также проблемой призвания. Это подразумевает необходимость активной реализации смысла жизни, который растекается по уникальным смыслам конкретных жизненных ситуаций. Упустить шанс реализации уникального смысла ситуации равно тому, что не внять требованию универсального смысла жизни, который лежит за смыслом отдельных ситуаций [224, с. 294]. О необходимости воплотить смысл или о потерянной возможности сделать это человеку подсказывают моральные переживания. Франкл онтологизирует совесть как «орган смысла» и моральные чувства как напоминание о необходимости деятельного осуществления смысла. «Самая большая ошибка, которую мы можем совершить в жизни, - это почить на лаврах. Никогда не следует довольствоваться достигнутым.
218
Жизнь не перестает задавать нам все новые и новые вопросы, не позволяя остановиться. Только самоодурманивание делает нас нечувствительными к постоянным уколам совести, которые посылаем нам жизнь. Стоящего неподвижно обходят; довольный собой - потерян... Каждый день, каждый час требуют от нас новых свершений» [224, с. 244].
Таким образом, согласно теории В.Франкла личность как субъект жизни обладает высоким уровнем осмысленности жизни, глубоким рефлексивным пониманием и стремлением к активной реализации этого смысла, а также укоренением индивидуального смысла в универсальных человеческих ценностях. Быть субъектом жизни значит «быть обращенным к смыслу, требующему осуществления, и ценностям, требующим реализации. Это значит жить в поле напряжения, возникающего между полюсами реальности и идеалов, требующих материализации» [224, с. 285].
В экзистенциальной персонологии С.Мадди, на положения которой мы уже ссылались ранее, личности как субъекту жизни приписываются две глобальные особенности - наличие смысла жизни, дающее чувство осмысленности, и высокая степень осознанности этого смысла. Осмысленность жизни согласно С.Мадди равнозначна телеологической регуляции личностной активности, но самой осмысленности для становления личности индивидуалистического (субъектного) типа недостаточно. Раскрывая значение сознания в регуляции жизнедеятельности личности, Мадди апеллирует к группе специфических для человека потребностей - «психологических потребностей» в воображении, суждении и символизации, которые помогают вывести смысл жизни на уровень сознания. Доминирование этих потребностей является залогом развития личности как субъекта жизни, а не по конформистскому (несубъектному) пути, проложенному биологическими и социальными потребностями [271]. Следует отметить, что в концепции С.Мадди наряду со смыслом жизни рассматриваются регуляторы личностной активности не смысловой природы - социального и биологического происхождения. В этой связи исследователь указывает, что смысл жизни преимущественно стимулирует активность индивидуалиста, в то время как конформная личность реагирует главным образом на биологические стимулы и социальное окружение. При этом ориентация личности на смысл жизни сочетается с выбором будущего (неизвестность), а концентрация на биологических и социальных потребностях соотносится с выбором прошлого (неизменность) [269].
219
К проанализированной теории личности близка по духу концепция экзистенциального мыслителя и психотерапевта И.Ялома. Как клинициста его в наибольшей мере волнуют проблемы психического здоровья личности в экзистенциальном измерении бытия, а также условия предупреждения и исцеления экзистенциальных личностных расстройств. В целом Ялом придерживается экзистенциального понимания личностной нормы как способности человека преодолевать бытийные проблемы, проявляя необходимые свободу воли и ответственность, а также конструктивно адаптироваться к базовым «экзистенциалам» человеческого существования - смерти, свободе, изоляции, бессмысленности. «Экзистенциальная терапия основана на модели психопатологии, согласно которой тревога и ее дезадаптивные последствия представляют собой реакцию на эти четыре конечных фактора» [254, с. 542].
В системе этих факторов И.Ялом расценивает бессмысленность как «первостепенный экзистенциальный стресс», который портит здоровье личности в экзистенциальном модусе и истощает ресурсы организации человеком своей жизни. Сущность потребности в смысле видится как необходимость обладания перцептивной схемой жизни и системой ценностей, которые бы придавали прагматическую определенность всем поступкам и действиям человека [254, с. 520]. Культурными способами придания жизни смысла являются мировоззренческие смысловые системы, преданность делу, творчество, альтруизм, гедонизм, самоактуализация и самотранс-ценденция [254, с. 477-494]. В любом из этих случаев конечной психологической целью, которая во многом оправдывает средства, является повышение уровня осмысленности жизни. Как психотерапевт И.Ялом все же небезучастен к содержанию смысла жизни пациентов и даже полагает его внутреннюю содержательность ценным терапевтическим фактором. С точки зрения И.Ялома, общим «лейтмотивом» адаптивных смыслов жизни является альтруистичность - установка на служение другим людям, стремление трудиться на их благо, готовность к самопожертвованию и самоотдаче. Напротив, патологическим является такое содержание смысла жизни, которое подвигает человека на копание в своих личных проблемах, сужает кругозор на его же собственной персоне, отгораживает от проблем окружающих. Психотерапевтическая практика показывает, что эгоцентрическое содержание смысла жизни выступает как фактор демобилизации и деморализации личности, в то время как альтруистичность смысла жизни работает как фактор исцеления и самоактуализации [253, с. 34].
220
Важным условием нормальной жизнедеятельности является адекватное понимание человеком смысла своей жизни. Однако здесь Ялом предупреждает о неправильной и во многом патогенной установке на самоисследование и уход в себя для выработки смысла жизни. В условиях бессмысленности такая установка еще сильнее проблематизирует жизнь человека и замут-няет существо проблемы смысла. Нормальной реакцией на бессмысленность является активная вовлеченность в личностно значимую деятельность, которая придает жизни вектор и объективную ценность. Созерцательный, рефлексивный способ реагирования на проблему бессмысленности, напротив, не приносит желаемого облегчения симптомов ноогенного невроза и не позволяет сделать жизнь осмысленнее. Поэтому в практике экзистенциальной терапии Ялом рекомендует использовать прием дерефлексии вместе с техниками вовлечения пациента в реальное дело, могущее перерасти в дело всей жизни [254, с. 536]. При этом необходимость адекватного и полного понимания пациентами своей «жизненной миссии» остается неоспоримой и незыблемой.
И.Ялом, таким образом, акцентирует значимость трех параметров регуляции жизненного пути личности смыслом жизни. Это - высокий уровень осмысленности жизни, осознанность смысла жизни и альтруистичность содержания смысла жизни.
Положения классиков и основоположников экзистенциальной психологии получают теоретическое продолжение в работах польских экзистенциально мыслящих психологов - М.Страс-Ро-мановской и К.Попельского. М.Страс-Романовской принадлежит авторство экзистенциально-персонологической концепции судьбы, в которой поднимаются не только проблемы жизненного пути человека, но также закладывается теоретический фундамент смысловой концепции личности [281]. Выстраивание собственной оригинальной концепции исследовательница начинает с критики тех положений академической психологии, которые «затворяют» сознание человека перед миром смыслов и ценностей, сводят механизмы регуляции личностного бытия к причинно-следственным закономерностям. Систему таких положений Страс-Романовская называет объективистской психологией и противопоставляет ей психологию личности, фундированную на смысловом подходе к человеческому бытию [281, s. 10-31]. Собственная концепция автора слагается из трех логически связанных частей: учения о смысле, учения о личности и учения о судьбе. Общий предмет персоналистической психологии судьбы фиксируется как систе-
221
ма экзистенциальных смыслов и переживаний человека по поводу своей жизни [281, s. 64].



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Людмила Анатольевна Панова. Развитие самостоятельной познавательной активности детей через проектную деятельность
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Земскова Надежда Александровна. Ознакомление детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Смирнова Марина Николаевна. Статья «Игровая самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развитие и поддержка детской творческой активности»
  • Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности
  • Ванцына Наталья Витальевна. Доклад на тему: «Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ в соответствии ФГОС»
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье школьников
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Кекенджинова Эльвира Очировна. Доклад на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Габайдуллина Алена Владимировна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности
  • Сафиуллина Динара Рафаэловна. Использование проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Гулюза Хазиева. Отчет по самообразованию
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Зюзина Алена Ильинична, Мащук Татьяна Николаевна. РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ АКТИВНОЙ ИГРОВОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. План по самообразованию «Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания»
  • Полина Евдокимова. Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка
  • Ледовских Марина Александровна. Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Не огнем горит она, батарейками полна»
  • Шестовских Анастасия. Влияние предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста
  • Конструктивное
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Вохмянина Наталья Сергеевна. Организация простейших опытов в процессе исследовательской деятельности с детьми 3-4 лет
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Савельева Галина Сергеевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
  • Кальчик Лариса Александровна. Как развить творческие способностей у детей дошкольного возраста через театральную и досуговую деятельность
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания
  • Емельянова Наталья Александровна. Конспект образовательной деятельности «Превращения воды»
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь