Квинн В. Прикладная психология.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379510

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ И ЮНОСТЬ
За время, проходящее от момента зачатия до достижения человеком двенадцатилетнего возраста, с ним происходят поразительные перемены. В начале этого периода он представляет собой микроскопический зародыш, а в конце — уже подросшего ребенка. Затем с ним происходят дальнейшие физиологические, социальные и интеллектуальные изменения, в результате которых ребенок должен превратиться во взрослого человека. Период перехода от детства к зрелости называется подростковым возрастом и юностью.
Левинсон (Levinson, 1986) рассматривает этот этап как предшествующий взрослости (нулевой этап). Это время, когда молодые люди обретают самостоятельность и перестают зависеть от родителей как материально, так и эмоционально. К концу данного периода у человека появляется чувство независимости и желание жить самостоятельно (этап 1 поЛевинсону).
Физиологические изменения
Примерно с двенадцатилетнего возраста ребенок вступает в период полового созревания. Начинается развитие вторичных половых признаков: у девочек становятся шире бедра и округляется грудь, а у мальчиков грубеет голос и развиваются мышцы. У подростков обоих полов начинают расти волосы на лобке и под мышками. Половое созревание завершается к тому времени, когда у подростков появляются основные половые функции. У девочек начинаются менструации, а у мальчиков увеличиваются размеры пениса и появляется потенция и способность к эякуляции. Возраст наступления половой зрелости колеблется в широких пределах. Обычно у девочек половое созревание начинается на два года раньше, чем у мальчиков.
Изменения в социальном статусе
Юность часто считают бурным периодом жизни, временем решающих перемен, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь человека. Недавно психологи выяснили, что юность не обязательно бывает беспокойной, как было принято считать прежде. Когда вы вспоминаете свои подростковые годы, то, вероятно, в первую очередь вам приходят на ум некоторые тревоги и страхи, одолевавшие вас в то время. Если вы в том возрасте были таким же, как большинство подростков, то у вас была своя компания или группа друзей, с которыми вы предпочитали проводить время. Эта компания могла иметь официальный статус — например, клуб или студенческое товарищество, — но, скорее всего, это была неформальная группа. Один или два члена компании были вашими близкими друзьями. Наверняка вас сильно волновало, что о вас думают ваши друзья.
Большинство юношей и девушек весьма чувствительны к мнению своих сверстников. Они полностью разделяют убеждения и вкусы членов своей компании. Они стараются одеваться так же, как их друзья, и пользуются общим жаргоном. В 50-е годы молодежь употребляла выражения типа «здорово» и «блеск», в 60-е годы появились словечки «классный» и «законный», в 70-е — «обалденно» и «клёво», а в 80-е — «круто» и «улет». Как правило, юноши и девушки выбирают себе друзей, похожих на себя, то есть представителей своей расы, принадлежащих к той же социо-эконо-мической группе и придерживающихся тех же взглядов. Они постоянно оказывают друг на друга давление, чтобы члены группы во всем соответствовали принятым в ней «стандартам». Среди молодежи имеет место сегрегация по этническому признаку. Штейнберг и др. (Steinberg et al., 1972) сообщает, что учащиеся, принадлежащие к одной этнической группе, редко бывают знакомы с членами других этнических групп. При общении с окружающими у подростков часто возникают затруднения. Для подростков характерна застенчивость, и даже такая простая задача, как ответить на вопрос учителя перед всем классом, у некоторых вызывает страх.

Рис. 6.4. Этот подросток весьма независимым способом приобщился к духу праздника.
Как правило, подросток предпочитает проводить большую часть времени с друзьями, но иногда ему необходимо побыть наедине с самим собой. Юность часто называют временем самоутверждения; иными словами, это период, когда каждая личность должна заявить о своей самостоятельности. Подростки находятся в противоречивом положении: с одной стороны, они стремятся к независимости, а с другой — они во многом зависят от родителей. Юности свойствен дух бунтарства. Бунт против родителей обычно принимает форму недоверия к родительским мнениям, споров и пререканий со старшими и нежелания подчиняться семейным правилам. Невзирая на то что подростки хотят отвоевать свою свободу, им по-прежнему нужна родительская любовь. Если родители неправильно реагируют на бунтарские настроения своих детей, то могут серьезно испортить с ними отношения.
Все возрастающую озабоченность вызывает рост самоубийств среди молодежи. С 1950 года их количество в США возросло на 200 %, причем особенно сильный рост их числа наблюдается в общественных слоях со сравнительно высокими доходами.
Еще одной серьезной молодежной проблемой является употребление наркотиков и алкоголя. Если родители являются алкоголиками или наркоманами, то их дети-подростки как правило, следуют их примеру. Но еще более сильное влияние оказывают на подростков их сверстники. Несмотря на то что скорость прироста числа наркоманов в США в настоящее время несколько уменьшилась, в городах и пригородных зонах проблема наркомании стоит очень остро. В России дело обстоит еще тяжелей; проблемой профилактики распространения наркотиков в подростковой среде сейчас по-настоящему никто не занимается. Причем наркомании подвержены подростки практически всех слоев общества — соответственно, по разным причинам.
Интеллектуальное развитие
Превращение ребенка во взрослого, которое происходит в юности, требует также и расширения возможностей мышления. В юношеском возрасте человек начинает глубже осознавать смысл абстрактных понятий и учится ими оперировать. Подростки начинают понимать, что у каждого человека должны быть права и чувство собственного достоинства. С осознанием этого у них обостряется чувство справедливости и совесть. По данным Роджерса (Rogers, 1972), у подростков также улучшается умение планировать свое будущее. Средний пятнадцати-шестнадцатилетний подросток способен строить планы на 10-20 лет вперед и готовиться к грядущим переменам в жизни.
Упражнение 6.7
Ниже приведены примеры изменений, происходящих с людьми в юношеском возрасте. Укажите, к какой категории относятся изменения, описанные в каждом примере, — к физиологическим, социальным или интеллектуальным?
а. ______ Четырнадцатилетний Тони прекрасно играет на пианино. Прежде он любил похвастаться этим перед окружающими. С некоторых пор он стал съеживаться и краснеть, когда роди тели просят его сыграть что-нибудь для своих гостей.
б. ______ Пятнадцатилетняя Шакти пулей выскочила из дома, хлопнув дверью, после того как
родители попросили ее вынуть тарелки из посудомоечной машины. Она кричала: «Все
указывают мне, что я должна делать! У меня не остается времени для себя!»
в. ______ Теперь, когда Питеру исполнилось 16 лет, он стал терпимее относиться к людям. Прежде он был недоволен тем, что отец никогда не ходит с семьей в церковь. Вчера он заявил отцу, что люди должны всегда действовать в соответствии со своими убеждениями.
г. ______ Бедняга Нэд! После того как ему исполнилось 13 лет, его исключили из хора мальчиков. Прежде у него был прекрасный альт, а теперь его голос то и дело «дает петуха».
д. ______ С тех пор как Гайе стукнуло 13, она отказывается носить многие из своих прежних вещей. Она ходит только в джинсах с определенной наклейкой и в рубашках с надписями. Она заявляет: «Это носят все мои друзья. Я не хочу казаться "белой вороной"».
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА
Последние исследования процесса развития взрослого человека показали, что все люди в той или иной степени проходят в своей жизни через одни и те же этапы (Levinson, 1986). Жизнь взрослого человека имеет вполне определенную циклическую структуру.
Некоторые люди развиваются таким образом, что эта структура несколько усложняется, а иногда и изменяется, но, как правило, все проходят через одни и те же этапы развития:
Этап Описание Возраст
0 До вступления во взрослую жизнь От зачатия до 22 лет
1 Переход в молодость 17-22
2 Начало жизненного цикла молодости 22-28
3 Переход тридцатилетнего рубежа 28-33
4 Кульминация жизненного цикла молодости 33-40
5 Переход через середину жизни 40-45
6 Переход пятидесятилетнего рубежа 50-55
7 Кульминация жизненного цикла зрелости 55-60
8 Переход в пожилой возраст 60-65



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Art therapy training on the formation of a conscious relationship to the process of self-discovery
  • Important questions that can be asked in a given period of work of the psychologist with the client.
  • Technique counseling in a systems approach
  • Training: "Team unity"
  • Свобода выбора истощает психику
  • Андрей Ловаков. Как мужчины и женщины демонстрируют любовь в браке
  • Seminar of November 19, 1974
  • Speech techniques in psychological counseling.
  • Jacques Lacan in French. Bibliographies.
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • How does the nature of our birth order
  • Technique decision. Descartes Square
  • Чиркова М. А. Анализ жизненных сценариев на материале авторской сказки
  • А. В. Федоров. Образ России в современной западной прессе
  • Добрачный секс и супружеский долг
  • Art therapy training and self-reflection
  • Smalzer William, Murphy Raymond. Basic Grammar in Use. Workbook
  • Иностранный язык уменьшает суеверия и предрассудки
  • Эго-психология; ego psychology
  • Critical Thinking: Basic Principles and Techniques
  • Azar Betty, Hagen Stacy Basic English Grammar
  • Murphy Raymond, Smalzer William. Basic Grammar in Use
  • Мир шопоголика вращается вокруг покупок и трат
  • Drawing "Man in the rain."
  • Глубинная психология; Depth psychology; Tiefenpsychologie
  • Главный Редактор. Teaching Children with the SMILE
  • Георгий Почепцов. Человек между большой и малой ложью: от госпропаганды до фейков
  • Волков Е.Н. Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов
  • Ягнюк К.В. Ограниченная во времени динамическая психотерапия: своя среди чужих, чужая среди своих
  • Редактор. Методика Шалвы Александровича Амонашвили
  • Воспринимаемая несправедливость и связанные с ней эмоции, социальная идентичность и самоэффективность. Протестные действия: особенности поведения индивидуума и группы
  • Аналитическая психология; Analytical psychology; Analytische Psychologic
  • Моаканин Радмила - Психология Юнга и буддизм
  • "The size of a woman shows how much space it occupies in the heart of her husband."
  • Зимбардо Филип, Андерсен Сьюзен. Объяснение контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции.
  • К. Количество; q. quantity
  • Худоян С.С. Терапия лишением смысла или когнитивно-логотерапевтический подход к преодолению игровой зависимости
  • Paul Verbnyak. How to disclose their potential and achieve more in life
  • Ворден В. Понимание процесса горевания
  • Карлин Е. А. Полиамория как форма отношений. Размышления в контексте психотерапии
  • Бурцева Светлана Николаевна. Essay. My grandfather is a real hero.
  • Психологические типы; Psychological Types; Psy-chologische Typen
  • А.В. Федоров и др.. Школа и вуз в советском кино эпохи «оттепели» (1956-1968)
  • Виктор Суворов Ледокол
  • Женатым мужчинам не нравятся женщины, готовые к зачатию
  • Микаэлян Л.Л., Хамитова И.Ю., Климова С.В., Фисун Е.В. О значении практики в медицинских учреждениях в процессе обучения системной семейной терапии
  • McCarthy M., Felicity O. English Idioms in Use. Advanced
  • Мужчины и женщины видят цвета по-разному
  • Священный брак; Sacred marriage; heilig Ehe
  • Lacan Jacques. Seminar XXII, R.S.I.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь