Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 121987

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Конкретно-психологической функцией подражания является создание «биодинамической ткани движения» (А. Н. Бернштейн), входящей в качестве одной из составных частей в структуру культурно обусловленных значений объектов социальных ролей и норм.
«Подражательные действия ребенка служат механизмом отражения мира человеческих предметов и явлений. С одной стороны, уподобительный моделирующий характер подражания позволяет ребенку познать скрытые существенные свойства объектов (например, социально закрепленные функции орудий), не открывая их самостоятельно, но воспроизводя по образцу взрослого адекватную им деятельность, в которой эти свойства и обнаруживаются. С другой стороны, воспроизведение действий взрослого собственными активными движениями вносит в чувственные образы ребенка необходимую составляющую в виде "темного мышечного чувства"» (Ша-поваленко И. В., с. 19). Здесь можно было бы обратить внимание на то, что это «темное мышечное» чувство является составной частью не образа объекта, а структуры предметного значения в форме культурно обусловленных схем действий с данной категорией объектов (Шмелев А. Г.).
Благодаря описанной функции «идентификация» подражание сверстнику в этом возрасте создает основы ориентации не только во внешнем объективном мире, но и в собственном, субъективном.
РАЗВИТИЕ МОТОРНЫХ УМЕНИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
Навыки взаимодействия ребенка с объектами окружающего мира определяются прежде всего уровнем его владения своим собственным телом, степенью его включенности в социальное взаимодействие и уровнем собственной активности, инициативы и любознательности. В связи с этим моторная ловкость и разнообразие действий, производимых с объектами, зависит от темпераментных особенностей ребенка и от разрешающего поведения социума. Ведь для того, чтобы ребенок научился взбираться вверх по вертикальной лестнице и съезжать с крутой горки или нырять головой вниз с высоты в воду, он не только должен быть достаточно мотор-но развит и хотеть этого, но ему еще должно быть разрешено делать это.

ГЛАВА 6. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 229
Следовательно, в развитии моторных навыков у ребенка имеются индивидуальные различия, однако в то же время имеется и некоторый «предел» этого развития (например, не многие европейские дети вырабатывают развитые навыки лазания по деревьям), выше которого поднимаются не все
дети.
РАЗВИТИЕ «СХЕМЫ ТЕЛА»
«Схема тела» — это психическая структура, в которой отражена конструкция собственного тела человека. Только благодаря ее наличию возможна успешная координация движений различных частей тела человека.
Развиваясь, ребенок познает не только внешние объекты, но и свое собственное тело, и «схема тела» как психическая структура продолжает формироваться и совершенствоваться. В связи с этим наряду с сюжетно-роле-выми играми и играми по правилам, о которых будет сказано ниже, дети могут заниматься бессмысленными, на взгляд взрослых, занятиями. Дети могут подолгу плескаться водой, бросать камешки в цель, пробовать на вкус растения, играть с животными, бегать, прыгать, приседать, крутиться на одном месте, «гонять» на велосипеде, возиться друг с другом, драться понарошку. Во время этих игр дети получают новые ощущения, в результате чего совершенствуется их моторика, движения становятся более координированными.
Возрастные нормы

3-летний малыш при ходьбе и беге ставит ноги гораздо ближе друг к другу, предметы берет одной рукой, он лучше удерживает равновесие, передвигается более плавно и ловко.

4-летние дети могут менять ритм бега, прыгать. Они демонстрируют большую, чем трехлетки, силу, выносливость и координацию движений. Могут рисовать карандашом простые формы и фигуры; рисуют красками; делают из кубиков постройки. Могут надевать и снимать с себя простую одежду и элементарно обслуживать себя за столом.
В 5 лет дети могут ходить по гимнастическому бревну, ловко скачут, стоят на одной ноге, могут застегивать пуговицы и молнии, самостоятельно одеваются и раздеваются. Некоторые умеют завязывать шнурки (Крайг Г., с. 358).
В 6 лет некоторые дети уже настолько моторно ловки, что начинают осваивать профессиональные виды деятельности — играть на музыкальных инструментах, плавать, танцевать, кататься на коньках и т. д.
Как говорилось выше, моторные умения развиваются у ребенка в соответствии с общей, главным обра-
Во время игр дети получают новые ощущения, в результате совершенствуется их моторика.

230 ■ Часть III. Раннее детство (от 2 до 6 лет)
зом познавательной активностью. Мотивом, побуждающим дошкольника манипулировать предметами, является познавательный интерес. «Ребенок хочет узнать, как работают часы, что у них внутри. Где спрятан звонок у телефона? Как магнит держит гвозди? Как открываются двери у поезда метро?» (Люблинская А. А.). Именно познавательный интерес и сформиро-ванность определенных психических структур делает детей в возрасте приблизительно пяти лет «почемучками». В связи с этим следует учитывать, что игнорирование вопросов ребенка о мироустройстве, появляющихся у него в этом возрасте, может привести к угасанию его познавательного интереса.
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Ребенок с раннего детства находится в постоянном взаимодействии с другими людьми, однако их возрастной и половой состав, а также характер общения с ними в разные возрастные периоды ребенка существенно изменяется. В связи с этим можно сказать, что ребенок в дошкольном возрасте вступает в различные по своему содержанию социальные отношения.
В раннем детстве и раннем дошкольном возрасте продуктивно ребенок общается в основном со взрослыми. С 3—4 лет доля и значение контактов ребенка с другими детьми начинает постепенно возрастать, и к концу дошкольного возраста эти контакты начинают играть ведущую роль в организации поведения ребенка.
ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ОБЩЕСТВЕ СВЕРСТНИКОВ
Поведение 2-3-летних детей в институционализированных учреждениях характеризуется следующим образом.
Большую часть времени дети играют самостоятельно, т. е. они заняты индивидуальной предметной деятельностью: строят, лепят, «рисуют», возят, катают, перекладывают, складывают. При этом они могут комментировать свои действия вслух, давать себе указания, т. е. пользоваться эгоцентрической речью. Одновременно дети наблюдают за тем, что происходит в группе, и особый интерес проявляют к взаимоотношениям между воспитателем и другим ребенком. Таким образом, количество ситуаций индивидуальной деятельности ребенка превышает количество ситуаций его общения с кем-либо приблизительно в два раза.


Наблюдения
С
2-3-летние дети общаются в основном со взрослым. Это общение ребенка имеет форму обращений ко взрослому в случае возникновения каких-либо затруднений или с игровой целью (например, протягивают игруш-
В детских учреждениях дети общаются с
воспитателем или играют самостоятельно
большую часть времени.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Любовь - трансформация»
  • Евгений Ильин. Мифы о романтической любви
  • Джонсон Р. О земной любви
  • Притча «Еще раз о Любви»
  • Притча «Что такое любовь»
  • Притча «Опять о Любви»
  • Притча «Краденная любовь»
  • Притча «Когда любовь сильнее смерти»
  • Как освободить своё сердце от любви и забыть любимого человека, если любовь в тягость
  • Сельченок К.В. Психосексология.
  • Притча «Что я знаю о любви?..»
  • Притча «Любовь или нет?»
  • Притча «Слова для цветка любви»
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Главный Редактор. Гороскоп Любовь для Рыб (21 февраля - 20 марта)
  • Притча «Любовь»
  • Кернберг О.Ф. Отношения любви. Норма и патология.
  • Кашина Мария Юрьевна. Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности «ЗНАМЯ СЕМЬИ — ЛЮБОВЬ»
  • Ирина Кобевко. «Любовь» до тех пор, пока взгляды совпадают? Любовь и взаимопонимание
  • Притча «Любовь и Смерть»
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Притча «История одной любви»
  • Притча «Состязание поэтов»
  • Притча «Что такое любовь...?»
  • Кузьмина Елена Валентиновна. Буклет «Пять путей к сердцу ребенка»
  • Притча «Любовь и Разлука»
  • Притча «Генерировать любовь»
  • Юлия Погребинская. Цвета нашей жизни - розовый. Психология цвета
  • Психоаналитические афоризмы II. - Шелдон Роут
  • Гаврилюк Анна Владимировна. Проект 'Моя малая родина'
  • Притча «Любовь до гроба»
  • Лайне А. Ненависть во взаимоотношениях между женщиной и мужчиной
  • Притча «Любовь»
  • Рамиль Гарифуллин. Любовь: психологические основы
  • Ватральская Оксана Валентиновна. Программа по краеведению для старшего дошкольного возраста. «Мой Красноярск»
  • Кернберг Отто - Отношения любви. Норма и патология
  • Георгий Сергацкий. Любовь — это иллюзия
  • Притча «Станьте любовью?»
  • Любовь; love
  • Рыжова Анастасия Владимировна. День семьи, любви и верности!
  • Фром Э. Искусство любить.
  • Притча «Ненависть и Любовь»
  • Притча «Слова любви»
  • Агапэ; agape
  • Любовь к конкретному человеку с пассивной готовностью ему отдаться S+-
  • Притча «Любовь»
  • Притча «Слово о любви»
  • Кельберг Любовь Михайловна , Кузнецова Олеся Владимировна. Проект социального партнерства «Я — Ангарчанин»
  • Психоаналитические афоризмы V. - О любви
  • Притча «Бог есть Любовь!»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь