|
Талайко С.В. Психология личности. Курс лекций.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 32164
Автор: Талайко С.В.
Название: Психология личности. Курс лекций. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке К сожалению, ни у кого все четыре функции не развиты одинаково хорошо. Каждый индивид имеет одну доминантную функцию и одну частично развитую вспомогательную функцию. Две другие функции, в общем, бессознательны и действуют со значительно меньшей эффективностью. Развитая и осознанная, доминирующая и вспомогательная функции, их противоположности - все это уходит глубоко в бессознательное (см. рис. 3.1).
Функции одного типа показывают связи силы, слабости и предпочитаемого стиля деятельности. Типология Юнга особенно полезна, когда нам требуется понять социальные связи; она описывает различные способы восприятия и использует разнообразные критерии в создании и формировании мнений. Например, интуитивно-чувствующие ораторы не будут иметь такого же логичного, четко организованного стиля лекций, как мыслительно-ощущающие лекторы. Лекции первых больше похожи на бессвязный разговор, содержащий истории и передающий смысл темы с разных сторон, а не путем систематического развития. 3. Психологический рост: индивидуация. Согласно Юнгу, у каждого человека есть тенденция к индивидуации или саморазвитию. Юнг считал, что психика имеет врожденное стремление к целостности. Эта идея подобна понятию самореализации А. Маслоу, но базируется на более сложной теории психики, чем концепция последнего: "Индивидуация означает становление единого, цельного существа, и так как "индивидуальность" содержит в себе нашу сокровенную, совершенную и несравненную уникальность, индивидуация означает еще и ожидание нашей собственной самости. Мы, следовательно, могли бы интерпретировать индивидуацию как "путь к личности" или "самореализацию"". Индивидуация - процесс достижения целостности и, таким образом стремление к большей свободе. Процесс включает развитие динамической связи между эго и самостью с интеграцией различных частей психики: эго, персоны, тени, анимы и анимуса и других архетипов бессознательного. Когда люди становятся более интегрированными, они начинают выражать эти архетипы более тонкими и сложными способами. Индивидуация является развитием самости, а с точки зрения самости, целью является единство сознания и бессознательного. Основные выводы: 13. Для достижения целостности человеку необходимо установить связь между сознательными и бессознательными процессами. 14. Индивидуация - процесс личностного развития в сторону целостности. Он включает установление связи между эго и самостью, интегрирование различных частей психики. 15. Эго - центр сознания, и самость - центр всей психики, включающей и сознательные, и бессознательные процессы. 16. Мышление, чувства, ощущения и интуиция - четыре фундаментальные психологические функции. Любая из них способна развиваться по экстравертному или интровертному типу. Ведущая функция более осознанна, более развита. Подчиненная - более примитивна и менее осознанна. Она может служить дорогой в бессознательное. Четко очерченный подход к миру является результатом комбинации всех четырех функций. 17. Забытые воспоминания, подавленный опыт и сублимированные ощущения создают личное бессознательное. Содержание коллективного бессознательного не имеет корней в личном опыте, являясь универсальным для всех эпох и культур. 18. Архетипические образы можно увидеть во многих культурах и исторических периодах, что доказывается общими темами в мифах всего мира, народными сказками и легендами. 19. Главными структурами личности являются архетипы: самость, персона, эго, тень, анима или анимус. 20. Символы - первичная форма выражения бессознательного. Есть две формы символов, соответствующие двум формам бессознательных процессов: индивидуальная и коллективная. 21. Функции сновидений состоят в том, чтобы восстановить психологический баланс, общее психическое равновесие человека. К снам следует подходить как к живым сущностям, которые необходимо внимательно наблюдать и извлекать из них опыт. Только так можно их понять. 22. Психика имеет внутреннее стремление к целостности, и у каждого человека есть тенденция к саморазвитию, или индивидуации. 23. Чтобы объединить данные духовного опыта, Юнг рассматривал весь спектр человеческой мысли и поведения. Мистические религиозные системы веры были для него важным выражением человеческих стремлений и идеалов. 24. Главным вкладом Юнга в психологию стало то, что он признал психологическую важность символов и детальный анализ их интерпретаций. Ключевые понятия теории К. Юнга: Активное воображение. Анима/Анимус. Архетипы. Индивидуация. Интроверсия. Коллективное бессознательное. Персона. Самость. Тень. Экстраверсия. Литература: 1. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования/Пер. С англ. М.С. Жамкочьян под ред. С. Магуна. - М.: Аспект - Пресс, 2001. - 607 с. 2. Фрейджер Р., Фейдмен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. - 864 с. 3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997. 4. Психология личности в 2-х томах. Хрестоматия. - Самара: Издательский дом "БАХРАХ", 1999. - т. 1. - 448 с. Дополнительная литература: 1. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. 2. Юнг К.Г. Человек и его символы. М., 2002. 3. Юнг К. Психологические типы. - Минск, 1998. Лекция 10. Индивидуальная психология А. Адлера 1. Основные понятия. 2. Основные принципы теории А. Адлера. 3 Психологический рост. 1. Основные понятия теории А. Адлера. Одним из величайших вкладов Адлера в психологическую науку был его постулат о комплексе неполноценности и нашей потребности компенсировать чувство неполноценности. В системе Адлера процесс борьбы за превосходство явился серьезным переосмыслением ницшеанской концепции воли к власти. Концепции жизненных целей, жизненного стиля и творческой энергии личности - важнейший вклад холизма в психологию. Выделение Адлером социальных интересов, сотрудничества и отношения общества к различию полов говорит о том, что его теория остается в рамках социальных наук. Неполноценность и компенсация В своей монографии об органической неполноценности, вышедшей в 1907 году, Адлер сделал попытку объяснить, почему болезни по-разному воздействуют на разных людей. В то время Адлер писал как врач, занимаясь преимущественно физиологическими процессами. Он высказал предположение, что у каждого индивидуума существуют определенные слабые места - органы, особенно подверженные болезням. Адлер также отмечал, что органическая слабость может быть преодолена с помощью усердной тренировки и упражнений. Фактически слабый орган можно развить до такой степени, что он станет самой главной силой человека. Адлер расширил свое исследование органической неполноценности до изучения психологического чувства неполноценности. Он придумал термин комплекс неполноценности. Согласно Адлеру, на детей глубоко воздействует сознание ими собственной неполноценности, которое является неизбежным следствием размеров ребенка и отсутствия у него власти. Детские впечатления самого Адлера привели его к необходимости выделить эту мысль: Адлер считал, что жизненный опыт ребенка заставляет его чувствовать свою слабость, несостоятельность и фрустрацию. Дети относительно малы и беспомощны во взрослом мире. Для ребенка контролировать собственное поведение и вырваться на свободу из-под власти взрослых - наиважнейшая задача. С этой точки зрения сила выглядит как первое добро, а слабость - как первое зло. Борьба за достижение власти - это ранняя детская компенсация чувства неполноценности. Для Адлера практически весь прогресс есть результат наших стараний компенсировать чувство неполноценности. Это чувство подталкивает нас к более значительным достижениям. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|