Айламазьян А.М. Метод наблюдения и беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 42466

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Совершенно новой и особой сферой отношений Олега были его отношения с девочками. В V классе у Олега появился и интенсивно развивался интерес к другому полу, к интимной стороне отношений.
В V классе началась эмансипация Олега от взрослых (родителей)* У него возникла сфера «личной жизни», которая стала во многом неизвестной матери. Эта сфера касалась отношений с товарищами, девочками, новых интересов и переживаний, личного и интимного порядка. Все это занимало в жизни Олега очень большое место, не было связано с домом и родителями. Попытки матери вмешаться в эту сферу жизни наталкивались на сопротивление Олега.
Таким образом, V класс был для Олега периодом появления изменений в нем самом и серьезных трудностей в его воспитании. Очень многие из них были непосредственно связаны с характером его отношений со взрослыми и товарищами.
Ира Малинина
Своеобразие воспитания Иры в семье заключалось в сочетании ряда «строгих правил» с некоторой полубезнадзорностью.
Отец Иры до позднего вечера был занят на работе (работал инкассатором) и уделял мало времени общению с дочерью. Мать после смерти младшего брата Иры (несколько лет назад) заболела: она периодически продолжительное время находилась в психиатрической больнице. Часто целыми месяцами Ира была предоставлена самой себе. Когда она была маленькой, то во время болезни матери жила у взрослого сына
196
отца от первого брака, а в более старшем возрасте жила дома. Она помогала отцу в элементарном хозяйствовании без матери, а в IV классе иногда хозяйничала сама.
Своим временем Ира распоряжалась совершенно свободно. В периоды болезни матери контроля за ней не было, не было и ограничений. Только уроки Ира готовила дома (да и то не всегда), а остальное время проводила на улице и у подруг. В периоды относительного здоровья мамы Ира тоже бывала дома мало времени. В маленькой комнате, заставленной громоздкими вещами, повернуться было негде. Разговоры, шум утомляли и раздражали мать. Обстановка в семье была в общем тяжелой, и это во многом создавалось отцом Иры; его мрачностью, раздражительностью, недовольством женой и дочерью. Это выливалось в ссоры и конфликты и отнюдь не способствовало развитию у Иры желания и стремления быть дома с папой и мамой.
Мать считала, что обременять Иру поручениями по хозяйству не следует — пусть учится, а с хозяйством можно справиться и без нее. Время от времени Ира выполняла отдельные поручения родителей.
В семье учение Иры считалось главным в ее жизни. Именно ее успеваемости и подготовке уроков мать уделяла большое внимание, когда была здорова. Хорошая успеваемость и хорошее поведение в школе были самыми важными моментами в оценке Иры дома. Внимание матери к школьным делам дочери заключалось в контроле за дневником и подготовкой уроков. В помощи Ира никогда не нуждалась, да и помочь мать не всегда могла. После подготовки уроков Ира бывала свободна. За развитием познавательных интересов, содержательных занятий и чтением дома не следили. Ни то, ни другое, ни третье не занимало в жизни семьи сколько-нибудь существенного места. Книг дома не было. Отец не раз говорил Ире, что надо читать, но дальше этого не шел. Мать была удовлетворена тем, что дочь читает книги по школьной программе. Все годы мать была довольна Ирой, даже гордилась дочерью. Ей было очень приятно, что Ира хорошо учится, ее хвалят в школе, любят товарищи.
В классе Ира была очень заметной девочкой и не только потому, что хорошо училась, отличалась общественной активностью, была живой и веселой, но и потому, что считалась самой красивой. Она старше большинства одноклассниц на год и вообще выделялась большей взрослостью. К моменту окончания IV класса ей было почти 12 дет.
197
В I—IV классах Ира училась хорошо и ровно. Неизменными годовыми отметками были «четверки*. В IV классе стала учиться даже лучше — на «четыре» и . Ире очень хотелось стат^ отличнице и. По поводу «троек» дома так огорчалась и горько плакала, что мать ее не бранила, а утешала и успокаивала. Успехам товарищей Ира никогда не завидовала, и любому готова была помочь в трудностях. Учительница подчеркивала, что Ира очень волнуется во время ответов на уроке, и полагала, что это происходило из-за боязни Иры ответить неправильно и получить отметку ниже желаемой. Училась Ира с желанием. Правда, ни одному предмету не отдавала предпочтение, но происходящее на уроке ее всегда интересовало* Была внимательна, активно участвовала в работе класса. Очень способная, Ира легко и быстро усваивала новый материал. Обладая прекрасной памятью, Ира хорошо рассказывала, всегда приходила в школу с выученными уроками* До IV класса Ира была старательной, а в IV классе подготовке домашних заданий времени уделяла немного; от 30 минут до полутора часов (в крайнем случае). При этом она никогда не бывала полностью поглощена уроками, работала несосредоточенно, отвлекалась: то перебирала вещи, то подбегала к зеркалу — поправляла прическу, прихорашивалась.
В IV классе у Иры было два центральных интереса; собственная внешность и общение с товарищами. Своей внешности Ира уделяла много внимания и времени. Она могла часами вертеться перед зеркалом, наряжаться во всевозможные платья (свои, мамины, подруг)^ примерять туфли на высоком каблуке, навешивать разные украшения, делать немыслимые прически. Одевшись, она так и сяк вертелась перед зеркалом, рассматривала себя с разных сторон, изучала мимику, жести-кулпровала> произносила какие-то «монологи*> кого-то копировала.
Ире очень хотелось быть хорошо одетой и обязательно по моде. Платья Ире шила мать. Ира одолевала ее всевозможными просьбами и принимала самое активное участие, когда мать ей шила: заранее всегда знала, какое именно платье хотела иметь — приталенное или с широким клешем, с подробностями рассказывала об общих линиях и деталях, рисовала фасон и настаивала, чтобы мать сшила именно такое платье. Ира и ее подруги очень любили надевать вещи друг друга и часто менялись сарафанами, юбками, кофтами.
Одно время Ира с огромным интересом занималась в драмкружке при домоуправлении; пропадала все вечера на ре-
198
петициях и выступала — танцевала, читала, играла в спектаклях. Руководительница говорила, что Ира у них «главная фи-гура&. Мать беспокоило это чрезмерное увлечение дочери, и по ее настоянию Ира перестала ходить на занятия кружка. Несмотря на это, она мечтала стать актрисой. Ей хотелось сниматься в кино и вообще выступать перед зрителями. Она всегда проявляла интерес ко всяким выступлениям, часто выступала на утренниках.
Ира очень любила смотреть телевизионные передачи. Приходя домой, сейчас же включала телевизор, смотрела все передачи подряд до последней. Часто одновременно делала уроки, заявляя, что телевизор ей абсолютно не мешает. Мать пробовала запрещать, но натолкнулась на упорное сопротивление дочери и махнула рукой. В связи с этим Ира очень поздно ложилась спать.
Интересно сочинение Иры, написанное ею в конце обучения в IV классе, о том, что она хотела бы узнать, чему научиться и чему могла бы научить товарища:
«I. Мне хотелось бы знать многое о Луне, о строении человека, о людях древнего мира» о жизни растений,
2. Я хотела бы хорошо научиться танцевать русские танцы, играть на рояле, фотографировать.
3. Я умею делать вырезки из бумаги, умею петь, танцевать вальс, фокстрот, танго, падеграс, умею играть в волейбол и баскетбол, умею кататься на лыжах, могу управлять лошадью.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Бундур Олег. Сборник стихотворений для детей Олега Бундура №2
  • Бундур Олег. Сборник стихотворений для детей Олега Бундура №1
  • Андреев Олег Андреевич, Хромов Лев Николаевич. Учись быть внимательным.
  • Олег Катюхин. Предательство в жизни и бизнесе
  • Кудрин Олег Васильевич. Конструкт организации совместной физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми 7-го года жизни «Зимняя прогулка»
  • Бундур Олег. ДРУГ БЕЗ ДРУГА НЕ ПРОЖИТЬ
  • Учимся читать быстро. Первая ступень обучения в Школе Олега Андреева. Программа.
  • Олег Барабанов. Джон Ди: влияние на мировую политику
  • Олег Телемский. Параллельные прямые пересекаются
  • Олег Точеный. Телефонный маркетинг. Продажи по телефону. - Из цикла "Психология продаж"
  • Олег Баранов. Каббалистическая доктрина "Седьмого Храма" и передача мистической традиции знания в мировой истории
  • Максим Степанов, Олег Майоров. Приобретение уверенности и устранение страха конфликта. - Психотренинг
  • Олег Рябов. Нация и гендер в военной пропаганде: визуальные репрезентации
  • Крышталь Олег. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА
  • Шустов Д.И. Биографии и сценарии
  • Как избежать посленовогоднего синдрома
  • Пучков Андрей Викторович. Сказка «Большое путешествие»
  • Покровский Олег. Наставления.
  • Никифоров Евгений Владимирович. Братья Простудные - детская сказка
  • Журавский Олег. Карта на каждый день
  • Верен ли эффект Флинна или Как изменяется IQ от поколения к поколению?
  • Ильинская Диана Витальевна. Презентация «Дидактические тесты — СТУПЕНЬКИ»
  • Васильева Н.Л. Аня, или как далеко может завести фантазия
  • Притча «Наследник»
  • Условия для знакомства детей в микро-группе. ЗАНЯТИЕ 1
  • Притча «Неразлучные подружки»
  • Притча «Гордый олень»
  • Психологическая сказка про Колючку-Злючку. Для работы с агрессивными проявлениями у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Редактор. Детское сочинение - Мои летние каникулы
  • Редактор. Почему не очень хорошо быть очень правильным ребенком?
  • Супружеские игры
  • Притча «Притча о притче»
  • Притча «Спасение из Ада»
  • Притча «Любовь»
  • Притча «Три любящих брата»
  • Притча «Богач, который хотел стать бедняком»
  • Овсянникова Светлана Викторовна. Сценарий к Дню Победы 'Мы помним-мы годимся'
  • Терехина Светлана Александровна. Экологическая сказка о временах года
  • Притча «Естественный процесс развития»
  • Соколова Наталья Владимировна. Статьи для стенда о работе детского сада летний период
  • Ида Крэддок
  • Сенецкая Светлана Игоревна. Детские игры для знакомства и активации общения
  • Притча «Притча о подвиге клея»
  • Притча «Зеркало души»
  • Притча «Кривой молочный пудинг»
  • Валери Браун. Как победить неуверенность в себе — советы подросткам
  • Притча «Цени, люби, живи...»
  • Притча «Зазнайка и Незнайка»
  • Притча «Замок из песка»
  • Притча «Его разбившиеся мечты»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь