Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 164626

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Люди с высоким творческим потенциалом отличаются развитым воображением, сильной интуицией, стремлением к самовыражению, нестандартным и продуктивным мышлением, новаторством, умением мобилизовать свои ресурсы в процессе деятельности. Ресурсная восполняемость творческого потенциала обеспечивается за счет большой познавательной активности и освоения креативных технологий (в частности, технологий «мозговых атак»).
Творческий потенциал личности может определяться прямыми и косвенными психодиагностическими методами. Весьма популярным среди прямых диагностических методов является тест Е. Торранса. В его полном варианте он представляет собой двенадцать «субтестов», сгруппированных в три «батареи». Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая — невербального, третья — словесно-звукового. Наибольшее распространение получила вторая «батарея», представляющая собой несколько начатых картинок с некоторым набором линий (элементов), используя которые испытуемым надо дорисовать картинку до осмысленного сюжета. Оценивая количество вариантов, их оригинальность, можно количественно определить уровень креативности личности.
Хорошие результаты дают также методики прямого изучения, такие как «Эмоциональный слух» (способность определять по интонационным характеристикам говорящего его эмоциональное состояние, что свидетельствует о развитости эмоционально-образной сферы личности), «Фантастическое существо» (в нем отчетливо проявляется воображение и фантазия), адаптированный тест Роршаха и др.
Уровень творческого потенциала, проанализированный совместно со способностями (их разнообразие и степень выраженности) и склонностью нестандартно, но эффективно решать профессиональные задачи, повзоляет судить о наличии одаренности и таланта. Талант проявляется в активной инновационной деятельности, дающей качественно более высокие результаты, если оценивать уровень ее эффективности. Обобщение полученных данных по оценке разных потенциалов позволяет судить о потенциале личности в целом.
При обобщенной оценке потенциала личности особое внимание уделяется наличию психологических ограничений, затруднений или барьеров, мешающих раскрытию потенциала. Это является сложной самостоятельной задачей, ждущей своего решения. В то же время проведенные исследования позволяют утверждать, что среди психологических ограничений и затруднений в первую очередь следует отметить сильные акцентуации характера, плохо контролируемые и имеющие негативную направленность. Они отрицательно влияют на систему отношений личности, оценок и самооценок, делая их неадекватными, что сказывается на уровне и направленности активности личности. Серьезными психологическими ограничениями для раскрытия потенциала являются сильные внутриличностные конфликты, причины которых субъектом не осознаются. Они приводят к дезинтеграции и дезадаптации личности, проявляющиеся в деятельности, общении, взаимодействиях, системе отношений. Психологическими затруднениями являются и отрицательные психологические установки на собственные потенциальные возможности, условия их реализации, которые сформировались под влиянием социального окружения или людей, с которыми осуществляются общение и взаимодействие. Существуют и критические возрастные периоды, в которых реализация личностного потенциала затруднена, а также возрастные ограничения. Эмпирически установлен факт и наличия тендерных ограничений. Психологическими ограничениями, как показали прикладные исследования, являются высокий уровень тревожности и напряженности личности, низкий уровень самоконтроля и нормативности поведения. С описанием данных ограничений можно ознакомиться, прочитав рекомендованную литературу.
Учет психологических ограничений позволил разработать четырех-компонентную систему качественной оценки потенциального, включающую следующие показатели:
• высокий потенциал, незначительные психологические ограничения;
• высокий потенциал, существенные психологические ограничения;
• невысокий потенциал, отсутствие особых ограничений;
• невысокий потенциал и значительные психологические ограничения.
Раскрытие содержания подструктуры «Индивидуальности» осуществляется преимущественно с помощью методов экспертной оценки, наблюдения и общения с субъектом личностно-профессионального развития. Правда, особенности ценностных ориентации и потребности в достижениях можно определить с помощью психодиагностики (тесты М. Рокича, Т. Элерса и др.)*.
* Рабочая книга практического психолога / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. - М.: 2001


Описание подструктуры «Направленности» целесообразно осуществлять с использованием методов наблюдения, экспертной оценки и собеседований. Хорошим методическим ориентиром для ее составления является модифицированная «Карта личности К. К. Платонова»*. Немалые сложности вызывает описание подструктуры «Характерологических особенностей и нравственных качеств». Если характерологические особенности определить довольно легко, используя «личностные тесты» (например, MMPI или Р. Кэттелла) и с помощью наблюдения, то нравственные качества и уровень их развития определить сложнее. В этом случае очень важно выбрать нравственные стандарты и эталоны. К сожалению, в наше время, когда главными критериями достоинств человека провозглашается материальное благополучие или богатство, решать эту задачу непросто. Эталонами здесь могут быть общечеловеческие или конфессиональные ценности. С помощью опросов и экспертных оценок анализируется поведение и отношения интересующей нас личности в критических ситуациях, в условиях нравственного выбора, ориентация на те или иные ценности, направленность активности. Это дает необходимую информацию для обобщающих нравственных характеристик.
* Платонов К. К. Краткий словарь системы психологический понятий. — М.: Высшая школа, 1981.

Практика показывает, что к людям высоконравственным часто обращаются за советом и с просьбами о помощи, когда возникают сложные жизненные ситуации. К безнравственным же — не обращаются никогда.
При составлении такой характеристики необходимо учитывать тенденции изменения направленности нравственных качеств и ее интенсивность.
Подструктура «Профессиональных характеристик» анализируется с помощью методов изучения характера и результативности профессиональной деятельности. Здесь также могут помочь экспертные оценки уровня профессиональной компетентности и умений. Важной характеристикой высокого профессионального статуса является частота обращения коллег по работе за помощью в решении профессиональных проблем и задач.
Общие и особенные «Акмеологические инварианты профессионализма» определяются с помощью анализа результатов деятельности (с учетом психологической «цены»), наблюдения, экспертных оценок и психологического тестирования. В частности, сейчас разработаны и успешно применяются аппаратурные методики оценки уровня и содержания психологический саморегуляции, стрессустойчивости и работоспособности*.
* Нерсесян Л. С. Психологические аспекты повышения надежности управления движущимися объектами. — М.: Промедэк, 1992.

Тестирование поможет определить силу личности и уровень развития психологических, профессионально важных качеств. Остальные определяются экспертами и на основе наблюдения.
В приведенных рекомендациях упор был сделан на проявления потенциального. Это не случайно, так как потенциальные свойства являются базисными, поэтому в значительной мере определяющими характер развития. Остальные же можно успешно развивать с помощью психологических и акмеологических развивающих технологий.

2.3. Психолого-акмеологическая служба: статус, функции, организация деятельности

При обсуждении вопросов связи акмеологии с практикой особое внимание следует уделить необходимости создания акмеологических или психолого-акмеологических служб. Психолого-акмеологические службы призваны стать важным связующим звеном между психологической и акмеологической наукой и практикой. Именно они в первую очередь должны продемонстрировать возможности акмеологии в эффективном решении актуальных практических задач. Именно в них должны находить практическое воплощение многие психологические и акмеологические идеи.
В настоящее время акмеологами разработаны научные и организационные основы создания и функционирования психолого-акмеологических служб различного уровня*.
* Психолого-акмеологическая служба. Настольная книга практического психолога. Методическое пособие / Под ред. Е. А. Яблоковой. — М.: РАГС, 2001 и др.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Под редакцией К. М. Гуревчча, Е. М. Борисовой - Психологическая диагностика. Учебное пособие.
  • Елена Еняшина. Мастер-класс по теме: Методы активизации родителей в решении воспитательно-образовательных задач ДОУ
  • Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика, направленная на углубленное, целостное изучение состояния здоровья детей
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Слотина Т.В. Психология личности
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека.
  • Акимова М.К. - Психологическая диагностика
  • Зинченко В., Мамардашвили М. ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Сафиуллина Динара Рафаэловна. Использование проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Иванова Ирина Васильевна. Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО
  • Мотивационно - личностное развитие 10 классов
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Агапкина Наталья Викторовна. Статья «Методы и приёмы математического развития дошкольников».
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Ибрагимова С. З.. «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Касенова София Маратовна. Тема: Организация психологической деятельности в школе.
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Психологическая помощь учащимся старших классов в профессиональном самоопределении 9 класс



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь