|
Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57329
Автор: Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В.
Название: Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке В нашем исследовании изучались особенности совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития. Исследование проводилось на базе школы; в нем приняли участие родители, воспитывающие детей с ЗПР, в количе-
185 стве 37 человек (18 отцов и 19 матерей). Средний возраст матерей в данной группе составляет 33 года, отцов — 36 лет. Все дети с ЗПР обучаются в классах коррекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы. Большинство детей имеют ЗПР соматогенного происхождения и церебрально-органического генеза. Для сравнения показателей была отобрана группа испытуемых, дети которых характеризовались нормальным психическим развитием. Число родителей — 39 (19 отцов и 20 матерей). Средний возраст отцов составляет 37 лет, матерей — 33 года. Общая характеристика состава семей у детей с ЗПР позволила выявить их значительные отличия. 90% родителей детей с ЗПР имеют среднее специальное образование. В группе родителей детей без ЗПР среднее специальное образование имеют 74% родителей. Остальные родители имеют высшее образование. У большинства школьников основной группы семья является источником внутренней психологической напряженности. В подобной семье отсутствуют возможности для полноценного развития и воспитания детей, родители и взрослые отличаются недостаточным потенциалом общего развития и низким уровнем социальной адап -тации. В такой семье реализуется сочетание или один из таких типов семейного воспитания, как непринимающий, авторитарный и симбиотический. С помощью опросника «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Н. Эндлера и Д. Паркера, Опросника способов совладания Р. Лазаруса и С. Фолькман, Шкалы социально-психологической адаптированностиК. Роджерса и Р. Даймонда были выявлены особенности совладающего поведения и уровень социально-психологической адаптированности родителей, воспитывающих детей с ЗПР. При столкновении с трудностями матери и отцы, воспитывающие «особых» детей, имеют тенденцию реже использовать стратегию поиск социальной поддержки, чем матери и отцы нормально развивающихся детей. С одной стороны, такое предпочтение в выборе стратегии связано с тем, что родители не совсем уверены в ком -петентности социального окружения, не чувствуют реальной помощи для себя и своего ребенка. С другой, они не желают обсуждать трудности и посвящать в свои проблемы других людей, чтобы лишний раз не акцентировать внимание на особенностях развития сво -его ребенка. Хотя в данной конкретной ситуации поиск социальной 186 поддержки мог бы послужить ресурсом, позволяющим человеку справляться с трудностями. У отцов, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, по сравнению с отцами нормально развивающихся детей наблюдается тенденция реже выбирать при столкновении с трудностями конфронтативный копинг. Редкое использование отцами конфронтативного копинга нельзя объяснить однозначно. Так, конфронтация — это одно из проявлений упорства и уверенности человека в себе. Следовательно, можно отметить, что отцы данной родительской группы реже чувствуют в себе эти качества и проявляют их в реальной жизни. Одновременно «конфронтативный копинг» понимается автором методики как определенная степень враждебности и готовности к риску в процессе совладания с трудностью. Поэтому можно предположить, что отцы, воспитывающие детей с ЗПР, в стрессовых ситуациях не склонны использовать агрессивные усилия по изменению ситуации, неоправданно рисковать, что, вероятно, связано с личностными особенностями отцов. Кроме того, родители (матери и отцы), воспитывающие детей с ЗПР, реже, чем родители нормально развивающихся детей, при столкновении с жизненными трудностями выбирают стиль социальное отвлечение, предпочитая с «головой окунуться» в проблему. Родители не способны поделиться своей проблемой с близким человеком, получить поддержку и восстановить внутренние ресурсы. Интерес представляют и выявленные нами различия внутри семей (между отцами и матерями): в семьях группы родителей детей с ЗПР отцы чаще, чем матери, сталкиваясь с трудностью, выбирают стратегию самоконтроль. Последующий корреляционный анализ позволил выявить неоднозначные взаимосвязи. Высокий уровень дезадаптированности родителей детей с задержанным развитием значительно снижает вероятность использования ими таких стратегий, как поиск социальной поддержки и социальное отвлечение. Известно, что социальная активность не существует без адаптации личности, именно сниженные адаптационные возможности родителей ведут к проявлению пассивности при совладении с трудными семейными ситуациями. Так, ожидание внешнего контроля родителями, воспитывающими детей с ЗПР, оказалось отрицательно связанным с социальным 187 отвлечением. Выявленная связь демонстрирует, что родители не считают нужным в трудной ситуации прибегать к социальной поддержке, и в то же время они ожидают эту поддержку, ждут напоминания и толчок извне, проявляя беспомощность, безответственность и пассивность в решении жизненных проблем. По результатам исследования И. В. Смирновой (1998), родители учащихся младших классов коррекционно- развивающего обучения отказываются принимать посильное участие в обучении ребенка, объясняя это тем, что «все равно ничего не получится». Чаще всего за этим кроются неверие в собственные силы, усталость, безнадежность, растерянность, нереалистичное представление о происходящем. Таким образом, дезадаптированность родителей детей с задержанным развитием, проявляющаяся в конфликте с другими, ожидании внешнего контроля, замкнутости, не позволяет им обращаться за помощью к социальному окружению, что снижает фокусирование на трудностях повседневной жизни и затрудняет поиск возможных способов их решения. Следовательно, у родителей детей с задержанным развитием отмечается недостаточность внутренних ресурсов для проявления адаптивных реакций и поведения. Естественно, что подобные способы реакции на стрессовые ситуации будут непосредственно проявляться и в практике воспитания. Ранее исследование совладеющего поведения родителей в структуре детско - родительского взаимодействия показало, что от того, насколь -ко эффективно родитель совладает с трудными ситуациями этого взаимодействия, во многом зависит и качество детско - родительских от -ношений. Так, семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, сталкиваясь с жизненными трудностями, характерными для обычной семьи, имеет свои специфические нарушения: в социальных отношениях, в системе специфических социальных потребностей (близости, информации, практической помощи и т. д.), во взаимоотношениях ребенка с родителями, в интеграции семьи. Тяжелые нарушения семейных представлений и переживания родителей приводят к нарушению социально-психологических аспектов жизнедеятельности семьи. Возможность выйти на путь совладания с трудностями зависит от умения родителей принять особенности развития ребенка и организовать свое поведение. НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ И СЕМЕЙНЫЕ НАРУШЕНИЯ «Запрещается... запрещается... запрещается». Пять тысяч раз были сделаны эти надписи. «Все-таки чудесно быть доброй», — думала умиротворенно маленькая хемулиха. В настоящее время широкую распространенность приобретает по -нятие домашнее насилие, как система поведения, целью которого является достижение власти и контроля в семейных отношениях. Оскорбления, запугивания, угрозы, принудительные сексуальные отношения, экономическая зависимость — часть насильственных взаимоотношений. Объектом домашнего насилия могут быть любые члены семьи. Специалисты выделяют три типа семейной жестокости: 1) со стороны родителей по отношению к детям; 2) со стороны одного супруга по отношению к другому; 3) со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|