Варламов В.А., Варламов Г.В. Компьютерная детекция лжи.

Категория: Библиотека » Ложь и её выявление. | Просмотров: 136853

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Раскин приводит пример реализации данной техники тестирования. Оператор может сказать подозреваемому следующее: «Поскольку речь идет о краже, я вынужден задать вам несколько общих вопросов, касающихся вашей порядочности и вашего отношения к воровству. Я вынужден сделать это, чтобы установить, какой вы человек и могли бы вы быть тем, кто похитил деньги и всех обманывает. Итак, я спрашиваю вас:
«Пока вам не исполнилось 18 лет, вы когда-нибудь что-нибудь крали? Как вы на это ответите?» (контрольный вопрос)?
«Вы украли 1000 долларов?» (значимый вопрос)».
Такая процедура, как считает автор, рассчитана на то, что человек, невиновный в совершенном преступлении, будет больше акцентирован на кражу до 18 лет, чем на кражу 1000 долларов.
Если реакция на контрольный вопрос будет более выражена, чем на значимый, то вероятность, что подозреваемый не совершил кражу, велика.
Можно еще более ослабить контрольный вопрос. Например: «Было ли когда-нибудь у вас желание украсть ластик или промокашку у соседки по парте?»
Если будет получена положительная реакция и на этот контрольный вопрос, то вероятность, что подозреваемый не брал 1000 долларов, возрастет еще больше. В то же время следует опасаться, что определенная часть опрашиваемых лиц, не совершавших преступления, все-таки даст реакцию на значимый вопрос. Ошибка специалиста полиграфа в таких случаях часто может быть не в пользу честных людей, а её негативные социальные последствия — слишком велики.
Качество подбора контрольных вопросов зависит от квалификации специалиста полиграфа и личностных особенностей тестируемого.
Тесту предшествует беседа специалиста с подозреваемым, на основе которой и составляются контрольные вопросы. Таким образом, их содержание корректируется тестируемым, который преломляет полученную информацию о личностных особенностях опрашиваемого через свое понимание проблемы. К сожалению, оно может сильно меняться в зависимости от внутреннего состояния оператора, внешних условий и т.д.
Наличие двух переменных величин личностного характера: особенностей психофизиологических откликов тестируемого и его восприятия информации, а также оценка этой информации специалистом полиграфа, безусловно, могут значительно повлиять на результаты опроса с применением любых методик, но в большей степени это относится к тестам, использующим контрольные вопросы.
Так как разработка теста с использованием контрольных вопросов в значительной степени зависит от предтестовых интервью, то Бен-Шакар и Фю- реди считают, что он является непрактичным для широкого использования, 242
поскольку:
- требует решений сложной методологической и расследовательской задач по разработке адекватного ряда ключевых вопросов опознания вины (Под- лесни, 1993 г.);
- требует, чтобы криминальные подробности не разглашались в СМИ и оперативными сотрудниками. Кроме того, обследуемое лицо может получить дополнительную информацию о деталях преступления при знакомстве с текстом вопросов.
Этим, по-видимому, и объясняется негативное отношение к такой методике тестирования основателя первой в мире школы специалистов полиграфа Килера. В одной из инструкций по подготовке специалистов он предостерегает: «Этот тип вопросов может ввести в крайнее заблуждение и поэтому должен применяться очень осторожно. По этой причине его использование не рекомендуется нашей школой...».
Тесты, в которых отсутствуют контрольные вопросы, ставят своей задачей определить: знает ли подозреваемое лицо детали преступления, которые могут быть известны только определенному кругу людей.
Тест на знания виновного впервые детально разработан психофизиологом Ликкеном (1959 г.), является модификацией теста пика напряжения Килера.
В данных тестах вопросы составляются в зависимости от наличия информации о деталях преступления и в меньшей степени зависят от индивидуальных особенностей тестируемого.
«Единственным ограничением этого теста является то, что его иногда сложно составить даже при проведении уголовных расследований, поскольку информация о деталях преступления бывает широко известна. Непричастный порой знает все связанное с преступлением не хуже, чем виновный» (Экман. Психология лжи). Нельзя не согласиться с этим утверждением крупнейшего специалиста США в области психологии лжи.
И все же информация о совершенном преступлении в средствах массовой информации, специализирующихся на освещении криминальных проблем, никогда не бывает полностью исчерпывающей и достоверной. Ими используются яркие, броские детали преступления, чтобы заинтересовать читателя и зрителя, а малоэффектные фрагменты, как правило, остаются за кадром. С другой стороны, нередки случаи, когда информация доводится до подозреваемого лица и во время допросов или бесед.
Поэтому при использовании данной методики специалисту полиграфа важно самому ознакомиться с местом преступления, побеседовать с пострадавшими, свидетелями, с лицом, подозреваемым в совершении преступления, с сотрудниками милиции, ведущими расследование.
Получение необходимой информации иногда бывает трудоемким, но оно
243
совершенно необходимо. Тщательный поиск дополнительных деталей преступления, известных только преступнику, — упорный труд, но именно он обеспечивает успех. Одному из авторов этой книги при раскрытии нашумевшего убийства в течение недели приходилось по крохам собирать информацию о совершенном преступлении. Тщательное изучение протоколов допроса, неоднократные выезды на место убийства выявили пять деталей преступления, которые могли быть известны только убийце, но остались без внимания прессы. На их основании составлены тесты на знание виновного.
В результате полиграфной проверки и углубленной послетестовой беседы подозреваемый признал свое участи в расследуемом деле.
Специалистами полиграфа Краснодарского края также используется тест на знания виновного или его модификации, что дает возможность практически исключить ошибки в прогнозе.
В то же время нельзя не согласиться с критиками этого теста, указывающими на трудности его использования при скрининговых проверках. В случаях их проведения, как правило, отсутствует какая-либо дополнительная информация об анкетных данных тестируемого лица, кроме указанных им самим.
Но сотни эффективных скрининговых проверок, успешно проведенных специалистами Краснодарского края с применением поискового теста, дали возможность выявить большое количество различного рода преступных элементов, внедряемых как в гражданские государственные учреждения, так и в силовые структуры. В основе этого успеха лежит хорошая теоретическая подготовка и большое желание помочь борьбе с криминализацией общества.
Зарубежные учреждения, занимающиеся сертификацией тестов, нередко имеют совершенно противоположные мнения по их информативности. Причину разногласий в оценке методов тестирования хорошо охарактеризовал Экман в книге «Психология лжи»: «... лишь очень небольшая группа ученых занимается действительно научными исследованиями, посвященными вопросам обнаружения обмана с помощью детектора лжи».
Среди более чем 4000 статей и книг, посвященных точности прогноза, только 400 опираются на исследования, а из них подлинно научными работами можно считать только 40 публикаций.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Аркадий Смолин. Взятки сводят с ума
  • Притча «Слава мэра»
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Редактор. Тест для детей. Рисунок несуществующего животного
  • Притча «Жена неудачника»
  • Притча «Скупость нередко обходится дороже»
  • Башкирова Валерия, Соловьев Александр. Крупнейшие мировые аферы. Искусство обмана и обман как искусство.
  • Притча «Тест на способности продавца»
  • Редактор. Тест рисунка 'Моя семья' (в интерпретации В.КЛосевой, в изложении Н.Л.Кряжевой).
  • Занимательная таблица (тест на внимательность)
  • Тест Роршаха (проективный тест чернильных пятен)
  • Притча «Карьера с компьютером и без»
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Тест на определение степени усталости
  • Ассанович М.А. Тест Роршаха на основе адаптированной интегративной системы Экснера: теоретические и прикладные аспекты
  • Нестеров И.А., Никитин И.В., Хамидуллин Р.Я. Практикум по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"
  • Редактор. Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.
  • Голд Ю. ПОСЛЕДНИЙ ЧАС ЖИЗНИ
  • Кочетов В.Д., Сенина М.П. Физика. Подготовка к ЕГЭ. 26 тестов по новой Демоверсии + Решения
  • Притча «Тень жизни»
  • Садовничий Ю.В. Геометрия. 7 класс. Промежуточное тестирование
  • Садовничий Ю.В. Геометрия. 8 класс. Промежуточное тестирование
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Причины человеческой лжи и обмана
  • Михайлова С.Ю. Русский язык. 2 класс. Тесты
  • Михайлова С.Ю. Русский язык. 3 класс. Тесты
  • Заговор на удачу сделан, какие могут быть последствия?
  • Ассоциативный тест; Word Association test; Assozia-tion-experiment
  • Насколько вы эмоционально реагируете на события вашей жизни – тест.
  • Притча «Да, нет, очень хорошо»
  • Бурлачук Л. Ф., Бурлачук О.Л., Леонтьев Д. А., Крайников Э. В. - Открытый семинар по психодиагностике. Проективные тесты и их практическое применение
  • Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Боровских Т.А. Тесты по химии. 8 класс. Периодический закон и периодическая система... К учебнику
  • Вертьянов С.Ю. Общая биология. Поурочный тест-задачник к учебнику 10-11 кл
  • Под ред. Д.А. Мальцева. Математика. Подготовка к ЕГЭ 2018. Базовый уровень
  • Еврейская притча (тест на логику для проверки готовности изучать Талмуд).
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Проективный тест «Морские сокровища». Методика прояснения целей и ресурсов.
  • Притча «Дороги назад может и не быть»
  • Притча «Единственный чиновник»
  • Панарина В.И. Геометрия. 7 класс. Диагностические тесты
  • Тест MMPI. Выбор утверждений
  • Павлова Н.С. Химия. 8 класс. Промежуточное тестирование
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Артасов И.А. История России. Диагностические тесты. 9 класс
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Нечистая совесть или Синдром раскаяния
  • Редактор. Японский IQ тест
  • Редактор. Детский рисунок семьи
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Лещинер В.Р. Тесты по информатике. 5 класс. К учебнику Л.Л. Босовой.
  • Ермошин А. Ф. Геометрия переживания: экспресс-тест «Конструктивный рисунок человека» в психотерапевтической практике.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь