Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Смит Ноэль. Современные системы психологии.Категория: Психология, Системный подход в психологии | Просмотров: 47199
Автор: Смит Ноэль.
Название: Смит Ноэль. Современные системы психологии. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке К другим последствиям недоукомплектованности относятся более низкие требования к приему в сет-тинг, участие большинства индивидов в выполнении более сложных задач, большая частота как успехов, так и поражений, и большая субъективная ценность каждого участника в восприятии других участников сеттинга (Wicker & Kirmeyer, 1976). Изучение поведенческих сеттингов в школах и церквях подтвердило эти теоретические предположения. Они также относятся и к рабочим местам: в небольших рабочих коллективах работники больше взаимодействуют друг с другом, сильнее ощущают свои обязательства по отношению к другим работникам и участвуют в выполнении более трудоемких задач, чем работающие в составе больших коллективов (O'Donnell, 1980). Переукомплектованные сеттинга, напротив, характеризуются меньшим количеством вопросов, задаваемых новичками, вероятно, вследствие большего смущения тем, что они не владеют нужной информацией, а также тем, что они кажутся чужими в коллективе (Fuhrer, 1987, 1988).
В своем исследовании в рамках проекта «Большая школа, маленькая школа» (Big School, Small School) Баркер и Гамп (Barker & Gump, 1964) изучали добровольные поведенческие сеттинги, такие как спортивные команды, отряды болельщиков, музыкальные коллективы и языковые клубы, и обнаружили, что такие поведенческие сеттинги не увеличиваются пропорционально росту размеров школы — фактически количество учащихся школы возрастает в восемь раз быстрее, чем происходит рост внеклассных коллективов. Существуют также характерные для каждого сеттинга пределы числа участников, которое он может принять. В работе школьной газеты или в классной игре может участвовать лишь определенное количество школьников. Сеттинг крупной школы включает в среднем в три раза больше участников, чем сеттинги маленьких школ. В отличие от переукомплектованности учащимися в крупных школах, каждый из сеттингов маленькой школы не только был недоукомплектован, но недостаточное количество учащихся по отношению к количеству сеттингов приводило к тому, что на одного учащегося приходилось в среднем по 3,7 поведенческих сеттинга. Те, кто учился в крупных школах, участвовали только в 0,6 сеттинга. В крупных переукомплектованных школах вето подвергались 29% участников, тогда как в маленьких школах эта цифра составляла лишь 2%; в последних чаще использовались схемы противодействия отклонениям, чем запрещающие схемы. Когда в сеттинге ощущается недостаток людей, для него важно сохранять как можно большее число участников и пытаться добиться от отклоняющихся индивидов в достаточной степени конформного поведения, чтобы они могли содействовать достижению целей сеттинга. Учащиеся маленьких школ отмечали удовлетворение (а) своими достижениями и уровнем совершенствования своей подготовки; (б) тесным сотрудничеством с другими учащимися; (в) тем, что они отвечают предъявляемым к ним требованиям, и (г) ощущением того, что их ценят. Учащиеся крупных школ указывали, в основном, на косвенные источники удовлетворения — чувство принадлежности к крупной школе или к школе, которая завоевывает медали и побеждает на чемпионатах. Кроме того, крупные школы характеризуются более высоким процентом учащихся, бросивших школу (Schoggen & Schoggen, 1988). Учащиеся маленьких школ занимали больше ответственных позиций, а также проявляли более активное участие в общественной жизни (Barker & Gump, 1964). Вследствие того, что учащиеся маленьких школ имели больше возможностей для участия в добровольных поведенческих сеттин-гах, положительный психологический эффект, вызываемый ощущением своей принадлежности и собственных достижений, вероятно, оказывал определенное влияние на то, что маргинальные учащиеся оставались в школе. Некоторые исследования (Wicker, 1979a) подтверждают, что индивидуумы в недоукомплектованных ситуациях чувствуют большую вовлеченность в их деятельность, чем в переукомплектованных. «Усиливающаяся тенденция людей уходить или пропускать мероприятия по мере роста общественных учреждений, по-видимому, присутствует не только в учебных заведениях. Она характерна также и для «Ротари-клубов», для коллективов шахтеров, рабочих текстильных фабрик, служащих аэрофлота и т. д. Таким образом, истинность старой поговорки «Чем больше, тем лучше» сомнительна» (Gump, 1978, р. 255). В маленьких школах маргинальные учащиеся — дети, чьи родители не закончили средней школы и чьи оценки по интеллектуальным тестам оказываются ниже среднего уровня (и потому это наиболее вероятные кандидаты на уход из школы), ощущают большее социальное давление, побуждающее их к участию в жизни школы, чем немаргинальные учащиеся. В крупных школах они чувствовали себя аутсайдерами, но в маленьких школах их ценят и помогают им включиться в школьную деятельность (Willems, 1967); для них обучение в маленькой школе имеет больше преимуществ, чем для других. Учащиеся старших классов маленьких школ штата Нью-Йорк (Schoggen & Schoggen, 1988), а также маленьких школ, расположенных во всех регионах страны (Baird, 1969), участвовали в большем количестве различных поведенческих сеттингов, несмотря на то, что эти школы не могли предоставить своим учащимся столь же разнообразных возможностей, как крупные школы. Те учащиеся, которые активно участвовали 201 в других мероприятиях, кроме спортивных, имели более высокий уровень успеваемости в колледже, чем те, кто не проявлял активного участия, независимо от социально-экономического статуса и уровня академической успеваемости (Hanks & Eckland, 1976; Otto, 1975; Spady, 1970). Учащиеся маленьких школ превосходили учащихся крупных школ по четырем из шести разделов учебной программы (Baird, 1969). При сравнении крупных и маленьких церквей было обнаружено, что, как и маленькие средние школы, маленькие церкви отличались меньшим количеством участников на каждый поведенческий сеттинг, чем крупные церкви; их члены ощущали большее социальное давление, побуждающее их к участию, занимали больше ответственных позиций, а также участвовали в более разнообразных видах деятельности в рамках поведенческих сеттингов (Wicker, 1969). Дальнейшее совершенствование концепции укомплектованности предполагает рассмотрение таких показателей, как минимальное число лиц, требующееся для продвижения сеттинга к его цели (минимум поддержания, maintenance minimum), максимальное число лиц, которое сеттинг может принять (вместимость, capacity), а также общее число тех, кто хотел бы участвовать в сеттинге (кандидаты, applicants) (Wicker, McGrath & Armstrong, 1972). Показатель вместимости может включать размеры физической площади, количество единиц имеющегося оборудования и т. д., а также число возможных поведенческих ролей. Поведенческие роли включают «исполнителей» и «неисполнителей» («nonperformers»). «Неисполнители» являются потребителями, подобно зрителям в театре или на спортивных состязаниях. Проведенный Уикером анализ этих компонентов показал, что недо-, пере- или адекватная укомплектованность зависит от отношения числа кандидатов, желающих стать исполнителями или неисполнителями, к минимуму поддержания, а также от того, в какой степени ограничения вместимости позволяют принять исполнителей и неисполнителей. Недоукомплектованность имеет место, когда число кандидатов меньше требуемого минимумом поддержания, а переукомплектованность — когда число кандидатов превышает вместимость сеттинга. В более точной формуле принимаются во внимание не только физические условия, но также число исполнителей и неисполнителей. В исследованиях такого явления, как теснота (crowding), этот показатель обычно рассматривался как функция количества человек на метр квадратный. В измененной Уикером формулировке укомплектованности подчеркивается роль поведения как ключевого условия, влияющего на эффекты, вызываемые этим показателем, и обеспечивающего возможность более совершенного его определения. Предложенная им формула показывает, что любое решение данной проблемы должно предполагать нечто большее, чем простое сведение его к увеличению пространства или сокращению числа людей. Поведенческие сеттинги и эффекты уровня укомплектованности могут быть распространены и на животных в отношении тех аспектов, которые связаны с их выживанием и размножением (Schneider, 1990). У столь различных видов животных, как кроты, осы, шимпанзе и волки, формируются устойчивые паттерны поведения во взаимодействии с неодушевленным окружением. Если мать маленьких волчат умирает, другая волчица может начать кормить их молоком и заботиться о сиротах, поддерживая сложившиеся паттерны поведения. У животных также сказываются определенные эффекты уровня укомплектованности. Когда колония пчел становится переукомплектованной, их матка изгоняется — на нее налагается вето — наряду с рабочими пчелами. Когда стаи волков становятся переукомплектованными по отношению к возможностям обеспечения пищей, они вторгаются на территории друг друга и вступают в схватки; особи с низким статусом должны умереть голодной смертью или покинуть стаю. Небольшие группы хищников иногда присоединяются к другим, чтобы сформировать группу, имеющую более оптимально укомплектованный количественный состав по отношению к возможностям обеспечения добычей. Автор отмечает, что данные проявления сходства с людьми представляют собой лишь грубые параллели и что существуют также значимые различия. Изучая три типа организаций, Индик (Indik, 1965) обнаружил, что участие в деятельности группы приводит к повышению уровня общительности и дружелюбия между участниками, и это в большей степени проявляется в малых группах, чем в больших. Уикер (Wicker, 1976) отмечает, что практически невозможно уменьшить размеры школ или фабрик до такой степени, чтобы они стали обладать преимуществами малых групп, однако возможно определить, какие факторы маленького сеттинга могут быть перенесены на большой. Если холодные безличные отношения на крупной фабрике приводят к прогулам, можно способствовать установлению более дружеских отношений и атмосферы взаимного внимания, чтобы количество прогулов снизилось. Однако для каждой отдельной организации или поведенческого сеттинга должны быть определены присущие только ему специфические факторы. Обзор исследований по данной теме, проведенный Уикером, свидетельствует о том, что данная область характеризуется высокой степенью сложности и малым количеством универсальных факторов. Уикер (Wicker, 1979a) изучал спонтанную адаптацию, имеющую место в сеттинтах, в которых появляется большее число клиентов, чем сеттинг может обслужить. В Национальном Парке Йосемити (Yosemite National Park) лесничие используют большее количество стратегий, позволяющих справиться с ситуацией, при увеличении рабочей нагрузки (количества посетителей парка); при этом усиливается ощущение ими своей ответственности и необходимо- 202 сти. Однако с продолжением летнего сезона это ощущение уступает место чувству напряжения и усталости. Уикер (Wicker, 1979a) составил резюме результатов других исследований по данной теме, а также список вопросов, нуждающихся в изучении. На их основании можно сделать вывод, что на эффекты уровня укомплектованности оказывает влияние множество факторов, включая индивидуальные характеристики участников — условие, которому Баркер не придавал существенного значения. В условиях, еще более удаленных от натуралистического наблюдения, Уикер и его коллеги (Wicker, 1976) провели экспериментальное исследование по проверке эффектов уровней укомплектованности. Юноши — студенты колледжа участвовали в игровом аттракционе, имитирующем автогонки, при различных уровнях требований к количеству участников. Как и ожидалось, ситуация переукомплектованности приводила к снижению ощущения своего участия, по сравнению с ситуацией недоукомплектованности. Ряд других предсказаний на основании теории укомплектованности при этом подтвердился, а ряд других — нет. В эксперименте, участники которого выполняли задание по Сооружению книжных полок из кирпичей и досок, было обнаружено влияние индивидуальных характеристик, а также особенностей сеттинга (Perkins, 1982). Результаты подобных экспериментов заставляют поставить вопрос о том, распространяются ли их результаты на реальные жизненные ситуации. В качестве альтернативы постановке искусственных экспериментов Виллемс (Willems, 1972a) предлагает собирать данные естественных экспериментов — таких как рост населения, изменения социальных программ, изменения в организациях, а также изменения транспортных систем или маршрутов, реконструкция зданий и бесчисленное множество других. Поведенческий сеттинг Генотипные сеттинги в школах. Если лидеры одного поведенческого сеттинга или относящиеся к нему неодушевленные объекты могут быть помещены в другой поведенческий сеттинг и он продолжает функционировать как и раньше, то оба сеттинга имеют одинаковый генотип (genotype). Например, игроки в большинстве игр или спортивных мероприятий могут быть заменены другими без каких-либо значительных изменений паттернов. Аналогичная ситуация имеет место с физическими объектами, если заменить стулья и стол в приемной стоматологической клиники на другие в равной степени пригодные предметы мебели, сеттинг будет продолжаться без изменений. Он также продолжит свою работу в прежнем режиме, если одного стоматолога заменить другим. Следовательно, это генотипные поведенческие сеттинги. Баркер обнаружил 198 генотипов в маленьком городке, названном им Мидвестом, и 30 в средней школе. В книге «Большая школа, маленькая школа» («Big School, Small School») Гамп (Gump, 1978) со- общает, что учебные классы в двух самых маленьких средних школах — по 40 учащихся в каждой — содержали по 12,5 генотипов каждая, тогда как самая крупная — 2105 учащихся — включала 28,5 генотипов обучения. Средние размеры школы составляли 339 учащихся и 21,5 генотипа. Количество учащихся в самой крупной школе превышало их количество в самой маленькой более чем в 52 раза, однако количество генотипов было большим всего приблизительно в 2 раза. Количество учащихся в самой крупной школе по сравнению со средней было большим в 6 раз, однако количество генотипов было большим лишь на одну треть. Гамп замечает: «Требуется внушительное увеличение размеров для минимального увеличения разнообразия» (р. 246). Исследование взаимосвязи между количеством учебных курсов, предлагаемых средними школами штата Нью-Йорк, и размерами этих школ показало, что количество курсов возрастает вместе с ростом числа учащихся до тех пор, пока последнее не достигает четырехсот, после чего почти не увеличивается. Кроме того, даже при увеличении числа предлагаемых курсов в основном это дополнительные вводные курсы, а не курсы, построенные по принципу последовательного повышения уровня подготовки (Monk, 1987), хотя в некоторых школах удается преодолеть эффекты размера (Monk, 1990). Курсы продвинутого уровня, которые предлагают крупные школы, посещаются относительно небольшим числом учащихся (Haller et al, 1990), кроме того, это, как правило, математические и естественнонаучные курсы, а не языковые или посвященные социальным наукам (Monk & Haller, 1993). Хотя была рекомендована программа слияния школ по всей стране, как обеспечивающая экономию средств и более насыщенный учебный план, свидетельства таких преимуществ отсутствуют. Данные свидетельствуют о минимальном выигрыше и больших потерях, связанных с крупными школами; и даже о том, что «крупные, сложные в управлении и бюрократизированные школы препятствуют достижению социальных и нравственных целей, к которому стремятся сторонники реформ» (Haller & Monk, 1988). Халлер (Haller, 1992) обнаружил, что в крупных школах меньше порядка и больше нарушений дисциплины, чем в маленьких школах. Монк и Халлер (Monk & Haller, 1986) продемонстрировали, что учащиеся маленьких школ показывают на экзаменах результаты, не уступающие учащимся крупных школ; а также, в подтверждение выводов Баркера и Гампа, что их уровень участия во внеклассной активности и уровень социального развития даже выше. Фенотипные сеттинги. Фактически наблюдаемые формы поведения — это фенотипы (phenotypes), поведенческие эпизоды, регулярно встречающиеся в различных сеттингах. Они не зависят от индивидуумов и представляют функцию, тогда как генотипы представляют структуру. Их можно обнаружить в таких социальных системах, как группы взаимопомо- 203 щи или сеансы психотерапии. В исследовании групп взаимопомощи (так называемых GROW), помогающих людям справляться с жизненными проблемами, «понимая и принимая» («caring and sharing»), тринадцать групп, участвовавшие в 510 встречах, относились к одному генотипу, но различались по четырем фенотипам: для одних были характерны более личные, а для других — более безличные отношения; в одних общение носило более рекомендательный характер, а других приближалось к обычной беседе. Одна группа отличалась слабым руководством; встречи проходили хаотично, постоянно отклоняясь от цели, участники не раскрывались друг перед другом, а больше занимались пустыми разговорами. В другой группе руководство было сильным и было постоянно ориентировано на цель; члены группы работали друг с другом как за пределами встреч, так и на встречах (делились советами). Эти фенотипичес-кие паттерны оставались устойчивыми, несмотря на активную смену состава групп. Эти вариации в пределах одного генотипа, вариации по функции, а не структуре, были упущены из вида в первоначальной формулировке поведенческих сеттингов (Luke, Rappaport & Seidman, 1991). «Категория генотипа может быть использована для рассмотрения вопросов, связанных со сравнениями между многими различными типами сеттингов. Однако если нас интересует более тщательный анализ поведенческого функционирования в пределах небольшого набора более сходных сеттингов, наиболее полезной оказывается категория фенотипа» (р. 165). Авторы полагают, что фенотипные формы поведения в поведенческих сеттингах имеют преимущества для эко-бихевиоральной науки в том, что они (а) подчеркивают вариативность поведения между сеттин-гами и (б) обеспечивают практическое приложение теории поведенческих сеттингов к малым гомогенным группам. Они считают, что такие формы поведения также могут представлять интерес для широкого спектра социальных наук и для более субъективных методологий. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|