Белянин Валерий. Психолингвистика.

Категория: Библиотека » Психолингвистика | Просмотров: 140640

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

10. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ
В последнее время данные, полученные в парадигме психолингвистики, находят всё более широкое практическое применение. Психолингвистика используется в судебной психологии для определения правдивости высказываний и для идентификации личностных особенностей и пола автора анонимного текста. Большую роль психолингвистика играет при построении систем автоматического распознавания текста и голоса, а также для создания систем искусственного интеллекта. Прикладная психолингвистика может внести свой вклад в обеспечение лингвистической безопасности и предоставить тому, кто её освоил, средства для защиты от нежелательного воздействия.

223

ЛИТЕРАТУРА 1. Обязательная литература
Горелов И.Н., Седых К.Ф. Основы психолингвистики. — М., 1997.
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М., 1982.
Залевская А.А. Введение в психолингвистику. — М., 1999.
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. — М., 1997.
Основы теории речевой деятельности. — М., 1974.
Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. — Л., 1989.
Секерина И. Психолингвистика // Фундаментальные проблемы современной
американской лингвистики. — М., 1997.
Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики.— М., 1987. Текст лекций «Введение в психолингвистику». — М., 1991. — Ч. I, II. Ушакова Т.Н. Психолингвистика // Психология: Учебник для гуманитарных
специальностей. — СПб., 2000. Шахнарович A.M. Проблемы психолингвистики. — М., 1987.
2. Литература для конспектирования
Блумфилд Л. Употребление языка // Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. — М., 1965. — Ч. II.
Выготский Л.С. Мысль и слово // Выготский Л.С. Мышление и речь. — М., 1996.
Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. — М., 1965. — Ч. II.
Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и эксперименте в языкознании // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — М., 1974.
_ 3. Литература для углубленного чтения
Аврутин С. Усвоение языка // Фундаментальные проблемы современной американской лингвистики. — М., 1997. С. 261-275.
Антипов Г.А., Донских О.Н., Марковича И.Ю., Сорокин Ю.А. Текст как явление культуры. — Новосибирск, 1989.
Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. — М., 1982.
Ахутина ТВ. Порождение речи. — М., 1985.
Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. — М., 1988.
Белянин В.П. Введение в психиатрическое литературоведение. — Miinchen, 1996.
Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики. — М., 1999. '
Блумфильд Л. Язык. — М., 1968.
Богин Г.И. Типология понимания текста. — Калинин, 1986.
224

Василевич А.П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте. - М., 1987.
Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). — М., 1968.
Воронин СВ. Основы фоносемантики. — Л., 1982.
Геннекен Э. Опыт построения научной критики. Эстопсихология: Пер. с фр. — СПб., 1892. (www.textology.ru/drevnost/geneken.htm)
Горошко Е.И. Языковое сознание. — М.: Институт языкознания РАН, 2002.
Гумбольдт В. Избранные труды по общему языкознанию. — М., 1984.
Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. — М., 1982.
Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. — М., 1984.
Енгалычев В.Ф. и др. Прикладная юридическая психология. — М., 2001.
Журавлев А.П. Звук и смысл. — М., 1991.
Залевская А.А. Понимание текста. — Калинин, 1988.
Исследование речевого мышления в психолингвистике. — М., 1985.
Каменская О.Л. Текст и коммуникация. — М., 1990.
Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. — М., 1987.
Кольцова М. Ребёнок учится говорить. — М., 1979.
Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление.■— М., 1977.
Кузьменко-Наумова О.Д. Смысловое восприятие знаковой информации в процессе чтения. — Куйбышев, 1980.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.
Национально-культурная специфика речевого поведения. — М., 1977.
Негневицая Е.Т., Шахнарович A.M. Язык и дети. — М., 1981.
Новиков А.И. Семантика текста и её формализация. — М., 1983.
Носенко Э.Л. Особенности" речи в состоянии эмоциональной напряжённости. — Днепропетровск, 1975.
Оптимизация речевого воздействия. — М., 1990.
Петренко В.Ф. Основы психосемантики. — Смоленск, 1997.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. — М., 1932.
Психолингвистические проблемы семантики. — М., 1993.
Пищальникова В.А. Проблема смысла художественного текста. — Новосибирск, 1992.
Рубакин Н.А. Психология читателя и книги. — М., 1977.
Русский ассоциативный словарь. — М., 1994-2002. Т. 1-8.
Секерина И. Процесс понимания и синтаксический анализ предложения. Вопросы языкознания // Вопросы языкознания. — № 3. — 1996.
Слюсарева Н.А. Смысл как экстралингвистическое явление // Как подготовить интересный урок иностранного языка. — М., 1963.
Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. — М., 1976.
225

Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). - М., 1976.
Сорокин ЮЛ. Психолингристические аспекты изучения текста. — М., 1985.
Сорокин ЮЛ., Марковина И.Ю. Национально-культурная специфика художественного текста. — М., 1989.
Спивак Д.Л. Измененные состояния сознания: психология и лингвистика. — СПб., 2000.
Стернин И. А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания. — М., 1996.
Стернин ИЛ. Введение в речевое воздействие. — Воронеж, 2001.
Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. — М., 1979.
Теория речевой деятельности. — М., 1968.
Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. — М., 1989.
Фрумкина P.M. Цвет, смысл, сходство. — М., 1984.
Фрумкина P.M. «Язык и мышление» как проблема лингвистического эксперимента // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз., 1981. - Т. 40, № 3.
Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. — М., 1988.
Хомский Н. Язык и мышление. — М., 1972.
Чистович Л.А. Автоматическое распознавание слуховых образов. — Новосибирск, 1966.
Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. — М., 2000.
Шабес В.Я. Событие и текст. - М., 1989.
Якобсон Р. Избранные работы. — М., 1985.
BerkoJ.G., Rattier N.B. Psycholinguistics. 1993.
Brosnahan N. Russian and English nonverbal communication. — Moscow, 1998.
Chomsky N. Syntactic Structures. 1957.
Dechert H, Raupach N. Psycholinguistic Models of Production. 1987.
Foss D.J., Hakes D.T. Psycholinguistics. 1978.
Fromkin V. Speech Errors as Linguistic Evidence. 1973.
Garnham A. Psycholinguistics. Central topics. 1985.
Garman M. Psycholinguistics. 1991.
Gleason IB., Ratner N.B. Psycholinguistics. 1993.
Gernsbacher M.A. (ed.) Handbook of Psycholinguistics. 1994.
Kess I.E. Psycholinguistics. 1992.
Levelt W.l.M. Speaking: From Intention to Articulation. 1993.
Osgood C.E., et al. The Measurement of Meaning. 1957.
Pronko N.H. Language and Psycholinguistics // Psychological Bulletin. Vol. 3, 1946.
Slobin D.I. Psycholinguistics. 1974.
Steinberg D.D. An Introduction to Psycholinguistics. 1993.
Steinberg D.D., Hiroshi Nagata and David P. Aline, ed. Psycholinguistics: Language, Mind and World. — Longman Linguistics Library, 2001.

4. Интернет
. -www.textology.ru wwwp.psycho.ru www.vaal.ru
www.csa.ru/DistanceLearning/coursel/index.html www.jiscmail.ac.uk/lists/forensic-linguistics.html www.nlp.ru psy-two.narod.ru www.linguistlist.org www.mpi.nl/world www.psyc.memphis.edu/POL/POL.htm
226



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Шмелев А. Д., Шмелёва Е. Я., Савчук Л. О., Флоренская Э. А. Русский язык. Учебник для 7 класса - Шмелев А. Д., Шмелёва Е. Я., Савчук Л. О., Флоренская Э. А.
  • Евгения Чугунова. Роль фольклора в развитии связной речи у детей раннего возраста.
  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. ГДЗ - Русский язык. 10-11 класс (Грамматика, Текст, Стили речи)
  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.Н. Методические рекомендации к учебнику Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы
  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы
  • Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи
  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. "Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи." Учебник для 10-11 кл
  • Байбулатова Гулия Вакилевна. Развивающий коврик «СКАЗКИ»
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Учебник 10-11кл. Базовый уровень
  • Жилкина Наталья Алексеевна. Психолингвистический анализ формирования письменной речи у младших школьников
  • Смирнова Людмила Юрьевна.. Интегрированный характер театрализованной деятельности
  • Прияткина А.Ф. Русский язык. Культура речи
  • Фирсова Н.М. Испанская разговорная речь
  • Гойхмана О.Я. Русский язык и культура речи. Под редакцией
  • Краюхина Елена Сергеевна. Особенности развития связной речи у младших дошкольников на основе русских народных сказок используя метод моделирования
  • Собаки распознают человеческую речь
  • Данцев Д.Д., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов
  • Сагитова Альмира Ахмадеевна. «Развитие выразительности речи через театральную деятельность»
  • Бахтеева Мария Андреевна. Методическая разработка на тему: 'Развитие речи детей дошкольного возраста'
  • Горзина Елена Викторовна. НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе тема: «Хороший и плохой язык»
  • Миронова Светлана Юрьевна. Методическое пособие по развитию речи у детей 4-5 лет 'УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО'
  • Полякова А.В. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 частях
  • Максимова В.И. Русский язык и культура речи. Под редакцией
  • Голуб И.Б. Русский язык и культура речи
  • Ларина Анастасия Владимировна. Развитие речи у младших дошкольников
  • Твердохлебова Надежда Викторовна. Родительское собрание во 2 младшей группе, тема собрания: «Развитие речи младших дошкольников»
  • Егораева Г.Т. ОГЭ 2017. Русский язык. Практикум. Задание 15.2.
  • Кулик Галина Павловна. Эмоциональная недостаточность - причина плохой речи
  • Ветрова Алла. Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»
  • Федотова Евгения Сергеевна. Конспект ООД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Звуковая культура речи: звук «Ш»» для детей средней группы 4-5 лет
  • Ирина Евгеньевна Гусейнова. Доклад на тему «Роль речи воспитателя в развитии речи детей»
  • Панов М.В., Кузьмина С.М. и др. Русский язык. 8 класс
  • Наталья Зорина. Тема: «Возможности логоритмики в развитие речи детей»
  • Елена Постолова. НОД с детьми подготовительной к школе группы 'Наша Родина - Россия, наш язык - русский'
  • Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь
  • Шапошникова Наталья Владимировна. Воспитание звуковой культуры речи — одно из основных задач развития речи дошкольного возраста.
  • Булгакова Раиса Алексеевна. Конспект НОД по развитию речи «Насекомые»
  • Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Русский язык. 5-9 классы. Правописание окончаний различных частей речи
  • Новикова Л.И., Соловьева Н.Ю. Русский язык. 6-9 классы. Правописание суффиксов различных частей речи
  • Козлова Т.И. ЕГЭ 2015. Русский язык. Практикум. Культура речи
  • Соина Валентина Константиновна. «Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры»
  • Светлана Глухих. Конспект познавательной деятельности. Образовательная область «Развитие речи» Тема: «Путешествие в сказочный лес»
  • Зизевских Оксана Олеговна. Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности
  • Михелева Надежда Сергеевна. Значение русского фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста
  • Голованова Д.А., Михайлова Е.В., Щербаева Е.А. Русский язык и культура речи. Шпаргалка
  • Оксана Михайловна Кононыкина. Доклад на педагогический совет по теме: «Какой должна быть речь педагога?»
  • Ирина Симонова. Конспект занятия по развитию речи и подготовке руки к письму в подготовительной к школе группы
  • Ольга Викторовна Калиниченко. Развитие речи в дошкольном возрасте: этапы, типичные проблемы, упражнения.
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2 класс. Учебник в 2 частях



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь