Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 25050

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В психологических тестах ни у кого уже не вызывают недоумения вопросы типа "любите ли Вы красный цвет?", "гуляете ли в дождливую по-году?", задания расставить точки, нарисовать несуществующее животное. Желание что-либо исправить в психологическом тесте или дополнить его возникает редко. Видимо поняли, что тестовые вопросы или суждения - это только форма выражения исследовательской программы, а ключ к ней нахо-дится в кармане у исследователя.
В социологических исследованиях к этому еще не привыкли, по-скольку по форме социологические вопросы имеют тот содержательный ха-рактер, который как бы отражает программное содержание исследования. Кажется, что по вопросам можно сразу определить, что хочет узнать социо-лог.
И в самом деле, если в анкете стоит вопрос, почему работник хочет уволиться с предприятия, то, естественно, возникает предположение, что социолог хочет при помощи этого вопроса выяснить причины или мотивы увольнения. На самом деле это может быть совсем не так, социолога могут интересовать некоторые ценностные установки в профессиональной ориен-тации тех или иных групп работников предприятия и вопрос о мотивах увольнения может быть только одним из показателей степени ориентации в профессиональной деятельности.
Поэтому, когда мы спрашиваем респондента, имеет ли он родствен-ников или любимую подругу в другом городе, сколько тратит времени на дорогу от дома до работы или как часто болел в последний год, то это вызы-вает недоумение и обвинение в нелогичности. "Мы платим Вам деньги не за то, чтобы узнать, есть ли у него родственники в другом городе или хочет ли он жениться. Мы хотим знать, почему он хочет уволиться с завода!" - восклицает в этом месте разгневанный заказчик.
Как уже говорилось, целевые программные вопросы, как правило, в прямой постановке не встречаются в анкете. Социолог может изучать удо-влетворенность браком и ни разу прямо не задать об этом вопрос. Проблема может изучаться серией косвенных вопросов. Ведь в жизни не всегда инте-ресующие нас вещи выясняются, как говорится, в лоб. Обычно при первом знакомстве стараются выяснить некоторые личностные характеристики че-ловека, скажем, возраст, образование, семейное положение, кем и где рабо-тает и т.д., но эти вопросы редко ставятся напрямую, разве только от боль-шого нетерпения и любопытства. Они выясняются чаще всего косвенным путем, как говорится, исподволь. Читатель может сам проверить, проследив в такой беседе, как и какие вопросы задаются собеседниками. В анкете же не всегда соблюдается это правило, а если соблюдается, то социолога не-редко обвиняют в неумении составлять анкету. Пожалуй, ни на одном из этапов исследования не подвергается столь строгой критике работа социо-лога и не предлагаются настойчивые услуги со стороны различных некомпетентных людей, особенно тех, кто имеет право "разрешить" исследование.
Говоря о том, что респонденту совсем не обязательно знать те связи и отношения между вопросами, которые закладываются исследователем, мы, конечно, не хотим сказать, что мы его нарочно обманываем, что, составляя "хитрую" анкету, специально держим его в неведении, чтобы он нечаянно не ответил так, как мы не желаем. Респондент, безусловно, является соавтором исследования, и мы должны всеми средствами привлечь его к совместной работе, вызвать у него доброжелательность, интерес и желание отвечать на вопросы. Разумеется, это возможно при соблюдении первого и важнейшего условия, а именно - понимания им основных целей и задач исследования. Поэтому в начале анкеты всегда указывается, с какой целью проводится исследование, каковы его основные задачи. Но подходя к респонденту как к нашему помощнику, активному участнику, социолог должен стремиться к тому, чтобы максимально облегчить ему работу, сделать ее менее трудоемкой и в то же время получить верные данные. Составляя "хитрую" анкету, мы тем самым делаем ее более доступной, легкой, понятной - с одной стороны. С другой - "хитрая" анкета позволяет глубже изучить тот или иной процесс, построить такую систему взаимосвязей, которая позволяет выйти на истинные причины изучаемого явления.
Респонденту нет необходимости знать все хитросплетения вопросов, внутренний механизм устройства анкеты, как скажем, радиослушателю не нужны знания устройства радиоприемника. Внутренний механизм функционирования анкеты - это дело социолога. Его задача - построить анкету таким образом, чтобы понятийная интерпретация используемых показателей и система их взаимосвязей позволяла выйти на те объективные связи, которые и обусловливают изучаемый процесс или явление. Эта внутренняя механика часто бывает непонятной, да и не может быть понятной для несведущего человека без знания программы исследования целиком. Но еще раз повторим, что и не нужно это респонденту.
Безусловно, исследователю не безразлично, как респондент воспри-нимает анкету. Зная, что внешне нелогичная анкета, такой хаотичный набор вопросов может вызвать негативную реакцию, исследователь может приве-сти ее в относительный порядок, используя формальные приемы связи от-дельных вопросов и блоков вопросов, например, путем введения вводных слов и предложений типа "Сейчас мы хотели бы Вас спросить..." или "А те-перь перейдем к новой теме...", или "В следующих вопросах нас будут инте-ресовать такие проблемы..." и т.д. Иногда можно даже подчеркнуть, что мы сознательно перескакиваем с одного вопроса на другой, с одной темы на другую, умышленно задаем разные по тематике вопросы, как бы говоря ре-спонденту, что мы, мол, понимаем, что это звучит нелогично, но ничего не можем сделать, так надо.
"А сейчас совсем другой вопрос: "Случилось ли так, что Вы не нахо-дили контакт со своей невестой и у Вас возникала мыль: "А не разойтись ли нам?"". Построенная по возможности логично анкета, безусловно, снимет многие вопросы как у респондентов, так и у заказчиков.
Анкета, составленная абсолютно правильно, нередко оставляет впе-чатление не только хаотичной, но даже примитивной. Анкетные вопросы бывают иногда настолько просты и легки, что нередко вызывает у читающего удивление: "Такую анкету и я мог бы составить!"
Как-то один начинающий социолог показал мне анкету и осторожно пытался выяснить мое мнение. Было видно, что ему хотелось высказать свое критическое отношение, но он не решался: анкету выпустила солидная научная организация. Привыкший к многословным, объемным, сложным анкетам, которые готовили социологические службы, молодой социолог не мог оценить совершенной простоты этой анкеты. Невольно возникало желание объявить ее примитивной. И только прочитав программу исследования, можно было понять не только профессиональную грамотность ее авторов, но и их мудрость.
Вопросы были сформулированы лаконично, четко, ясно, они были просты для восприятия, не требовали для ответа большого умственного напряжения и были доступны для всех групп опрашиваемых. Только опыт-ный социолог может представить, сколько времени, труда и знаний потребовалось исследователям, чтобы создать такую точную методику. Создали эту программу и методику исследования известный социолог Ф.Р. Филиппов и руководимая им исследовательская группа .
На самом деле простота эта кажущаяся. Чтобы составить такую анке-ту, требуется не меньше таланта, знаний и труда, чем для создания прекрас-ного романа. Разница состоит в том, что социолог не получает широкого признания, его успех могут оценить только его коллеги. Да еще может быть, благодарность респондентов, получивших удовлетворение от заполнения анкеты, и, безусловно, результаты опроса являются утешительными момен-тами на долгом и трудном пути исследователя. Простую анкету составить так же трудно, как написать роман.

"Чем меньше слов, тем меньше недоразумений"
Как бы это ни звучало парадоксально, многословность вопроса не-редко следует из стремления к четкому и ясному выражению основной мыс-ли, вопроса. Тогда прямой вопрос превращается в описательный, что приво-дит к обратному эффекту: затрудняет понимание вопроса, быстро утомляет респондента. В обилии слов, пояснений, порой, теряется сущность вопроса, его смысл.
Фрагмент анкеты:
"Если Вы участвовали в оформленном самодеятельном походе у себя на предприятии или организованном официальными организациями вне предприятия, то какой категории сложности было это путешествие? (Если поход не официаль-ный, то можно отметить также категорию сложности, по мнению респондента)".
Это - пример неудачно сформулированного вопроса. Он длинный, многословный, местами противоречивый и не без стилистических погреш-ностей. Многословие идет от неумения построить вопрос кратко, лаконично, ясно выразив его смысл, избежав лишних слов.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Классическая (аналитическая) теория; classical (analytical) theory
  • Тест "Боги и Богини"
  • Симанов Л. Понятие состояние как философская категория.
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Личностные черты и покупательское поведение. Что ваши покупки говорят о вашей личности?
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Лаво Константин. Каналы восприятия информации в практике чтения раскладов
  • Бабушкин В. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Рамиль Гарифуллин. Как распознать наркомана или алкоголика? Как определить наркозависимую личность
  • Наталья Грачева. Тема: «Удивительные свойства воды».
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Цуканова Е. А. - Качественные методы познания в гуманитарных науках: исследование единичного случая
  • Сплетни полезны для коллектива?
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Как говорить с телом: алгоритм вопросов для работы с психосоматикой
  • Поповичев С.В. Легко солгать тяжело
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Энергия; Energy; Energie
  • Георгий Почепцов. Информационные кампании: от продажи зубной пасты до революции
  • Алекс Мома. Современные определения гностицизма
  • Редактор. Сценарий дня рождения на природе
  • К чему снится свадьба?
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Редактор. Мифы о близнецах
  • Притча «Корысть»
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Что есть психоанализ наука или герменевтика
  • Психология убеждения. Ложные доводы
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Притча «Разнообразие»
  • Егор Горд. Три шага к обретению уверенности в себе
  • Притча «О вопросах»
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Старовойтов В.В. Современный психоанализ - смена парадигмы мышления
  • Последствия отворота
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь