Коллектив авторов. Практическая психология: Учебник.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 28317

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Для развития зоркости в поисках проблем важно научится анализировать проблемную ситуацию. Легче всего эту способность формировать в заданиях, где нужно переранжировать выделенные факторы ситуации (то есть расположить по степени важности).
Способность к свертыванию мыслительных операций. В процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Иногда из-за этого не удается мысленным взором охватить всю картину целиком, все рассуждение от первого до последненго шага. Однако человек обладает способностью к свертыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией.
Процесс свертывания мыслительных операций — это лишь частный случай проявления способностей к замене нескольких понятий одним, к использованию все более емких в информационном отношении символов. Существует мнение, что лавинообразный рост научной информации приведет в конце концов к замедлению темпов развития науки. Прежде чем начать творить, придется очень долго овладевать необходимым минимумом знаний. Однако накопление научной информации отнюдь не привело к замедлению или прекращению научного прогресса. Угнаться за ним удается отчасти благодаря способности человеческого ума к свертыванию. Используя все более абстрактные понятия человек непрерывно расширяет свой интеллектуальный диапазон.
Например, чтобы научиться арифметическому делению, в средние века требовалось закончить университет. Да еще не всякий университет мог научить этой премудрости. Нужно было непременно ехать в Италию. Математики в этой стране добились большого искусства в делении. Если вспомнить, что в те времена пользовались римскими цифрами, то станет ясно, почему деление миллионных чисел было доступно лишь бородатым мужам, посвятившим этому занятию всю жизнь.
С введением арабских цифр все переменилось. Точнее, дело не в самих цифрах, а в позиционной (в данном случае десятичной) системе счисления. Теперь девятилетние школьники с помощью простейшего набора правил (алгоритма) делят и миллионные, и миллиардные числа. Объем смысловой информации остался тем же, но более совершенное символическое обозначение позволяет провести обработку быстро и экономно.
Экономное символическое обозначение понятий и отношений между ними — важнейшее условие продуктивного мышления.
Четкое и сжатое символическое обозначение не только облегчает усвоение материала. Экономная запись уже известных фактов, лаконичная форма изложения разработанной теории — необходимая предпосылка дальнейшего продвижения вперед, один из существенных этапов прогресса науки. Ввести новый элегантный способ символизации, изящно изложить известный метод — такая работа тоже носит творческий характер и требует нестандартности мышления.
В развитии этого свойства очень помогает отгадывание, а затем и придумывание разных загадок, головоломок и т. п.
На первом этапе можно рассмотреть логические задачи, в решении которых поможет символическая запись. Например: Пять девушек — Вера, Таня, Надежда, София и Любовь пригласили Семёна в гости к себе в общежитие. Придя в общежитие Семён увидел коридор и шесть комнат, которые были расположены следующим образом:

1 2 3 4 5 6

Семёну известно, что Вера занимает одну из трех первых комнат, Таня живет между Верой и Любовью, комната Веры находится посредине между комнатами Софьи и Надежды, и, что Надежда — соседка Тани. Ответьте на следующие вопросы:
Если предположить, что Таня живет в комнате 5, то какая комната пустует?
Если предположить, что Любовь живет в комнате 5, то какая тогда комната пустует?
Если в комнате 5 никто не живет, то в какой комнате живет Вера? Люба? Таня?
Способность к переносу опыта. В 1903 г. братья Райт построили аэроплан. Но оставалась неразрешенной одна проблема: они не знали, как стабилизировать положение летательного аппарата после поворота в воздухе. Решение пришло, когда братья наблюдали за полетом птицы — сарыча. Они сделали крылья, задний край которых можно было загибать — прообраз современного закрылка.
Разумеется, перенос не обязательно осуществляется с «биологического объекта» — аналогии могут быть обнаружены где угодно.
В древнем Египте поднимали воду на поля с помощью непрерывно вращающейся цепи с ведрами. В 1783 г. англичанин О. Эванс использовал эту идею для транспортировки зерна на мельницах. Он совершил «перенос по аналогии» от жидкости к твердому телу. Аналогия простая, но в течение тысячелетий ее никто не замечал.
Весьма существенна способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, т. е. умение отделить специфическое «зерно» проблемы от того неспецифического, что может быть перенесено в другие области. Это по сути способность к выработке обобщающих стратегий. Перенос опыта — один из самых универсальных приемов мышления и способность к переносу — важное условие продуктивного творчества.
Широко распределенное внимание повышает шансы на решение проблемы: «Чтобы творить — надо думать около». По аналогии с боковым зрением английский врач Э. де Боно назвал боковым мышлением способность увидеть путь к решению, используя «постороннюю» информацию. Широко известны примеры такого мышления: И. Ньютон и упавшее ему на голову яблоко, которое помогло открыть закон притяжения. Архимед и золотая корона. Лежа в ванне, Архимед нашел способ сравнения объемов различных тел. Что, в свою очередь, послужило толчком к кропотливому труду по изучению условий плавания тел, результатом которого и явился впоследствии знаменитый закон гидростатики,
Боковое мышление оказывается действенным и помогает найти решение проблемы при одном непременном условии: проблема должна стать устойчивой целью деятельности, стать доминантной.
Идея доминантного очага, или доминанты, принадлежит академику А. А. Ухтомскому. Возникла эта идея из эксперимента. У собаки вырабатывали условный рефлекс на отдергивание задней лапы — для этого сочетали удар по этой лапе со звуком метронома. Затем кусочек фильтровальной бумаги, смоченной раствором стрихнина, помещали на ту часть коры мозга, которая служит «корковым представительством» левой передней лапы в передней извилине. И когда вновь зазвучал метроном, левая передняя лапа сгибалась сильнее, чем задняя. Очаг, возбужденный химическим агентом (стрихнин), стал доминантным. Все раздражители притягивались к нему. Они вызывали уже не ту реакцию, которую вызывали раньше, а ту, которая связана с доминантным очагом.
Ухтомский выделил два основных свойства доминанты: относительно повышенную возбудимость группы нервных клеток, благодаря которой суммируются раздражители, приходящие из разных источников, и стойкую задержку возбуждения после исчезновения раздражителей. Доминантой, притягивающей к себе все внешние раздражители, могут стать понятие, представление, мысль, проблема. Любопытно напомнить по этому поводу наблюдения Ч. Дарвина: «...музыка обычно заставляет меня напряженно думать о том, над чем я в настоящий момент работаю». Математику Л. Лагранжу идея вариационного исчисления пришла в голову, когда он слушал орган в церкви Сан Франческо ди Паола в Турине.
Способность мозга формировать и длительно удерживать в состоянии возбуждения нейронную модель цели, направляющую движение мысли, есть, по-видимому, одна из составных частей таланта.
Готовность памяти. Попробуйте решить задачу: пустая комната. На подоконнике лежат плоскогубцы, а с потолка свисают две бечевки; требуется связать их концы. Но длина каждой бечевки меньше расстояния между точками прикрепления.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Деш Оксана Владимировна. «Значение развития фонематического слуха»
  • Деш Оксана Владимировна. Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика-залог правильного звукопроизношения»
  • Гурбанова Маргарита Витальевна. Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания детей дошкольного возраста»
  • Овечкина Наталья Геннадьевна. Развитие речевого дыхания у дошкольников
  • Лыщина Анна Евгеньевна. Использование игровых приемов в развитии фонематического слуха у умственно отсталых дошкольников с нарушением речи
  • Канева Елена Васильевна. Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики.
  • Деш Оксана Владимировна. «Взаимосвязь правильного речевого дыхания в развитии речи у детей дошкольного возраста»
  • Сытина Елена Николаевна. «Ранний возраст: от игры к речи»
  • Соина Валентина Константиновна. «Формирование звуковой культуры речи посредством дидактической игры»
  • Деш Оксана Владимировна. «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
  • Комиссарова Светлана Николаевна. Развитие речи ребенка с помощью музыки.
  • Грищенко Марина Владимировна. Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.
  • Волосюк Равиля Саитовна. РАЗВИВАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ НА РЕЧЬ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Карпачёва Алла Владимировна. Логоритмические игры как средство речевого развития у детей среднего дошкольного возраста.
  • Клещевникова Татьяна Борисовна. Мастер-класс «Развитие речи и речевого дыхания посредством игр-упражнений»
  • Оксана Михайловна Кононыкина. Доклад на педагогический совет по теме: «Какой должна быть речь педагога?»
  • Собаки распознают человеческую речь
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Люшакова Александра Михайловна. Презентация «Речевой центр комбинированной группы»
  • Берестовая Наталия Станиславовна. Статья 'Развитие речи детей по средствам дидактических игр и упражнений'.
  • Онишенко Елена. Консультация для родителей «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»
  • Аксёнова Ирина Александровна. Искусство говорить
  • Накарякова Наталия Сергеевна. «Использование дидактических игр для развития фонематического слуха в средней группе».
  • Татьяна Михайловна Тельнова. Презентация 'Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, как средства развития речи детей'
  • Клименко Оксана Алексеевна. Формирование выразительной речи у детей дошкольников.
  • Гузелия Ваккасовна Волкова. Выступление: «Особенности работы воспитателя по развитию связной речи дошкольников»
  • Васильева Алла Владимировна. Консультация для педагогов ДОУ на тему «Звуковая культура как составная часть речевой культуры дошкольника»
  • Захарова Екатерина Алексеевна. Взаимосвязь и взаимовлияние процессов мелкой моторики и речи
  • Волкова Гузелия Ваккасовна. Выступление: «Особенности работы воспитателя по развитию связной речи дошкольников»
  • Андреева Т.А. Скрыдлова Л.В.. Развитие дыхания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
  • Главный Редактор. Развитие речи
  • Сохина Ирина Игоревна. Упражнения на развитие речевого дыхания
  • Жилкина Наталья Алексеевна. Психолингвистический анализ формирования письменной речи у младших школьников
  • Винокурова Дарья Вадимовна. Использование пересказа для развития связной речи
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Елена Куликова. Семинар — практикум для воспитателей.
  • Ларина Анастасия Владимировна. Развитие речи у младших дошкольников
  • Смирнова Людмила Юрьевна.. Интегрированный характер театрализованной деятельности
  • Татьяна Назарова. Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей третьего года жизни»
  • Умецкая Катерина. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЁНКА
  • Кулахметова Сания Абдряшитовна. «Особенности развития речи дошкольников в условиях национального села»
  • Деш Оксана Владимировна. «Логоритмика, как средство коррекции речи дошкольников»
  • Сухова Оксана Анатольевна. Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
  • Левченко Ольга Сергеевна. Буклет 'Развитие речевого дыхания'
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Аксёнова Ирина Александровна. Консультация для родителей. Комплекс артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков.
  • Хохлова Ольга Александровна. Развитие речевого слуха у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и упражнениях
  • Шестакова Татьяна Павловна. «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через речевые тренинги»
  • Мигалева Марина Владимировна. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием русского фольклора



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь