Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 25945

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

позволяет человеку противостоять неудержимым факторам судьбы. Интенциональность Р.Мэй называет «сердцем человеческой воли и свободы», поскольку самодетерминация личности возникает при условии осознания смыслов, управляющих ее поведением и развитием. Главным в иерархии смыслов и ценностей полагается смысл жизни в силу того, что «человеческие существа не могут жить в условиях бессмысленности и пустоты долгое время: если они не нацелены на смысл, они не могут сопротивляться судьбе, отчаиваются и предаются деструктивным формам активности» [275, р. 22].
Судьба понимается как совокупность телесных, психических, пространственно-временных и прочих ограничений, налагаемых на человека его жизненной ситуацией или, другими словами, как система жизненных обстоятельств, которые человек не в силах контролировать, изменять или отменять [273, р. 89-90]. Судьба не несет абсолютную предопределенность жизни: человек волен выбирать свой жизненный путь и его смысл в границах, дозволенных судьбой. «Контрагентом» судьбы является свобода -«способность личности знать о своей предопределенности» [276, р. 175]. Свобода личности завязана на смысл жизни, который, с точки зрения экзистенциальных психологов, потенцирует не детерминированные судьбой варианты жизненного пути. Свобода вытекает из способности человека осознавать свою судьбу и смысл своей жизни и делать выбор между несколькими альтернативами. В каждой конкретной точке своей жизненной траектории человек колеблется между полюсами свободы и судьбы, и близость полюса свободы символизирует меру его субъектнос-ти. «Парадокс заключается в том, что свобода обязана своей жизнеспособностью судьбе, судьба же обязана свободе своей значительностью» [273, р. 17]. Таким образом, в концепции Р.Мэйя личность как субъект наделяется способностью искать и находить смысл жизни (осмысленность бытия), а также способностью осознавать этот смысл как бытийный контраст личной судьбы (осознанность бытия).
В экзистенциально-гуманистической теории Д.Бьюджента-ля источником основных экзистенциальных проблем человека считается постоянное напряжение между полюсами автономии и судьбы [60]. Пафос теории Д.Бьюдженталя созвучен концепции личности как субъекта жизни, поскольку в своих теоретических размышлениях исследователь исходит из того, что жизнь человека зависит от его собственных усилий, и он способен осозна-
214
вать и улучшать ее [60, с. 215]. Человек как субъект активности наделяется интегративным свойством - субъективностью. Ключевое значение субъективности в жизни человека заключается в следующем: «человеческим существам присуща автономия, которая избавляет нас от тюрьмы объективного детерминизма и которая пребывает в нашей субъективности» [60, с. 24]. Истинное ядро субъективности, которое мобилизует жизнетворчество человека, Д.Бьюдженталь усматривает в интенциональности. Ин-тенциональность определяется, с одной стороны, как производная от родовой способности человека искать и обретать смысл, а с другой, как необходимая для инициации его активности, самопричинения и самодетерминации. «Интенциональность - это смысл того, что мы создаем / выражаем посредством наших жизней» [60, с. 217]. Функция интенциональности состоит в опосредовании жизненных выборов личности смыслами ее бытия в мире. С точки зрения экзистенциально-гуманистической теории, интенциональность защищает активность субъекта от вклинивающихся извне детерминант, преграждает и пресекает влияние биологических и социальных факторов, олицетворяющих судьбу, на внутренний мир личности. Благодаря развитию интенциональности жизнь человека - первоначально «сырой» биографический материал - формуется по субъективному замыслу.
В своих поздних работах Д.Бьюдженталь дополняет концепцию интенциональности еще одним важным понятием - «жизненность». Жизненность трактуется как «внутреннее зрение», которое облегчает и кристаллизует понимание личностью смыслов, совершенствует и утончает ощущение интенциональности. Жизненность проявляется в полном и адекватном осознании смысла жизни и является «ключом» к построению уникальной жизни, аутентичной этому смыслу [258]. «Для жизни, наполненной смыслом, существенно развитие чувства личной идентичности» [60, с. 218]. Но рефлексия и самоотчет человека относительно смысла жизни сами по себе еще не обеспечивают личностный рост и гармонизацию бытия. По версии Д.Бьюджен-таля, необходим «перевод интенций в действие» - претворение смыслов в действительность. Активность человека в этом деле разнится в зависимости от меры личностной готовности к опредмечиванию своих намерений или, другими словами, от меры «воодушевленности». Напористая и уверенная активность, созидательная и воодушевленная работа человека над собственной жизнью рассматривается как необходимый «мост» между
215
желаемым и действительным бытием. В этом случае жизнь человека превращается в «процесс того, что мы делаем» и начинает выступать как «поле» личностной самореализации [60, с. 217,220].
Несмотря на теоретическую сложность, теория Д.Бьюджен-таля не является лабораторной или кабинетной по той причине, что она имеет широкий выход в практику «жизнеизменяющей психотерапии». Жизнеизменяющая психотерапия преследует цель повышения качества человеческой жизни за счет снятия или уменьшения преград реализации субъективности, расширения активности и углубления сознательности человека как субъекта жизни. «Жизнеизменяющая психотерапия - это попытка пациента и психотерапевта помочь первому проанализировать, как он отвечает на экзистенциальные вопросы жизни, и попытаться пересмотреть некоторые из ответов так, чтобы сделать его жизнь более аутентичной и, таким образом, более реализованной» [60, с. 23]. Можно утверждать, что в концепции Д.Бьюдженталя способность человека строить свою жизнь корреспондирует с ин-тенциональной ориентацией личностного поведения, субъективной осознанностью смысла жизни и высокой активностью личности в реализации этого смысла.
Неоценимый вклад в развитие концепции субъекта жизни внесли положения логотерапии и логотеории В.Франкла. Необходимо заметить, что понятие «субъект жизни» не встречается у Фран-кла как самостоятельная единица тезауруса. Тем не менее его работы проливают свет на экзистенциальные параметры психического здоровья и нормальной жизнедеятельности личности в модусе повседневности и в экстремальных условиях. Следует принять во внимание, что общее экзистенциальное прочтение психического здоровья заключается в признании личности автономным и ответственным создателем собственной судьбы, активным решателем экзистенциальных проблем, бросающим вызов своей «человеческой дилемме». Напротив, личность, одержимую экзистенциальным недугом, захлестывают неразрешенные проблемы - одиночество, отчаяние, неприкаянность, бессмысленность, безволие в отношении собственной жизни [157; 227; 254]. Решающим критерием психического здоровья считается субъек-тность жизни, а основным синдромом нездоровья - «паралич» личностной способности быть субъектом жизни. Отталкиваясь от такой трактовки психического здоровья те важные параметры, которые приводит В.Франкл, можно отождествить с особенностями личности как субъекта жизни.
216
Первым неотъемлемым условием психического здоровья личности является высокий уровень общей осмысленности жизни, удовлетворение базовой потребности в смысле. Осмысленность жизни рассматривается Франклом как энергетическая характеристика личностного существования, суть которой составляет напряжение между сущим и должным - наличными жизненными достижениями и императивными требованиями смысла. Осмысленность задает индивидуальной жизнедеятельности телеологическую ориентацию на цели, производные от смысла жизни. Субъективное состояние бессмысленности - это «экзистенциальный вакуум», блокирующий реализацию стремления к смыслу и невротизирующий личность. Фрустрация потребности в смысле наступает при условии, если человек не понимает своего жизненного призвания, ослеплен искусственно вымышленным смыслом или смирился с поедающим чувством бессмысленности [224, с. 37-38].
С точки зрения логотеории, жизнь ни при каких обстоятельствах не теряет свой объективный смысл. Это означает, что человеческая экзистенция всегда имеет определенную интенцио-нальную направленность. «Смысл смысла в том, что он направляет ход бытия» [224, с. 285]. В свете данного положения задачу личности как субъекта жизни В.Франкл усматривает в отыскании и акцептации объективного смысла. Озадаченность вопросом о смысле существования выступает как специфическая человеческая проблема, которая снимается путем поиска и открытия смысла, но никак не путем его изобретения. По мнению Франкла, выдумать смысл невозможно потому, что это неизбежно повлечет рассогласование с объективной смысловой направленностью жизни и разочарование в созданной концепции смысла. Выдуманный смысл может быть лишь ненадежным прикрытием вопиющего смыслового вакуума, временным утешением в состоянии фрустрации стремления к смыслу. В контексте логотеории задача на нахождение смысла раскрывается как задача на осознание личностью объективно сложившейся интенци-ональной направленности жизни.
В.Франкл ставит вопрос о содержании смысла в условиях экзистенциальной нормы и патологии. Он последовательно развенчивает традиционные концепции, которые склоняют человека искать смысл в погоне за счастьем, предаваться наслаждениям, изо всех сил самоактуализироваться и «охотиться» за предельными переживаниями. «Нормальное ощущение счастья не выс-
217



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Людмила Анатольевна Панова. Развитие самостоятельной познавательной активности детей через проектную деятельность
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Земскова Надежда Александровна. Ознакомление детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Смирнова Марина Николаевна. Статья «Игровая самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развитие и поддержка детской творческой активности»
  • Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности
  • Ванцына Наталья Витальевна. Доклад на тему: «Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ в соответствии ФГОС»
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье школьников
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Кекенджинова Эльвира Очировна. Доклад на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Габайдуллина Алена Владимировна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности
  • Сафиуллина Динара Рафаэловна. Использование проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Гулюза Хазиева. Отчет по самообразованию
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Зюзина Алена Ильинична, Мащук Татьяна Николаевна. РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ АКТИВНОЙ ИГРОВОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. План по самообразованию «Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания»
  • Полина Евдокимова. Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка
  • Ледовских Марина Александровна. Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Не огнем горит она, батарейками полна»
  • Шестовских Анастасия. Влияние предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста
  • Конструктивное
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Вохмянина Наталья Сергеевна. Организация простейших опытов в процессе исследовательской деятельности с детьми 3-4 лет
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Савельева Галина Сергеевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
  • Кальчик Лариса Александровна. Как развить творческие способностей у детей дошкольного возраста через театральную и досуговую деятельность
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания
  • Емельянова Наталья Александровна. Конспект образовательной деятельности «Превращения воды»
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь