Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 26267

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

позволяет человеку противостоять неудержимым факторам судьбы. Интенциональность Р.Мэй называет «сердцем человеческой воли и свободы», поскольку самодетерминация личности возникает при условии осознания смыслов, управляющих ее поведением и развитием. Главным в иерархии смыслов и ценностей полагается смысл жизни в силу того, что «человеческие существа не могут жить в условиях бессмысленности и пустоты долгое время: если они не нацелены на смысл, они не могут сопротивляться судьбе, отчаиваются и предаются деструктивным формам активности» [275, р. 22].
Судьба понимается как совокупность телесных, психических, пространственно-временных и прочих ограничений, налагаемых на человека его жизненной ситуацией или, другими словами, как система жизненных обстоятельств, которые человек не в силах контролировать, изменять или отменять [273, р. 89-90]. Судьба не несет абсолютную предопределенность жизни: человек волен выбирать свой жизненный путь и его смысл в границах, дозволенных судьбой. «Контрагентом» судьбы является свобода -«способность личности знать о своей предопределенности» [276, р. 175]. Свобода личности завязана на смысл жизни, который, с точки зрения экзистенциальных психологов, потенцирует не детерминированные судьбой варианты жизненного пути. Свобода вытекает из способности человека осознавать свою судьбу и смысл своей жизни и делать выбор между несколькими альтернативами. В каждой конкретной точке своей жизненной траектории человек колеблется между полюсами свободы и судьбы, и близость полюса свободы символизирует меру его субъектнос-ти. «Парадокс заключается в том, что свобода обязана своей жизнеспособностью судьбе, судьба же обязана свободе своей значительностью» [273, р. 17]. Таким образом, в концепции Р.Мэйя личность как субъект наделяется способностью искать и находить смысл жизни (осмысленность бытия), а также способностью осознавать этот смысл как бытийный контраст личной судьбы (осознанность бытия).
В экзистенциально-гуманистической теории Д.Бьюджента-ля источником основных экзистенциальных проблем человека считается постоянное напряжение между полюсами автономии и судьбы [60]. Пафос теории Д.Бьюдженталя созвучен концепции личности как субъекта жизни, поскольку в своих теоретических размышлениях исследователь исходит из того, что жизнь человека зависит от его собственных усилий, и он способен осозна-
214
вать и улучшать ее [60, с. 215]. Человек как субъект активности наделяется интегративным свойством - субъективностью. Ключевое значение субъективности в жизни человека заключается в следующем: «человеческим существам присуща автономия, которая избавляет нас от тюрьмы объективного детерминизма и которая пребывает в нашей субъективности» [60, с. 24]. Истинное ядро субъективности, которое мобилизует жизнетворчество человека, Д.Бьюдженталь усматривает в интенциональности. Ин-тенциональность определяется, с одной стороны, как производная от родовой способности человека искать и обретать смысл, а с другой, как необходимая для инициации его активности, самопричинения и самодетерминации. «Интенциональность - это смысл того, что мы создаем / выражаем посредством наших жизней» [60, с. 217]. Функция интенциональности состоит в опосредовании жизненных выборов личности смыслами ее бытия в мире. С точки зрения экзистенциально-гуманистической теории, интенциональность защищает активность субъекта от вклинивающихся извне детерминант, преграждает и пресекает влияние биологических и социальных факторов, олицетворяющих судьбу, на внутренний мир личности. Благодаря развитию интенциональности жизнь человека - первоначально «сырой» биографический материал - формуется по субъективному замыслу.
В своих поздних работах Д.Бьюдженталь дополняет концепцию интенциональности еще одним важным понятием - «жизненность». Жизненность трактуется как «внутреннее зрение», которое облегчает и кристаллизует понимание личностью смыслов, совершенствует и утончает ощущение интенциональности. Жизненность проявляется в полном и адекватном осознании смысла жизни и является «ключом» к построению уникальной жизни, аутентичной этому смыслу [258]. «Для жизни, наполненной смыслом, существенно развитие чувства личной идентичности» [60, с. 218]. Но рефлексия и самоотчет человека относительно смысла жизни сами по себе еще не обеспечивают личностный рост и гармонизацию бытия. По версии Д.Бьюджен-таля, необходим «перевод интенций в действие» - претворение смыслов в действительность. Активность человека в этом деле разнится в зависимости от меры личностной готовности к опредмечиванию своих намерений или, другими словами, от меры «воодушевленности». Напористая и уверенная активность, созидательная и воодушевленная работа человека над собственной жизнью рассматривается как необходимый «мост» между
215
желаемым и действительным бытием. В этом случае жизнь человека превращается в «процесс того, что мы делаем» и начинает выступать как «поле» личностной самореализации [60, с. 217,220].
Несмотря на теоретическую сложность, теория Д.Бьюджен-таля не является лабораторной или кабинетной по той причине, что она имеет широкий выход в практику «жизнеизменяющей психотерапии». Жизнеизменяющая психотерапия преследует цель повышения качества человеческой жизни за счет снятия или уменьшения преград реализации субъективности, расширения активности и углубления сознательности человека как субъекта жизни. «Жизнеизменяющая психотерапия - это попытка пациента и психотерапевта помочь первому проанализировать, как он отвечает на экзистенциальные вопросы жизни, и попытаться пересмотреть некоторые из ответов так, чтобы сделать его жизнь более аутентичной и, таким образом, более реализованной» [60, с. 23]. Можно утверждать, что в концепции Д.Бьюдженталя способность человека строить свою жизнь корреспондирует с ин-тенциональной ориентацией личностного поведения, субъективной осознанностью смысла жизни и высокой активностью личности в реализации этого смысла.
Неоценимый вклад в развитие концепции субъекта жизни внесли положения логотерапии и логотеории В.Франкла. Необходимо заметить, что понятие «субъект жизни» не встречается у Фран-кла как самостоятельная единица тезауруса. Тем не менее его работы проливают свет на экзистенциальные параметры психического здоровья и нормальной жизнедеятельности личности в модусе повседневности и в экстремальных условиях. Следует принять во внимание, что общее экзистенциальное прочтение психического здоровья заключается в признании личности автономным и ответственным создателем собственной судьбы, активным решателем экзистенциальных проблем, бросающим вызов своей «человеческой дилемме». Напротив, личность, одержимую экзистенциальным недугом, захлестывают неразрешенные проблемы - одиночество, отчаяние, неприкаянность, бессмысленность, безволие в отношении собственной жизни [157; 227; 254]. Решающим критерием психического здоровья считается субъек-тность жизни, а основным синдромом нездоровья - «паралич» личностной способности быть субъектом жизни. Отталкиваясь от такой трактовки психического здоровья те важные параметры, которые приводит В.Франкл, можно отождествить с особенностями личности как субъекта жизни.
216
Первым неотъемлемым условием психического здоровья личности является высокий уровень общей осмысленности жизни, удовлетворение базовой потребности в смысле. Осмысленность жизни рассматривается Франклом как энергетическая характеристика личностного существования, суть которой составляет напряжение между сущим и должным - наличными жизненными достижениями и императивными требованиями смысла. Осмысленность задает индивидуальной жизнедеятельности телеологическую ориентацию на цели, производные от смысла жизни. Субъективное состояние бессмысленности - это «экзистенциальный вакуум», блокирующий реализацию стремления к смыслу и невротизирующий личность. Фрустрация потребности в смысле наступает при условии, если человек не понимает своего жизненного призвания, ослеплен искусственно вымышленным смыслом или смирился с поедающим чувством бессмысленности [224, с. 37-38].
С точки зрения логотеории, жизнь ни при каких обстоятельствах не теряет свой объективный смысл. Это означает, что человеческая экзистенция всегда имеет определенную интенцио-нальную направленность. «Смысл смысла в том, что он направляет ход бытия» [224, с. 285]. В свете данного положения задачу личности как субъекта жизни В.Франкл усматривает в отыскании и акцептации объективного смысла. Озадаченность вопросом о смысле существования выступает как специфическая человеческая проблема, которая снимается путем поиска и открытия смысла, но никак не путем его изобретения. По мнению Франкла, выдумать смысл невозможно потому, что это неизбежно повлечет рассогласование с объективной смысловой направленностью жизни и разочарование в созданной концепции смысла. Выдуманный смысл может быть лишь ненадежным прикрытием вопиющего смыслового вакуума, временным утешением в состоянии фрустрации стремления к смыслу. В контексте логотеории задача на нахождение смысла раскрывается как задача на осознание личностью объективно сложившейся интенци-ональной направленности жизни.
В.Франкл ставит вопрос о содержании смысла в условиях экзистенциальной нормы и патологии. Он последовательно развенчивает традиционные концепции, которые склоняют человека искать смысл в погоне за счастьем, предаваться наслаждениям, изо всех сил самоактуализироваться и «охотиться» за предельными переживаниями. «Нормальное ощущение счастья не выс-
217



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Леонтьев Д. ПСИХОЛОГИЯ СВОБОДЫ
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье школьников
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Братусь Б. С. Аномалии личности.
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Детерминизм психический; determinism psychic
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Леонтьев А.Н. Индивид и личность.
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Объект; object
  • Психология саморазвития личности как парадоксальный факт психической жизни
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Грановская Рада Михайловна. Элементы практической психологии.
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Мистическое соучастие; Participation mystique
  • Манукян Аспрам Мануковна. «Педагогические условия развития игровой деятельности у детей третьего года жизни»
  • Поттер Дж., Уезерел М. ДИСКУРС И СУБЪЕКТ
  • Марцинковская Т.Д. История психологии
  • Вахромов Е.Е Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации.
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Митина М. А. Влияние психологического здоровья матери на становление психики ребёнка
  • Рубинштейн С. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Конструктивное
  • Погодин И.А. К сущности психических явлений: гештальт-подход
  • Лавренко Любовь Эдуардовна. Педагогические условия организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Чувство; Feeling; Geffihl
  • Причины психологических травм. Универсальные психотравмирующие факторы Классификация фрустрирующих факторов
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь