Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52337

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Такое предостережение связано с тем, что многие американские и некоторые английские авторы, изучающие перегрузки, не всегда корректно описывают эти зависимости. Многие управленцы (типология которых определенно богаче, чем в других видах деятельности) реагируют на перегрузки увеличением длительности работы. Например, в одном американском отчете показано, что 45% о беле-' дованных должностных лиц работали целыми днями и в выходные, а 37% оставляли уик-энд свободным, но работали вечерами. Во многих компаниях такой тип поведения стал нормой, которой стараются придерживаться.
Роль е организации
Еще одним важным источником управленческого стресса является та роль, которую человек играет в организации. Значительное число исследований в этой области было сконцеттировако на ролевой неопределенности й ролевом конфликте.

Ролевая неопределенность
Ролевая неопределенность возникает, если у человека существует неадекватная информация о его профессиональной роли, то есть имеется "недостаток ясности" о реалиях работы (профессиональных обязанностях), ее условиях, ожиданиях коллег и сфере ответственности. Люди, страдающие от ролевой неопределенности, получают меньшее удовлетворение от работы, имеют более высокий уровень связанной с работой напряженности, больше неудач в работе и меньшую уверенность в себе. Ролевая неопределенность многими
1S3
узами связана с низкой удовлетворенностью трудом и ощущением угрозы физическому и психическому благополучию человека со стороны работы. Эти ощущения проявляются в показаниях индикаторов психической напряженности, таких, как артериальное давление и повышенная частота пульса.
Индикаторы стресса, связанные с ролевой неопределенностью, могут проявляться в угнетенном состоянии, низком уровне самоуважения, неудовлетворенности жизнью, работой, низким уровнем трудовой мотивации и намерением покинуть работу. Это могут быть не слишком сильные связи, но, тем не менее, они статистически значимы, и именно они указывают, что "неопределенность роли" может быть одним из потенциальных стрессоров в труде, Kahn (I973) показал, что при рассмотрении конкретных случаев необходимо учитывать время как одну из отличительных черт ролевой неопределенности. Он выделил две составляющих - "сиюминутную неопределенность" и "перспективную неопределенность". (Большинство материалов, которые он относит к последней, мы рассматриваем как стресс, связанный с развитием карьеры). Но Kahn (1973) до сих пор не привел эмпирических данных, подтверждающих это положение.
Ролевой конфликт
Ролевой конфликт возникает, когда "субъект находящийся в определенной профессиональной роли подвергается конфликтным воз* действиям со стороны работы или делает нечто, что он на самом деле не хочет делать или считает, что это не бтносится к его обязанностям". Наиболее часто это проявляется при столкновении субъекта с двумя группами людей, демонстрирующих разный тип поведения иди ожидающих, что работа должна включать различные функции. Kahn et at. (1964) нашли, что люди, сильнее страдающие от ролевого конфликта, меньше удовлетворены трудом и в большей степени хотят сменить работу. Причем, чем больше сила или авторитет лиц, "создающих условия" для ролевого конфликта, тем выше неудовлетворенность этой работой у персонала. Этот феномен порождает психическую напряженность, приводящую к изменению частоты пульса, что было отмечено French & Caplan {1970) в исследовании в Годарде.
Связь ИБС (поражение сердечной мышцы, стенокардия и коронарная недостаточность), ненормальной электрокардиограммы, факторов риска ИБС (систолическое давление, частота пульса, уровень холестерина в крови и т.п.) с потенциальными источниками стресса (рабочие нагрузки, ролевая неопределенность, ролевой конфликт или недостаток физической активности) различны у различных профессиональных групп (сельскохозяйственные рабочие, работники промышленности, ремееяенники и "белые воротнички").
184
Так, определенная связь между ролевым конфликтом и ИБС, особенно в характере нарушений кардиограммы, существует только у "белых воротничков".
В самом деде, как только мы начинаем движение вниз по лестнице от профессий, требующих значительных физических затрат (например сельскохозяйственных), к профессиям, требующим минимальных физических затрат, то есть к "белым воротничкам", так возрастает связь между ролевой неопределенностью, ролевым конфликтом и отклонениями в ЭКГ* Определенным образом ролевой конфликт связан и с индексом веса (чрезмерный вес по отношению к возрасту и росту).
Было также найдено, что по мере продвижения от профессий, связанных с преобладанием физического труда, к тем, в которых его недостаточно, ИБС (поражение сердечной мышцы, стенокардия, коронарная недостаточность) возрастает многократно. Сопоставляя эти данные, можно предположить, что управленческие и иные профессиональные занятия тем более подвержены стрессу от ролевых и иных межперсональных воздействий, чем меньше физическая нагрузка, связанная с деятельностью.
При оценке трех сторон межлерсонального воздействия (Mettlin & Woelfel, 1974), противоречий между людьми, числа связей и числа обсяедуемых, при изучении образовательных и профессиональных притязаний студентов высших школ оказалось, что чем больше и шире межперсональные связи индивида, тем выше уровень стресса»
Наиболее развитые коммуникации и высокая ролевая конфликтность присущи людям, работающим на границе между отделами или между компаниями и внешним миром. Такая работа потенциально обладает максимальной стрессогенностью. Например, у мастеров (высоко конфликтная должность) язвенная болезнь встречается в семь раз чаще, чем у рядовых рабочих.
Ответственность
ш
Еще одним важным потенциальным стрессором, связанным с управленческой деятельностью, является "ответственность за людей" и "ответственность за вещи" (оборудование, бюджет и т.п.). Ответственность за людей значительно быстрее ведет к ИБС, чем ответственность за вещи, так как она часто означает необходимость большего взаимодействия с другими, присутствия на совещаниях, работы одному и во взаимодействии.
Психологический стресс, вызванный ответственностью за людей, связан также с ее степенью и возрастом. Чем старше и более ответственен обследуемый, тем больше вероятность наличия факторов ртне-ка ИБС или их симптомов. Однако связь между возрастом и стрессо-генными заболеваниями может быть объяснена тем, что с возрастом
185
у работника накапливаются последствия воздействия стрессов не только от возрастания ответственности, но и от других причин. К ним можно отнести, во-первых, стресс от осознания того> что дальнейшее продвижение по службе нежелательно, во-вторых, возрастающую иитровертированность и сужение круга интересов и, в третьих, осознание приближающейся отставки по возрасту. Тем не менее "ответственность11 должна занимать определенное место среди стрессогснных факторов, особенно для духовенства, управленцев и профессиональных рабочих. Исследования показали, что ответственность для человека значимо связана с большим объемом курения и уровнем холестерина в крови* Причем, чем больше человек отвечал "за вещи", тем меньше проявлялись факторы риска ИБС
Другие ролевые стрессоры
Еще одной группой потенциальных ролевых стрессоров, правда, почти не подав ер ж денных исследованиями, является наличие слишком низкой ответственности (Brook, 1973), малая степень участия в принятии решений, необходимость поддерживать возрастающее требования к качеству труда и справляться с частыми изменениями технологии. Особенности организационных структур определяют различия в распространении этих факторов в разных профессиональных группах. Существует гипотеза (Кау, 1974) о том, что наибольшая напряженность (вис зависимости от организации-нанимателя) связана со средегам уровнем управленческого аппарата.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тихонов В. Теория ошибок.
  • 10 главных ошибок в жизни
  • Цыбулько И.П. ЕГЭ 2013. Русский язык. Задания, решения, типичные ошибки
  • Выборнов А.В. Словарь типичных ошибок английского языка
  • Интерпретация; interpretation
  • Притча «Не казни себя»
  • Дубнов Я.С. Ошибки в геометрических доказательствах
  • Бабанская Татьяна Сергеевна. Ошибки взрослых при обучении детей основам безопасности.
  • Голомб А. Как мы объясняем свои ошибки: контрперенос, проекции и отторжение
  • Самусенко А.В., Казаченок В.В. Математика. Типичные ошибки абитуриентов
  • Притча «Информационный наставник»
  • К чему снятся осы
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Восемь подсознательных ошибок мозга и как их избежать
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Райх В. О технике интерпретации и анализа сопротивления
  • Почему с возрастом сложнее подбирать слова?
  • Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. Вопросы и задачи по физике. (Анализ характерных ошибок поступающих во втузы.)
  • К чему снятся блохи
  • Блаватская Е.П. Является ли самоубийство преступлением?
  • К чему снится ругаться
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Психолог - профориентация школьника, выбор профессии
  • Психологические ловушки и как их избежать
  • Сидоров Д.В. Розничные сети. Секреты эффективности и типичные ошибки при работе с ними
  • Слухи. Почему верят слухам.
  • К чему снится комната
  • Тип; Туре
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Гринсон Ральф Ромео - Техника и практика психоанализа
  • Шпет Г. СОЗНАНИЕ И ЕГО СОБСТВЕННИК
  • Козлова М.Ф.. Формирование лексических средств языка в работе с детьми с ОНР посредством синквейна
  • Цуканова Е. А. - Качественные методы познания в гуманитарных науках: исследование единичного случая
  • Когда бедные и богатые сотрудничают
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • К чему снится зеркало?
  • К чему снятся глаза?
  • Кое-что об отношениях людей
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Девятова Н.М., Геймбух Е.Ю. ЕГЭ. Русский язык. Типичные ошибки
  • Ищенко Лилия. Педагогический проект месяца по реализации задач образовательной области: «Безопасность»
  • К чему снится любимый человек
  • Симбиоз; Symbiosis



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь