Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52707

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Такое предостережение связано с тем, что многие американские и некоторые английские авторы, изучающие перегрузки, не всегда корректно описывают эти зависимости. Многие управленцы (типология которых определенно богаче, чем в других видах деятельности) реагируют на перегрузки увеличением длительности работы. Например, в одном американском отчете показано, что 45% о беле-' дованных должностных лиц работали целыми днями и в выходные, а 37% оставляли уик-энд свободным, но работали вечерами. Во многих компаниях такой тип поведения стал нормой, которой стараются придерживаться.
Роль е организации
Еще одним важным источником управленческого стресса является та роль, которую человек играет в организации. Значительное число исследований в этой области было сконцеттировако на ролевой неопределенности й ролевом конфликте.

Ролевая неопределенность
Ролевая неопределенность возникает, если у человека существует неадекватная информация о его профессиональной роли, то есть имеется "недостаток ясности" о реалиях работы (профессиональных обязанностях), ее условиях, ожиданиях коллег и сфере ответственности. Люди, страдающие от ролевой неопределенности, получают меньшее удовлетворение от работы, имеют более высокий уровень связанной с работой напряженности, больше неудач в работе и меньшую уверенность в себе. Ролевая неопределенность многими
1S3
узами связана с низкой удовлетворенностью трудом и ощущением угрозы физическому и психическому благополучию человека со стороны работы. Эти ощущения проявляются в показаниях индикаторов психической напряженности, таких, как артериальное давление и повышенная частота пульса.
Индикаторы стресса, связанные с ролевой неопределенностью, могут проявляться в угнетенном состоянии, низком уровне самоуважения, неудовлетворенности жизнью, работой, низким уровнем трудовой мотивации и намерением покинуть работу. Это могут быть не слишком сильные связи, но, тем не менее, они статистически значимы, и именно они указывают, что "неопределенность роли" может быть одним из потенциальных стрессоров в труде, Kahn (I973) показал, что при рассмотрении конкретных случаев необходимо учитывать время как одну из отличительных черт ролевой неопределенности. Он выделил две составляющих - "сиюминутную неопределенность" и "перспективную неопределенность". (Большинство материалов, которые он относит к последней, мы рассматриваем как стресс, связанный с развитием карьеры). Но Kahn (1973) до сих пор не привел эмпирических данных, подтверждающих это положение.
Ролевой конфликт
Ролевой конфликт возникает, когда "субъект находящийся в определенной профессиональной роли подвергается конфликтным воз* действиям со стороны работы или делает нечто, что он на самом деле не хочет делать или считает, что это не бтносится к его обязанностям". Наиболее часто это проявляется при столкновении субъекта с двумя группами людей, демонстрирующих разный тип поведения иди ожидающих, что работа должна включать различные функции. Kahn et at. (1964) нашли, что люди, сильнее страдающие от ролевого конфликта, меньше удовлетворены трудом и в большей степени хотят сменить работу. Причем, чем больше сила или авторитет лиц, "создающих условия" для ролевого конфликта, тем выше неудовлетворенность этой работой у персонала. Этот феномен порождает психическую напряженность, приводящую к изменению частоты пульса, что было отмечено French & Caplan {1970) в исследовании в Годарде.
Связь ИБС (поражение сердечной мышцы, стенокардия и коронарная недостаточность), ненормальной электрокардиограммы, факторов риска ИБС (систолическое давление, частота пульса, уровень холестерина в крови и т.п.) с потенциальными источниками стресса (рабочие нагрузки, ролевая неопределенность, ролевой конфликт или недостаток физической активности) различны у различных профессиональных групп (сельскохозяйственные рабочие, работники промышленности, ремееяенники и "белые воротнички").
184
Так, определенная связь между ролевым конфликтом и ИБС, особенно в характере нарушений кардиограммы, существует только у "белых воротничков".
В самом деде, как только мы начинаем движение вниз по лестнице от профессий, требующих значительных физических затрат (например сельскохозяйственных), к профессиям, требующим минимальных физических затрат, то есть к "белым воротничкам", так возрастает связь между ролевой неопределенностью, ролевым конфликтом и отклонениями в ЭКГ* Определенным образом ролевой конфликт связан и с индексом веса (чрезмерный вес по отношению к возрасту и росту).
Было также найдено, что по мере продвижения от профессий, связанных с преобладанием физического труда, к тем, в которых его недостаточно, ИБС (поражение сердечной мышцы, стенокардия, коронарная недостаточность) возрастает многократно. Сопоставляя эти данные, можно предположить, что управленческие и иные профессиональные занятия тем более подвержены стрессу от ролевых и иных межперсональных воздействий, чем меньше физическая нагрузка, связанная с деятельностью.
При оценке трех сторон межлерсонального воздействия (Mettlin & Woelfel, 1974), противоречий между людьми, числа связей и числа обсяедуемых, при изучении образовательных и профессиональных притязаний студентов высших школ оказалось, что чем больше и шире межперсональные связи индивида, тем выше уровень стресса»
Наиболее развитые коммуникации и высокая ролевая конфликтность присущи людям, работающим на границе между отделами или между компаниями и внешним миром. Такая работа потенциально обладает максимальной стрессогенностью. Например, у мастеров (высоко конфликтная должность) язвенная болезнь встречается в семь раз чаще, чем у рядовых рабочих.
Ответственность
ш
Еще одним важным потенциальным стрессором, связанным с управленческой деятельностью, является "ответственность за людей" и "ответственность за вещи" (оборудование, бюджет и т.п.). Ответственность за людей значительно быстрее ведет к ИБС, чем ответственность за вещи, так как она часто означает необходимость большего взаимодействия с другими, присутствия на совещаниях, работы одному и во взаимодействии.
Психологический стресс, вызванный ответственностью за людей, связан также с ее степенью и возрастом. Чем старше и более ответственен обследуемый, тем больше вероятность наличия факторов ртне-ка ИБС или их симптомов. Однако связь между возрастом и стрессо-генными заболеваниями может быть объяснена тем, что с возрастом
185
у работника накапливаются последствия воздействия стрессов не только от возрастания ответственности, но и от других причин. К ним можно отнести, во-первых, стресс от осознания того> что дальнейшее продвижение по службе нежелательно, во-вторых, возрастающую иитровертированность и сужение круга интересов и, в третьих, осознание приближающейся отставки по возрасту. Тем не менее "ответственность11 должна занимать определенное место среди стрессогснных факторов, особенно для духовенства, управленцев и профессиональных рабочих. Исследования показали, что ответственность для человека значимо связана с большим объемом курения и уровнем холестерина в крови* Причем, чем больше человек отвечал "за вещи", тем меньше проявлялись факторы риска ИБС
Другие ролевые стрессоры
Еще одной группой потенциальных ролевых стрессоров, правда, почти не подав ер ж денных исследованиями, является наличие слишком низкой ответственности (Brook, 1973), малая степень участия в принятии решений, необходимость поддерживать возрастающее требования к качеству труда и справляться с частыми изменениями технологии. Особенности организационных структур определяют различия в распространении этих факторов в разных профессиональных группах. Существует гипотеза (Кау, 1974) о том, что наибольшая напряженность (вис зависимости от организации-нанимателя) связана со средегам уровнем управленческого аппарата.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Цанава О.В. Использование Шкалы общей оценки функционирования для диагностической оценки и планирования психотерапии
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Коропец З.Л., Коропец А.А., Алексеева Т.А. Математика. Нестандартные методы решения неравенств и их систем
  • Полицинский Е.В. и др. Задачи и задания по физике. Методы решения задач и организация деятельности по их решению
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Трофимова Е.В., Языканова Е.В. ВСОКО. Литературное чтение. 3 класс. Внутренняя система оценки качества образования
  • Василевская Е.И., Свиридова Т.В. Методы решения задач по общей химии
  • Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления
  • Барлас Т.В. Психодиагностическое обследование: Потенциал для консультирования и психотерапии
  • Федунина Н.Ю. Многоуровневая модель оценки эффективности работы ТД
  • Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управленческие решения (методы принятия и реализации)
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Тихомиров Н.П., Дорохина Е.Ю. Эконометрика
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Габович И. Г. Алгоритмический подход к решению геометрических задач
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Кучарина Е.А. Инвестиционный анализ
  • Решение экономических задач в рамках школьной программы
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Тамара Майлс. Третий уровень: тайм-менеджмент
  • Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий)
  • Автономов Д.А. Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть II
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Кондратьев А.С., Ларченкова Л.А., Ляпцев А.В. Методы решения задач по физике
  • С.В. Уманский. Психотерапия. Безопасность как критерий эффективности.
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Георгий Почепцов. Новые методы пропагандистского воздействия: будущее уже рядом
  • Из лягушек в принцы - Р. Бендлер, Д. Гриндер
  • Митина О.В. Математические методы в психологии. Практикум
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Мирошин В.В., Рязановский А.П. ЕГЭ 2019. Математика. Решение задач
  • Георгий Почепцов. Пропаганда в ее историческом развитии
  • Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения
  • Г.Г. Почепцов. Новые информационно-коммуникативные подходы: от мягких методов допроса до распознавания лжи
  • Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения: Справочник
  • Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо.
  • Айвазян С.А. Методы эконометрики
  • Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика
  • Смирнова Е.С. Планиметрия. Виды задач и методы их решений. 9-11 классы
  • Рутан Дж. Ограниченные во времени психодинамические группы
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Готман Э.Г., Скопец 3.А. Задача одна - решения разные
  • Притча «Свои инструменты и методы»
  • Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Рябов М.А. Сборник задач и упражнений по химии. 9 класс. К учебнику
  • Нефедова М.Г. Задачи на движение. 3-4 классы. Рабочая тетрадь по математике
  • Крайнева Л.Б. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения
  • Манжиров А.В., Полянин А.Д. Справочник по интегральным уравнениям. Методы решения



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь