Айламазьян А.М. Метод наблюдения и беседы в психологии.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 41722

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

сыну, И то и другое еще более обострило потребность Олега в общении.
Во-вторых, мать не была последовательной в отношении к Олегу как к: взрослому, особенно в III—IV классах. С одной стороны, она считалась с Олегом как со взрослым, поощряла его самостоятельность, т,е. способствовала формированию взрослости сына и его отношения к себе как к взрослому, а, с другой стороны, обращалась с ним как с маленьким и довольно часто применяла физические наказания. Один этот факт превращал ее отношение к Олегу в декларацию, а его взрослость — в фикцию. Иначе говоря, мать одновременно воспитывала у Олега чувство взрослости и отношение к себе как к взрослому, но и колебала, разрушала их. Объективно создавались условия, когда внимание Олега фиксировалось на степени его взрослости и отношении взрослых к этому.
Общим следствием этой специфической ситуации было то, что у Олега очень рано возникло чувство собственного достоинства и взрослости, а также определенные требования к взрослым, касающиеся отношения к степени его взрослости и личности. У него возникла повышенная чуткость именно к этой стороне отношения взрослых к нему* Другим следствием этой ситуации стала неуверенность и ранимость Олега, а также стремление как бы отстоять свое право на самостоятельность, взрослость, уважение к себе как к человеку.
К V классу у Олега еще не сложился способ реагирования на не удовлетворяющее его отношение взрослых. Обида и переживание несправедливости выражались в двух формах протеста: дома — в виде ситуативной грубости и непослушания, в школе — в увеличении скрытности, замкнутости, т.е. в отказе от общения.
Мы полагаем, что именно очень повышенная чуткость Олега к отношению взрослых к нему как к человеку и степени его взрослости была отличительной чертой комплекса взрослости у этого мальчика. Она явилась важнейшим условием, во многом определившим индивидуальное своеобразие симпто-мокомплскса его особенностей при переходе в подростковый возраст,
В V классе отрицательную роль в жизни Олега сыграли два человека: учитель русского языка и Толя Петухов.
Толя Петухов был в классе образцом взрослости, своеобразной по содержанию, способам ее проявления и утверждения в отношениях со взрослыми и товарищами. В поведении
193
Толи все это было представлено максимально ярко и наглядно. Особенно это касалось способов реагирования на не удовлетворяющее его отношение взрослых. Толя считался взрослым, но его взрослость была в общем доступна ребятам. Примером своего поведения он как бы говорил: будь таким, как я, и ты тоже будешь считаться взрослым.
Быстро возникшая дружба Толи и Олега была основана не только на общности интересов (голуби), но и на тенденции Олега к взрослости. Именно это было главным, а увлечение Олега голубями объективно имело второстепенное значение: оно было той общей деятельностью, в процессе которой они могли больше всего общаться.
Учитель русского языка предъявлял детям много всевозможных требований, но был непоследователен в этом; он придирался к мелочам, ставил «двойки» за дисциплинарные моменты и очень часто наказывал; часто был несправедлив в оценке знаний, не проявлял к детям необходимого уважения и такта, В развитии взаимоотношений учителя и Олега имело значение то, что к V классу у Олега была довольно высокая самооценка и уровень притязаний, а в его учебной деятельности сочеталось правильное отношение к знаниям с небрежностью в их усвоении и учебной работе, к тому же у него была повышенная чуткость к отношению взрослых и их оценкам.
Все это привело к тому, что Олег не выполнял некоторые требования учителя (он был не подготовлен к их выполнению) и получал «двойки», замечания, его наказывали публично. При его отношении к зйаниям и самооценке «двойки» он расценивал как несправедливые, а при его чуткости к отношению взрослых наказания и некоторые замечания считал унизительными и оскорбляющими его. Он обижался, и эта обида накапливалась. Самое первое время обида Олега была его внутренним переживанием и вовне проявлялась мало. Однако очень скоро этот внутренний протест приобрел иную форму и стал резко проявляться в виде грубости, упрямства, различного рода демонстраций и безудержного критицизма. Ранее ничего подобного в поведении Олега не было. Откуда это взялось?
Накопление обиды у Олега, очевидно, совпало с другим очень важным процессом, который был связан с развитием его отношений с Толей Петуховым. Уже в IV классе у Олега была тенденция к взрослости. Его новый товарищ был в классе «образцом взрослости», Олег обижался на учителя русского
194
языка, Толя конфликтовал со всеми учителями и конфликтовал «как взрослый». До V класса у Олега еще не сложился способ поведения и реагирования на не удовлетворяющее его отношение со стороны взрослых. Наличие у Олега тенденции к взрослости при обиде на взрослого и образцах «взрослого^ поведения товарища на не удовлетворяющее отношение обусловили усвоение новых для него способов поведения. В результате поведение Олега стало точно таким же, как Толи Петухова. Копирование Толи стало для Олега средством проявления и утверждения своей взрослости, права на уважение и демонстрацией своих некоторых качеств. Это выразилось в форме игнорирования требований взрослых и пренебрежения ими, в противопоставлении себя взрослым, в демонстрации своей независимости, самостоятельности и права на свободу в поступках.
Эти особенности поведения Олега начали проявляться в школе> а потом и дома. Этот факт связан не только с конкретными моментами отношений (взаимного недовольства), но и обострением ранимости Олега, возникновением аффективных переживаний и связанных с этим неадекватных реакций.
Таким образом, новые особенности поведения Олега были по существу усвоенными и реактивными образованиями. Для их появления была подготовлена почва в виде тенденции Олега к взрослости и его чуткости к отношению взрослых (к нему как к человеку и степени его взрослости), но их возникновение было непосредственно спровоцировано не удовлетворявшим Олега отношением взрослого. То, что новые особенности поведения Олега были реактивными, подтверждается фактом их отсутствия в отношениях с некоторыми людьми (с тетей Сашей, с учительницей немецкого языка), а также почти полным их исчезновением в конце года в условиях определенных отношений с классным руководителем и некоторыми взрослыми,
В V классе у Олега отчетливо проявилась большая потребность в общении с товарищами и коллективом. По сравнению с IV классом она увеличилась: выполнение учебных обязанностей и любимые занятия дома занимали в жизни Олега значительно меньшее место, чем раньше. Его тянуло в школу, к ребятам, на улицу.
Сфера общения Олега с товарищами расширилась, а отношения с близкими товарищами менялись. В отношениях Олега с товарищами, видимо, имел место своеобразный по-
195
иск близкого товарища, взаимоотношения с которым и его качества личности удовлетворяли бы Олега* Отношения Олега с товарищами строились на основе общности в интересах и занятиях, причем общение с одним товарищем или группой своеобразно связывалось с определенными, но разными интересами Олега (к голубям, моделям, девочкам)*
В развитии отношений Олега с близкими товарищами большое значение имело наличие или отсутствие у них следующих качеств; верности и преданности в дружбе, стремления и умения помочь в любом деле, уважения к товарищу, желания показать свое превосходство и командовать товарищем, т.е. уважения, равноправия, взаимопомощи. В отношении товарищей к Олегу решающими были его положительные качества как человека и товарища, его способности и возможности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Учимся читать быстро. Первая ступень обучения в Школе Олега Андреева. Программа.
  • Бундур Олег. Сборник стихотворений для детей Олега Бундура №2
  • Бундур Олег. Сборник стихотворений для детей Олега Бундура №1
  • Андреев Олег Андреевич, Хромов Лев Николаевич. Учись быть внимательным.
  • Надежда Ивановна Богатель. Разработка прогулки на тему: «Дили - дили, дили - дили колокольчики звонили»
  • Притча «Самое главное»
  • Овсянникова Светлана Викторовна. Сценарий к Дню Победы 'Мы помним-мы годимся'
  • Головачёва Татьяна Валентиновна. Конспект ООД по знакомству детей с ОВЗ с устным народным творчеством «В гостях у Колобка»
  • Главный Редактор. Роль общения со взрослым в развитии ребенка
  • Абайханова М. И. Исследование жизненных сценариев в ранней взрослости
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Притча «Он и Она (Единство)»
  • Притча «Безопасность Ву»
  • Притча «Птица Счастья»
  • Костыгина Юлия Юрьевна. Снежинка - волшебная сказка
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Ольга Торощина. Консультация для воспитателей по теме «Кризис трех лет»
  • Жила-была одна девочка... от админа.
  • Притча «Целитель Джон»
  • Притча «Он и Она»
  • Романенко Надежда Ивановна. Сказка как Кенгуреныш стал самостоятельным.
  • Притча «Оружие»
  • Притча «Сеун [Сйоун] и его мать»
  • Ловцова Наталья Васильевна. Консультация для воспитателей «Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых»
  • Михалева Оксана Леонидовна. 3D-моделирование дорожных ситуаций для формирования безопасного поведения детей на улицах города
  • Притча «Алчность упрямства»
  • Притча «Сказка о лампочке»
  • Притча «Про колдуна»
  • Вознаграждения от социальных игр и как их использовать.
  • Васильева Н.Л. Аня, или как далеко может завести фантазия
  • Притча «Братья наши меньшие»
  • Абрамова Елена Алексеевна. «Адаптацию легко пройдем, весело и дружно вместе заживем!»
  • Абрамова Елена Алексеевна. «Адаптацию легко пройдем, весело и дружно вместе заживем!»
  • Притча «Не отказывайтесь»
  • Психология трудного подростка, повышенная сопротивляемость
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Он и Она»
  • Притча «Джейсон и пещера творения»
  • Притча «О прощенных долгах»
  • Притча «Ангенон и Верейху»
  • Притча «Лучшее наставление Учителя — его жизнь»
  • Притча «Ещё не Готов»
  • Притча «Его разбившиеся мечты»
  • Третьякова Татьяна Александровна. Особенности культуры поведения у детей раннего возраста
  • Притча «Спасение из Ада»
  • Притча «Опасный враг»
  • Борисова Светлана Ивановна. Педагогическая статья. «Возрастные особенности детей 3-4 лет».
  • Притча «Собачья привязанность»
  • Редактор. Что такое дисциплина?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь