|
Акимова Е. Е. Самый полный учебник для тренеров, переговорщиков и всех-всех-всех.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 37789
Автор: Акимова Е. Е.
Название: Самый полный учебник для тренеров, переговорщиков и всех-всех-всех. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Здесь очень интересно поработать с причинами этого страха. Начинающий специалист может бояться показать свою неопытность или показаться смешным. Если продолжить эту мысль, зачем группе неопытный тренер? Они не захотят у него учиться. Каково им будет, если тренер кажется смешным? Они не будут слушать меня серьезно. Поэтому тренер теряется, начинает что-то придумывать, «не слышит» вопрос.
А почему этот вопрос был задан? Какие цели преследовал его автор? Показать свою ученость? Зачем — выделиться перед группой или подтянуться до уровня тренера? А может быть, чтобы помочь? Допустим, он хорошо знает эту теорию и считает, что она могла бы показаться интересной участникам группы. А может быть так, что он где-то слышал красивую аббревиатуру или когда-то касался этого материала и хочет вспомнить? Знаете, как бывает, фамилия из головы вылетит, целый день ходишь и мучительно перебираешь, Жеребцов, Кобылкин, Гнедов, а — Овсов! Ура! Смотрите, как изменяется ситуация. Сначала мы думали, признаваться, что первый раз слышим, или не признаваться. Теперь мы спрашиваем: «Скажите, а почему Вы именно эту теорию сейчас вспомнили?» Если участник группы хочет поделиться с остальными, он с удовольствием расскажет то, что кажется ему полезным. Если «к слову пришлось», давайте потом это обсудим. Это нормально, у нас есть программа, которой мы следуем, отобранный материал и упражнения. А вернуться можно, скажем, в перерыве, интересно же, почему именно сейчас к слову пришлось. Вообще начинающих тренеров часто удивляет, что те, от кого они подсознательно ждут подвоха, люди, умудренные опытом, относятся с пониманием и терпением, с удовольствием слушают, участвуют в упражнениях. А те, кто в профессии без году неделя, «лезут и лезут, чтоб им пусто было!». Это тоже нормально, им нужно место под солнцем занимать, вот они умом и выделяются. Их нужно в этом поддержать, это тоже инициатива и активность, которые так важны для качественного тренинга. Упражнения нет. Просто, когда и если чего-то не знаете, не бойтесь недоуменно пожать плечами и спросить: «А почему Вы вспомнили именно эту теорию?» Ошибка № 51. ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОС СРАЗУ Находчивость — это то, что доходит только через двадцать четыре часа. Марк Твен Я выходила на защиту диссертации в 25 лет и, конечно, была точно уверена, что в моей теме лучше меня никто не разбирается. Тем более в позитивный потенциал конфликта на тот момент в российской педагогике верили четверо: кандидат педагогических наук Татьяна Витальевна Ковшечникова — мой научный руководитель, ее научный руководитель Борис Иосифович Хасан — доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии и педагогики развития СО РАО, можно сказать, основоположник школы использования конфликта в российской педагогике; Елена Николаевна Дмитриева — доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики Нижегородского Лингвистического университета, подсказавшая нам эту тему, и я1. Масса литературы была изучена, чистовой вариант диссертации составлял треть от чернового, круче были только звезды, готовность проинформировать диссертационный совет о том, что в педагогике взошла новая звезда, била из ноздрей, ушей и откуда она еще могла бить. Татьяна Витальевна посматривала на меня с опасением. Тема лежала на стыке нескольких наук, и предстояла сложная защита. Ее немного смущали мой энтузиазм и боевое настроение. — Лена, главное, не торопись отвечать на вопросы, — не уставала повторять она. Я недоумевала. Как же так, ведь чем быстрее ответишь, значит, тем лучше знаешь! — Понимаешь, — повторяла Татьяна Витальевна, — то, что тебе за дает вопрос доктор наук, профессор, — это большая честь, нужно обя зательно поблагодарить. Кроме того, вопрос дает тебе возможность раскрыться, показать, что ты действительно все это знаешь, заинте ресовать аудиторию, заработать в итоге белые шары. И вообще, если спешить, отвечая на вопросы, люди могут обидеться. 1 Может показаться странным, что я называю три фамилии, хотя на эту тему написано огромное количество книг и научных статей. Просто психология, конфликтология, социология и политология, где этот феномен хорошо изучен, и педагогика, с установкой на недопущение конфликта, совершенно разные науки. Тем более что было мне все-таки всего 25 лет... 197 Уже далеко потом я поняла, что, если вообще слушают, не обязательно доктора наук, это очень большая честь. Что, если вопросы не задают, значит, либо не слушают, либо не понимают, либо неинтересно. А если задают, значит, слушают, поддерживают, проявляют интерес и уважение. Что, если спешить, отвечая на вопрос, человек может напрячься, что он не знает таких тривиальных вещей, или обидеться, что его вопросу (а значит, и ему лично) не уделяют должного внимания. Что человеку, задавшему вопрос, нужна небольшая пауза, чтобы настроиться на ответ. Что, если поторопиться, можно перебить человека и ответить на, по сути, другой вопрос. Или вообще дать неправильный ответ1. А тренеру еще важно понимать, какого ответа ждет тот, кто вопрос задал. И если это вопрос из его профессиональной сферы, лучше будет, если он его получит не от нас: «Спасибо за вопрос, отличный вопрос! Кто что думает по этому поводу? А Вы что думаете? Довольны ли Вы ответом своих коллег?» Когда знаешь ответ или думаешь, что знаешь, очень сложно удержать язык за зубами и передать право на ответ другому человеку или группе. Подумайте, какая методика, технология, средство, прием могли бы Вам помочь в подобной ситуации и напомнить, что стоит переадресовать вопрос группе. Подумайте, какая реакция будет для Вас наиболее естественной в данной ситуации. Какие формулировки подойдут для переадресации вопроса группе? 1 Все-таки мне уже не 25 лет, пора допустить и такую вероятность. Ошибка № 52. БЫТЬ СЛИШКОМ СЕРЬЕЗНЫМ Какая-нибудь пара хорошо заученных афоризмов украшает всего человека. Генрих Гейне Тот, кто может над чем-нибудь посмеяться, освобождается от этого. Сирил Норкот Паркинсон Жизнь пройти — не поле перейти, и надо признать, мы, в общем и целом, действительно занимаемся серьезными вещами. И прилагаем все усилия к тому, чтобы участники тренинга относились серьезно к нам и тому, чем мы занимаемся, делая слово «серьезно» синонимом фразы «с уважением». Почему же тогда люди шутят и призывают шутить других? Каковы ресурсы шутки, анекдота, байки для тренинга? На этот вопрос легко ответить, если вспомнить такую шутку тренера, как «батарейка». Подурачились, поиграли, детство вспомнили — в группе наблюдается прилив энергии, участники собрались, сконцентрировались, настроились на совместную работу. Опоздавшие подошли, встроились в игру, не пропустив ничего важного, все приступили к работе в одно время в хорошем настроении. А еще? Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|