Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 164621

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

2.2.5. Практика разработки акмеограмм

Как уже отмечалось в первом разделе, акмеограмма является собственно акмеологическим индивидуально ориентированным методом исследования и решения практических задач. С точки зрения профессиографии она призвана решать вопросы не общественно приемлемого качества труда, а высокого уровня профессионализма, когда субъект деятельности по своим характеристикам и умениям существенно отличается от «среднего» специалиста. Разработка акмеограмм является новым методом, который находится на стадии своего совершенствования, поэтому сейчас он является довольно трудоемким.
Как необходимо разрабатывать акмеограмму для конкретного субъекта личностно-профессионального развития?
В первую очередь, необходимо придерживаться общей методической схемы, представленной в разделе 1.3.1. Во вторых, при ее разработке следует применять разнообразные инструментальные и неинструментальные методы психологической диагностики и прогностики. Рассмотрим более подробно технологию составления акмеограммы.
Вначале представляются общие сведения, которые определяются по анализу кадровых документов с данными экспертной оценки коллег или руководителей, особенно касающихся уровня квалификации.
При раскрытии содержания «Подструктуры способностей и потенциала» личности следует активно использовать методы психологической диагностики. Уровень развития способностей определяется традиционными психодиагностическими методами, а также с помощью анализа скорости и успешности освоения новых видов деятельности или ее алгоритмов. Существенно сложнее оценивать потенциал личности. В акмеологических исследованиях в настоящее время проверяется гипотеза о том, что существует связь между внутренним потенциалом личности и уровнем ее самореализации, точнее реализованной части потенциала. То есть чем больше фактов самореализации, профессиональных или иных социальнопозитивных достижений, чем выше их уровень, тем соответственно больше потенциал личности. Данная гипотеза сформировалась под влиянием идей психобиографического подхода в изучении личности, анализа роли социальных условий и возможностей, «теории кумулятивных причин» и является весьма перспективной. О потенциале личности можно судить и по работоспособности, инновационной направленности деятельности, проявлению волевых качеств.
Следует отметить, что целостная интегральная оценка потенциала личности пока еще доказательно не обоснована. В практике работы психологов и акмеологов, осуществляемой в интересах кадровых служб, оценке подлежат, как правило, отдельные составляющие или характеристики потенциала личности, обобщение которых позволяет доказательно судить о его интегральном уровне. Высокие оценки по отдельным составляющим свидетельствуют о значительном личностном потенциале в целом. Рассмотрим конкретные психодиагностические методы оценки базисных составляющих личностного потенциала, которые были описаны в первом разделе.
Оценка силы личности. Она является центральной в изучении личностного потенциала, кроме того — это важнейший акмеологический инвариант профессионализма. Напомним, сила личности тесно связана с волевыми качествами, высокой работоспособностью, целеустремленностью, смелостью, решительностью, способностью вселять уверенность в других. Сила личности — залог успешного преодоления трудностей, прогрессивного личностного роста. В некоторых модификациях MMPI (автор Н. И. Конюхов)* сила личности оценивается интегрально по стобалльной шкале, как и другие личностные характеристики.
* Конюхов Н. И., Шаккум М. Л. Акмеология и тестология. — М.: 1996.

Чем выше показатель силы личности, тем больше ее потенциал, тем значительнее ее внутренние ресурсы для прогрессивного и успешного личностно-профессионального развития и профессиональной карьеры. Силу личности можно оценивать также с помощью психобиографического метода, анализа динамики личностных и профессиональных достижений.
Интеллектуальный потенциал оценивается с помощью психологических тестов «Сложные и простые аналогии», IQ, теста Амтхауэра и др. О его уровне можно судить также по склонности нестандартно, но эффективно решать сложные задачи и проблемы, разнообразию предлагаемых способов их решения. Интеллектуальный потенциал тесно связан с познавательной потребностью личности, уровень которой является его надежным индикатором.
Биологический потенциал оценивается довольно редко ввиду отсутствия собственно интегрального показателя и существования нелинейных связей между его уровнем и продуктивностью деятельности. В частности, отмечалось, что тип нервной системы как одна из характеристик биологического потенциала может как способствовать эффективности деятельности, так и препятствовать ей, все зависит от ее характера и содержания. В сложных условиях, например при действии экстремальных факторов, эффективнее работают люди с сильным типом нервной системы. Там же, где требуется высокая точность, скрупулезность, где большую роль играют разнообразные и слабовыраженные факторы, лучше действуют люди со слабым типом нервной системы. Поэтому оценка биологического потенциала должна осуществляться совместно с профессиографическим анализом деятельности.
Психический потенциал следует оценивать также совместно с требованиями, полученными в результате профессиографического анализа деятельности. С его помощью можно определить конкретные требования к уровню психических процессов и функций, необходимых для продуктивности работы в будущей перспективной должности. Характеристики внимания, памяти, воображения можно легко определить, используя классические психологические тесты*.
* Практические занятия по психологии / Под ред. А. В. Петровского — М.: Просвещение, 1972 и др.

При формировании кадрового резерва на выдвижение большую роль играет наличие организаторских способностей и общей способности к управленческой деятельности (ОСУД), потому что сам кадровый резерв формируется преимущественно на управленческие должности. Уровень ОСУД определяется с помощью теста Л. Д. Кудряшовой* в виде интегральной оценки, что удобно для сравнения претендентов на должности. ОСУД можно определить и с помощью неинструментальных методов диагностики.
* Кудряшова Л. Д. Каким быть руководителю. — Л.: ЛГУ, 1986.

Характерологический потенциал. Как отмечалось, некоторые личностные свойства и особенности характера в зависимости от вида профессиональной деятельности могут являться психологическими профессионально важными качествами. Поэтому оценке характерологического потенциала должен также предшествовать профессиографический анализ деятельности, направленный на их выявление. Например, для лиц управленческого труда таковыми качествами являются ответственность, инициативность, решительность, проницательность, стрессоустойчивость, воля, организованность и др.*
* Швецова Е. И. Психодиагностика в системе оценки персонала. — Новосибирск – САГС, 2001

Эти и другие профессионально важные качества можно определить и измерить с помощью личностных тестов, особенно хорошие результаты дает применение теста Р. Кэттелла.
Потенциал направленности личности связан прежде всего с определением уровня и характера мотивации достижений и успеха, активности личности, ее интересов, мировоззрения. Мотивационный потенциал оценивается с помощью традиционных психодиагностических методов, остальные характеристики определяются с помощью наблюдения.
Если перспективная деятельность связана с необходимостью нестандартного решения сложных проблем, то необходимо оценивать и творческий потенциал личности у тех, кто находится в кадровом резерве. К тому же психологами отмечалось, что более масштабные виды деятельности, новые технологии и алгоритмы быстрее и эффективнее осваиваются как раз теми, у кого выше творческий потенциал. Иными словами, при определении потенциала личности необходимо оценивать и ее творческий потенциал или, как еще принято называть, уровень креативности личности.
Творческим потенциалом принято называть совокупность восполняемых ресурсов, позволяющих создавать новые — оригинальные, качественно иные, но более высокого уровня материальные и духовные ценности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Под редакцией К. М. Гуревчча, Е. М. Борисовой - Психологическая диагностика. Учебное пособие.
  • Елена Еняшина. Мастер-класс по теме: Методы активизации родителей в решении воспитательно-образовательных задач ДОУ
  • Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика, направленная на углубленное, целостное изучение состояния здоровья детей
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Слотина Т.В. Психология личности
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека.
  • Акимова М.К. - Психологическая диагностика
  • Зинченко В., Мамардашвили М. ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Сафиуллина Динара Рафаэловна. Использование проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Иванова Ирина Васильевна. Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО
  • Мотивационно - личностное развитие 10 классов
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Агапкина Наталья Викторовна. Статья «Методы и приёмы математического развития дошкольников».
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Ибрагимова С. З.. «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Касенова София Маратовна. Тема: Организация психологической деятельности в школе.
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Психологическая помощь учащимся старших классов в профессиональном самоопределении 9 класс



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь