|
Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57040
Автор: Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В.
Название: Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Под влиянием времени острые переживания родителей могут сглаживаться или трансформироваться в некие другие состояния (например, примирение, привычка), но не исчезают совсем и могут возобновляться в процессе повседневной жизни семьи и при переходе с одного этапа жизненного цикла на другой. Можно сказать, что родители таких детей находятся под влиянием хронического стресса, то есть в процессе жизнедеятельности семьи возникают ситуации, возобновляющие негативные переживания.
Родители, воспитывающие детей с тяжелыми нарушениями зрения и слуха, в борьбе с трудностями активны, стремятся решить проблемы, помочь ребенку. Некоторые родители живут с чувством веры, не позволяют себе отчаиваться, настроены на видение позитивных моментов в своей жизни и жизни ребенка. Однако драматичность жизненной ситуации, ее необратимость заставляют родителей использовать психологические защиты, не позволяющие вырваться наружу негативным переживаниям. В основном это проявляется в убеждении окружающих в нормальности своего ребенка и семьи и в отказе от специализированной помощи и поддержки семьи. Для родителей, имеющих детей с нарушениями зрения и слуха, в качестве основного ресурса, помогающего совладать и противостоять стрессу, являются принятие ребенка и естественная родительская любовь. СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ* Проблемы школьной неуспеваемости и задержки психического развития тесно связаны между собой и являются актуальными в современной специальной психологии и коррекционной педагогике. По данным разных авторов, в детской популяции выделяется от 6 до 11% детей с задержкой психического развития (ЗПР). Дети указанной категории имеют негрубые отклонения в функционировании ЦНС, оказывающие негативное влияние на школьную и социальную адаптацию. Внешне трудности адаптации проявляются как неспособность сосредоточиться, расторможенность, утомляемость, нарушения работоспособности, неуверенность в принятии решений (что приводит к стойкой неуспеваемости в массовой школе); повышенная возбудимость, тревога, страхи, агрессия, упрямство, лживость, конфликтность (что проявляется в де-задаптивных формах поведения и нарушениях контактов с окружающей средой). Как правило, нарушения адаптации вызываются целым рядом факторов, влияющих в системном единстве: начиная от кризисной ситуации в социуме, дефицита позитивного воздействия на ребенка всех институтов социализации, отрешенности и беспомощности образовательных учреждений до педагогической некомпетентности родителей и особенностей ребенка. В педагогике сложилось основанное на бесчисленных фактах убеждение в том, что даже самые грубые промахи учителей обычно не так фатально сказываются на развитии личности ребенка, как неправильное поведение родителей. В отечественной психологии существует определенный дефицит исследований семьи в критической жизненной ситуации (рождения и воспитания ребенка с отклонениями в развитии), хотя потребность в таком знании огромна. Без этого невозможно организовать грамотную психологическую помощь данной категории семей. * В данном параграфе использованы материалы квалификационного исследования Е. А. Силиной, проведенного под руководством Е. В. Куфтяк. i83 Процесс формирования психики ребенка (Л. С. Выготский, 1983) определяется социальной ситуацией развития. Неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким отклонениям в нервно-психической сфере, нарушению сначала вегетативных, а затем и психических функций. Исследования показали, что более половины детей с ЗПР — это дети из семей высокого социального риска.. К ним относятся семьи нескольких типов: 1) семьи с неблагополучным экономическим положением (без -работные родители, неудовлетворительные материально-бытовые условия); 2) семьи с неблагоприятной демографической ситуацией (неполные и многодетные семьи, отсутствие обоих родителей); 3) семьи с высоким уровнем психологической напряженности (постоянные ссоры, конфликты и драки между родителями, трудности в детско-родительских отношениях, жестокое обращение с ребенком); 4) семьи, ведущие асоциальный образ жизни (родители страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, ведут аморальный образ жизни, совершают правонарушения) . В семьях высокого социального риска детям практически не уделяют внимания. У этих детей могут появляться признаки эмоциональной депривации — эмоционального «голода» — вследствие недостатка материнской ласки и нормального человеческого общения. Педагогическая запущенность способствует отставанию ребенка в психическом развитии. В настоящее время выделяют основные признаки семьи (Л. М. Ши-пицына, 2005), воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: 1) родители испытывают нервно-психическую нагрузку, усталость, напряжение и неуверенность в отношении будущего ребенка, что отражает нарушения временной перспективы; 2) личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение и горечь; 3) семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются; 4) социальный статус семьи снижается — возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, 184 но и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении: родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребенка и наблюдения его специалистом (психиатром, невропатологом) от окружающих, что сужает круг внесемей-ного функционирования; 5) «особый психологический конфликт» возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, неадекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию, лечению такого ребенка. Путь, по которому идет развитие такого ребенка, обусловлен как характером и степенью имеющейся у него патологии, так и отношением родителей к наличию детской патологии. Известно, что социальная адаптация этих детей напрямую зависит от грамотного родительского (прежде всего, материнского) поведения. Очень часто родительское поведение является не позитивным, а наоборот, негативным фактором в развитии ребенка с отклонениями в развитии. В работах многих исследователей подчеркивается идея о равенстве влияния как родителей на ребенка, так и ребенка на родителей (В. С. Савина, О. Б. Чарова, 2002). С одной стороны, родительское отношение может провоцировать появление у ребенка вторичных нарушений, а с другой — детская психопатология при -водит к различным искажениям родительского отношения. Учитывая трудности воспитания и взаимодействия с ребенком, длительное внутреннее напряжение, переживание стресса родителями, психологические нагрузки, искажение социального статуса семьи, можно говорить о недостаточности в семье ресурсов, необходимых для конструктивного совладания с трудностями. Неконструктивное совладание не позволяет родителям адаптироваться к трудностям, адекватно действовать в критической ситуации, что усугубляет внутрисемейные проблемы, взаимоотношения с ребенком, личностные переживания. Г. Мак-Куббин процесс совладания в условиях семейных трудностей рассматривает как свойство семейной системы, позволяющее создавать новые модели функционирования после воздействия неблагоприятных фактов и дающее возможность дальнейшего противостояния этим факторам. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|