|
Смит Ноэль. Современные системы психологии.Категория: Психология, Системный подход в психологии | Просмотров: 47206
Автор: Смит Ноэль.
Название: Смит Ноэль. Современные системы психологии. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Однако для Баркера окружающая среда не пассивна; она является активной частью блока, частью которого является также и индивид. Хотя Баркер начинал свои исследования, основываясь на субъекто-центрических (органоцентрических) предпосылках,
он был вынужден отказаться от них, когда обнаружил, что в пределах одного поведенческого сеттинга дети различаются между собой в меньшей степени, чем при сравнении различных сеттингов. Они очень похожи друг на друга на уроке арифметики, а также во время игры с мячом, однако поведение одного и того же ребенка на уроке и во время игры совершенно различно. Данное наблюдение трудно объяснить исходя из предположения о «внутреннем программировании, которое дети переносят с собой из одного сеттинга в другой» (1969, р. 34). Признавая, что индивидуальные различия существуют, Баркер подчеркивает, что паттерны поведения, соответствующие сеттингу, имеют место несмотря на эти различия. Окружающие условия действуют как гомеостатичес-кие системы, имеющие схемы управления (целевые, программные, противодействующие отклонению и запрещающие), которые поддерживают паттерны, характерные для сеттинга: школьного класса, игры в мяч, рабочего места и т. д. Больничные пациенты также демонстрируют более сходные формы поведения в пределах одного сеттинга, чем между различными сеттингами: вариативность их поведения в большей степени объясняется сеттингами, чем индивидуальными различиями (Willems, 1972). Баркер настаивает, что индивидуум является частью предустановленного (pre-existing) порядка, даже если он не всегда воспринимает его как таковой. Мы можем наблюдать этот порядок, если оставим естественные условия нетронутыми. В результате этого таинственный черный ящик, к которому апеллируют психологи, окажется совершенно излишним. В психологии является общепринятым представление о том, что окружающая среда не имеет четких границ. Например, рабочий на сталелитейном заводе может находиться в окружении ковшей с расплавленной сталью, песчаных форм, движущихся по конвейерным лентам, других рабочих, снующих вокруг и выполняющих свои обязанности, клубов пара, поднимающихся над заполняемыми формами, лязгом и грохотом работающих механизмов. Далее, рабочий, вместе с заводом, находится в окружении домов работников завода, в городе, стоящем на реке, с видимыми вдалеке горами и т. д. При таком взгляде границы того, что является окружением, достаточно размыты, и любое их очерчивание весьма произвольно. Однако для эко-бихевиоральной науки окружающая среда высокоструктурирована и поддается четкому определению. Регулярность и предсказуемость сегментов поведения частично обязана регулярности окружающей среды, относящейся к смежным с ними слоям. Несоизмеримость блоков Эко-бихевиоральная наука является не субъектно-центрированной, а блочно-центрированной. Хотя окружающие друг друга конструкции воздействуют одна на другую, они не определяют паттерны или функциональные характеристики смежных областей. 197 Каждая должна изучаться на своем собственном уровне. Каждая из них несоизмерима (не поддается одним и тем же измерениям) с другими. Иными словами, измерение, пригодное для одной из них, не обеспечивает измерения другой: поведенческий сет-тинг имеет свои собственные принципы, несводимые к составляющим его индивидуумам или более широким слоям общества, или к общей физической среде, в которую он встроен. Данная позиция является модификацией концепции прецепта (precept) Курта Левина, который утверждал, что поскольку науки несоизмеримы друг с другом, психологические науки (субъективные науки, согласно Левину) не могут включать каких-либо событий, относящихся к каким-либо другим областям (знания). Баркер модифицировал этот взгляд: это блок — в данном случае поведенческий сеттинг, а не наука в целом, — является несводимым или несоизмеримым. Эко-бихевиоральная наука, как отмечалось выше, не отрицает важности индивидуальных характеристик, и даже не отрицает того, что они могут окрашивать конкретный поведенческий сеттинг. Однако, переходя от субъектно-центрированного подхода к блочно-центрированному, она переносит внимание на роль регулярности и организации в виде паттернов значительной части человеческой деятельности, в которой большинство событий объясняются особенностями поведенческого сет-тинга, а не индивидуума. Сеттингом может объясняться даже значительная часть индивидуального поведения. Трансдьюсеры и операторы Эко-бихевиоральная наука видит свою роль в качестве «трансдьюсера» («transducer», от лат. trans — «через» и ducere — «вести»), а не в качестве «оператора». Будучи трансдьюсером, она регистрирует события, которые наблюдает в естественном окружении, и систематизирует результаты наблюдения по категориям для хранения и анализа. Происходящие в данный момент психологические события сами являются операторами, а психолог — «послушным получателем, кодировщиком и передатчиком информации» (Schoggen, p. 150). В противоположность данному подходу, в подавляющем большинстве огромного количества исследований интеллекта психолог выступает как оператор, поскольку в данных исследованиях активность испытуемых ограничивается ответами на стандартные тестовые вопросы, и в них редко собираются данные, касающиеся интеллектуальных требований, предъявляемых реальной жизнью, и реакций на эти требования. Психологи знают об интеллекте в виде реакций на тестовые вопросы и о корреляции этих реакций с оценками учителей и результатами профессиональной аттестации, однако они почти ничего не знают об интеллекте охотников-собирателей, членов аграрных сообществ или городских преступных группировок. Аналогичным образом они знают, как ведут себя крысы, помещенные рядом друг с другом в большом количестве в условиях лабораторного эксперимента, однако они мало знают о поведении людей, живущих бок о бок в перенаселенных городских квартирах или переполненных тюрьмах. Кроме того, результаты экспериментов, посвященных изучению фрустрации у детей (Barker, Dembo & Lewin, 1941), имеют мало общего с результатами исследований, проводимых в реальных ситуациях (Fawl, 1978). Психологический оператор получает данные, отличные от тех, которые получает трансдьюсер. Психологи сумели выяснить многое о том, как люди ведут себя в экспериментальных условиях, но мало знают о том, как они ведут себя в естественных условиях. Ни одна лаборатория не сможет обеспечить данных, поставляемых трансдьюсером, утверждают эко-бихевиоральные психологи. Такие данные могут быть получены только при изучении реальной жизни. «Психология была так озабочена отбором, навязыванием и реструктурированием поведения своих испытуемых, что до самого последнего времени не удосуживалась обращать внимание на четко различимые структуры поведения, если они не были обременены тестами, экспериментами, опросниками и интервью» (Barker, 1963b, p. 24). «Психология, как правило, предпочитает изучать элементы окружающей среды в контролируемых лабораторных условиях, изолированно от превратностей жизненных ситуаций, в которых они встречаются, — вдали от спортивных игр, научных конференций, автомобильных магистралей и музыкальных классов». (Schoggen, 1989, р. 4). Поскольку психологи обычно полагают, что окружающая среда хаотична и организм должен упорядочивать ее, они манипулируют ею экспериментально — навязывают свой порядок, вместо того чтобы наблюдать взаимоотношения организм—среда. Они занимают позицию операторов, а не трансдьюсеров. Распределение и таксономии поведения Физическими и психологическими науками накоплено огромное количество данных о составляющих земной поверхности (и даже Луны), о газах и других элементах состава звезд, о числе видов муравьев, живущих в тропических лесах, о дальности перелетов мигрирующих птиц и т. д. Но что они знают «об игре, о смехе, о беседе, об ощущении того, что тебя ценят или игнорируют, о конфликте и о поражении»? (Barker, 1963a, р. 145). Что могут они сказать о том, как часто дети принимают участие в общественной жизни различных сообществ, или о том, в каких видах внешкольной деятельности они участвуют, учась в школах с различным количеством учеников, и какое влияние это оказывает на резуль- 198 таты их обучения (на с. 201-203 даются ответы на некоторые из этих вопросов)? Поскольку они мало что знают о распределении поведения, они также мало что знают о таксономии поведения, включая знание о том, какие существуют блоки поведения и окружающей среды и как они между собой соотносятся. Однако эко-бихевиоральной науке удалось сделать ряд шагов в этом направлении. Бехтель (Bechtel, 1981) изучал сообщество на Аляске с целью определить типы присутствующих в нем поведенческих сеттингов. В отличие от Баркера и Вриг-та (Barker & Wright, 1955), предлагающих достаточно произвольное деление на правительственные, образовательные, коммерческие, церковные и добровольные организации, Бехтель выделяет работу (производственную деятельность), социальную жизнедеятельность, группы меньшинств и детей. Однако в аналогичном исследовании, проводимом в шести городах штата Канзас, были выделены такие сеттинги, как возраст, количество участников и продолжительность (функционирования) сеттинга, — это позволяет предположить, что определяющими факторами являются переменные местного характера, а не переменные, общие для различных местностей (Bechtel, 1982a). Проблемы и теории в противовес событиям и отказу от теории Согласно точке зрения Баркера (Barker, 1969), нарушая нормальные паттерны поведения за счет экспериментов, опросников и интервью, психология пыталась выявить норму статистически, а также путем введения «в еще большей степени определяемых теорией и в меньшей степени определяемых сеттингом переменных» (р. 32). Крайне важно, считает Баркер, собирать данные в условиях полевого сеттинга, не руководствуясь какой-либо теорией и не ориентируясь на какую-либо проблему, подлежащую разрешению, а также никоим образом не вмешиваясь в естественно происходящие события. Психолог, проводящий полевое исследование, должен оказывать минимальное влияние на ситуацию, обеспечивать по возможности максимально полное описание всего происходящего и заносить все данные в архив. Если же он вступает в ситуацию, имея в виду определенную теорию или проблему, он будет собирать только те данные, которые имеют отношение к данной теории или проблеме. Однако собранные им нейтральные заархивированные данные будут доступны каждому, кто захочет использовать любую часть этих данных по любому назначению. Баркер приводит ряд примеров такого использования собранных им самим полевых данных. «Этот опыт научил нас, что данные, которые для одного исследователя являются пустой породой, для другого оказываются золотом» (Barker, 1969, р. 39). Анализ полевых данных требует использования методик, соответствующих природе этих данных. Данные не должны подгоняться под нормальное распределение и другие способы организации данных, при- нятые для проверки гипотез, точно так же как испытуемые не должны специально распределяться по уравновешенным группам или по экспериментальным и контрольным группам. Сами события, а не штампы, выработанные экспериментальной психологией, должны определять метод анализа, настаивает Баркер. Тематика эко-бихевиоральной науки Виллемс (Willems, 1972) указывает на различия между эко-бихевиоральной наукой и более традиционными подходами: «Эколог рассматривает мир как характеризующийся в большей степени сложностью, чем простотой, как мир, подчиняющийся законам равновесия, реципрокности и взаимозависимости, а не как мир, в котором независимые друг от друга события происходят изолированно. Таким образом, с неизбежностью формируется обладающая ярко выраженной множественностью тематическая структура или основной акцент работы экологического психолога... Составляющими этого тематического акцента являются: (а) регистрация распределения феноменов в природе; (б) таксономическое исследование; (в) поиск базовых процессов и принципов; (г) проверка частных гипотез; (д) формулирование принципов организации и взаимозависимости в рамках систем; (е) предсказание эффектов, наступающих в рамках систем со временем, (ж) оценка предсказанных эффектов... В сфере наук о поведении ощущается острая нехватка специалистов по темам (а) и (б), а также имеет место недооценка их роли. Вместо этого специалисты в области наук о поведении набрасываются на темы (в) и (г), используя в различных сочетаниях лабораторные и полевые исследования. В результате поведенческие науки оказываются практически не в состоянии разрабатывать темы (д), (е) и (ж), которые зависят от остальных четырех». ПОЛУЭКСПЛИЦИТНЫЕ ПОСТУЛАТЫ Баркер не приводит в четко сформулированном виде постулаты, которыми он руководствуется, однако он более или менее прямо указывает на ряд из них в различных публикациях. Поэтому их можно рассматривать как полуэксплицитные. • Метапостулаты (поддерживающие допущения для конкретной науки): 1. Многие естественные события, относящиеся как к физической окружающей среде, так и к поведению, 199 являются упорядоченными и структурированными (patterned). 2. Многие естественные события, включая события с участием людей, происходят в организованных смежных целостностях или блоках (units), несоизмеримых между собой. 3. Окружающая среда является не пассивной, а активной. 4. Естественно происходящие события, включающие человеческую деятельность, могут быть поняты, только когда эти события наблюдаются в естественной последовательности, не прерываются и не дробятся на дискретные элементы (units). 5. Поведение является функцией окружающей среды. • Постулаты (допущения, относящиеся к предмету изучения): 1. Именно поведение, а не гипотетическая душа (mind) или какой-то иной конструкт, поставляет нам данные, и именно к поведению следует обращаться в любом описании или анализе. 2. Формы поведения, в совокупности с неодушевленными предметами и внешними условиями, образуют организованные и самоподдерживающиеся паттерны, которые служат правомерной областью исследования. 3. Причины поведения лежат преимущественно в его «сеттинге» (единстве установочных параметров и внешних условий), а не в индивидуальных чертах. 4. Поведение и «сеттинг» взаимозависимы. 5. «Сеттинги» поведения не сводимы ни к какому другому уровню события. • Операционные принципы: 1. Выбор тем исследований определяется требующими изучения областями жизни и деятельности, а не положениями той или иной теории. 2. Сбор данных производится с атеоретической позиции, хотя их последующий анализ может проводиться на основе теории. 3. Наблюдение должно относиться к естественно происходящим событиям и, по возможности, не оказывать влияния на наблюдаемые явления. 4. Достоверное наблюдение требует размещения исследовательской базы в непосредственной близости от изучаемых «сеттингов»; она должна быть неотъемлемой частью существования интересующего исследователей сообщества (community). 5. Часто целесообразно продвигаться от «от сложного к простому». «Сложное» может представлять собой некую организацию, которая не могла бы быть выявлена при изучении отдельных частей или при попытке понять целое по его частям. 6. Для адекватного понимания взаимозависимостей и кумулятивных эффектов могут потребоваться длительные периоды наблюдения. 7. Результаты измерений, даже если они производились в минимальных масштабах и не обнаружили ярких эффектов, следует собирать и накапливать как индикаторы экологических отношений. ИССЛЕДОВАНИЯ Теория «комплектации»: переукомплектованность и недоукомплектованность Баркер изучал поведенческие сеттинги в маленьком городке штата Канзас, который он назвал Мид-вест (Midwest, Barker & Wright, 1955), а также в городке графства Йоркшир (Англия), который он назвал Йордэйл (Yoredale, Yorkshire, England, Barker & Schoggen, 1973). Жители Мидвеста участвовали в большем количестве сеттингов на человека, чем жители Йордэйла, и делали это чаще. Этот факт привел Баркера к ряду гипотез, связанных с последствиями переукомплектованности (overstaffing) и недоукомплектованности (understaffing) людьми (в более ранней терминологии — overmanning, undermanning) в поведенческих сеттингах. В случае недоукомплектованности, в отличие от переукомплектованности или оптимальной укомплектованности, теория предполагает следующее (в уточненной формулировке Баркера и Шоггена, Barker & Schoggen, 1973): Различия, связанные с задачей: • более напряженные усилия или большее количество часов, затрачиваемое на поддержание функционирования поведенческого сеттинга; • более частые и более интенсивные попытки противостоять факторам, угрожающим сеттингу; • более частые и более разнообразные попытки привести отклоняющееся поведение в соответствие с потребностями сеттинга; • большее количество обращений за помощью при выполнении задач, характерных для сеттинга; • каждый участник чаще занимает ответственные позиции; • каждый участник занят в выполнении более сложных, разнообразных и насущных задач. Психологические различия: • каждый участник ощущает большую ответственность и воспринимает свою работу как крайне важную; • каждый участник воспринимает как себя, так и других с точки зрения выполняемой работы, а не с точки зрения личностных характеристик; • большая обеспокоенность жизнеспособностью сеттинга; 200 • более сильное ощущение разносторонности; • менее критичное отношение к качеству работы других. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|