Аверьянов Л.Я. Социология. Искусство задавать вопросы.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 25052

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

На практике в процессе ответа может получиться так, что респондент отвечает дважды на один вопрос или вопрос содержит два ответа, когда тре-буется только один. Это происходит тогда, когда предлагаемые суждения, являющиеся выражением альтернатив исследуемого вопроса, имеют пересе-кающиеся объемы понятий. Например в вопросе "Бывают ли у Вас случаи опоздания на работу?" с альтернативами (бывают часто, бывают редко, не бывает), последние представлены в тестовой анкете в виде суждений:
У меня бывают довольно часто опоздания
на работу.......................................................... да нет
У меня бывают довольно редко опоздания
на работу........................................................... да нет
У меня не бывает опозданий на работу......... да нет
Представленные в различных частях анкеты данные суждения вос-принимаются респондентами как самостоятельные, не связанные одним во-просом. Лишенные возможности логического выбора, опрашиваемые нередко воспринимают их как однопорядковые - опоздания бывают и отвечают положительно на первую и на вторую альтернативы (в тестовой анкете - суждение). Особенно это касается альтернатив с трудно различимым объемом понятий. При ответах на суждения тестовой анкеты респондент, как правило, забывает, где и как он отвечал, какую альтернативу выбрал, и отвечает на следующую альтернативу как на совершенно самостоятельную. Не надо говорить, насколько сильно это искажает результаты опроса.
Для преодоления этих недостатков в тестовой анкете необходимо применять альтернативы со строго разделяющимися понятиями, как, напри-мер, в дихотомических вопросах с альтернативами "да" или "нет". Нельзя включать в вопрос альтернативы с промежуточными понятиями. Так, в вы-шеприведенном примере следует ограничиться только двумя альтернатива-ми "опоздания бывают" и "опозданий не бывает", исключив третью - "опоз-дания бывают редко". Только в этом случае можно добиться четкого разде-ления понятийного содержания суждений тестовой анкеты в ответах ре-спондентов. Тестовая анкета может быть использована только как одна из возможных методик (инструментария) снятия социологической информа-ции. Учитывая ее преимущества и недостатки, можно применять ее для ре-шения тех или иных специфических задач социологического исследования. Правда, можно соединять обычную, традиционную и тестовую анкеты, ис-пользуя преимущества той и другой. Но в каждом конкретном случае, в каждом конкретном исследовании социолог должен выбирать соответствующую поставленным задачам и целям исследования методику.
В принципе как традиционная, так и тестовая анкеты представляют собой лишь одну из возможных методик (инструментов) для снятия соци-альной информации. Их может быть много, и они весьма разнообразны по форме и по содержанию. Увеличивать количество методик и инструмента-рия, конечно, не является самоцелью. Каждая методика призвана решать специфические задачи, но учитывая, что этих задач весьма много и некото-рые из них требуют специальных инструментов, можно понять необходи-мость изобретения новых методик исследования.

Хаос вопросов со строгой логикой построения
Логика хаоса. Однажды произошел такой случай. В 1981 г. проводи-лось исследование по теме "Влияние удовлетворенности трудом на стабили-зацию трудового коллектива". В процессе работы заказчику была предо-ставлена для утверждения программа и методика исследования. Через неде-лю мы получили анкету, на которой через все поле было выведено: "Не под-совывайте мне несовершенную анкету!" Несмотря на столь категоричное заявление, это были еще цветочки. Ягодки нас ждали впереди. При встрече заказчик полностью вылил на нас свое негодование. Работа велась по хоздо-говору, и он считал себя вправе высказать все, что думал по этому поводу. "Мы платим Вам большие деньги, а Вы нам подсовываете всякую ерунду. В анкете нет никакой логики, никакой последовательности, вопросы прыгают с одной темы на другую, заполнить ее невозможно. Это какой-то хаос во-просов", - сказал он. Сам того не ведая, заказчик сформулировал одно из ос-новных правил построения методики социологического исследования "анкета - это хаос вопросов".
В самом деле, правильно составленная социологическая анкета оставляет именно такое впечатление: никакой логики в рассуждениях, от-сутствие последовательности в вопросах, непонятные переходы от одной темы к другой. Такая анкета часто раздражает несведущего человека. На са-мом деле ничего необычного здесь нет. В свободной беседе, например, мы довольно часто перескакиваем с одной темы на другую: говорим о погоде, о работе, о личных делах. И ни у кого это не вызывает неудобства, поскольку любая беседа строится в соответствии с логикой межличностного общения. Впрочем, любой печатный текст имеет свою внутреннюю логику, несмотря на иногда внешнюю несвязанность его структурных элементов. Однако в анкете, когда представляешь ее на обсуждение, нередко это вызывает удив-ление. Это происходит потому, что, как правило, внешнему взгляду не все-гда ясна внутренняя логика анкеты, т.е. кажется непонятным, зачем был за-дан тот или иной вопрос и каким образом вопросы связываются друг с дру-гом.
Чем объясняется такая внешняя непоследовательность вопросов по их содержанию? Можно построить анкету таким образом, чтобы она выгля-дела логически непротиворечивой и имела строгую последовательность од-нотипных по содержанию вопросов? Некоторые авторы по методике иссле-дования придерживаются именно такого метода построения анкеты, и смысл здесь безусловно имеется, о чем будет сказано дальше, но чаще всего этого не получается из-за ряда методических требований. Каких же именно требований.
Во-первых, логически построенная анкета (в данном случае речь идет о чисто внешней, визуальной, а не внутренней логике), когда один вопрос логически следует из другого или имеется их тематическая последователь-ность, иногда совершенно непреднамеренно может повлиять на чистоту от-ветов. Дело в том, что ответ на последующий вопрос может быть предопре-делен ответом на предыдущий. Как говорится, сказал "а", говори и "б". Ло-гическая система вопросов может спонтанно предопределить и логическую систему ответов респондентов.
В одном из исследований по изучению информированности населе-ния в анкете была сформулирована серия вопросов, касающихся использо-вания средств массовой информации: что и как часто читают, смотрят и ка-кие телевизионные передачи, слушают ли радио, читают ли газеты, и пр. Затем, сразу после этой серии вопросов следовал вопрос: "Откуда в основном Вы узнаете о последних событиях у нас в стране и за рубежом?" Варианты ответа: из официальных источников - радио, газеты, телевидение; из бесед с друзьями, знакомыми.
В результате опроса было получено, что примерно 70% респондентов узнают о последних событиях у нас в стране и за рубежом из специальных источников и 30% - из бесед с друзьями и знакомыми. И хотя первая цифра оказалась ниже, чем мы предполагали, тем не менее в принципе она не про-тиворечила нашим логическим рассуждениям и гипотезе исследования, со-гласно которой официальные каналы являются основным источником ин-формированности населения о событиях у нас в стране и за рубежом. Одна-ко второе исследование по этой же теме и на том же объекте, которое про-водилось практически сразу после первого, дало совсем другой результат. Данный вопрос был поставлен в анкете отдельно, будучи логически не свя-занным с предыдущими вопросами. Во втором исследовании только 42% опрошенных ответил, что они получают информацию в основном из официальных источников. Не вдаваясь в разбор всех тонкостей и сложностей взаимосвязи официальных и неофициальных каналов информации и их влиянии на уровень информированности населения, подчеркнем только тот факт, что определенная последовательность вопросов может оказать воздействие на исследование.
Во-вторых, изучая ту или иную проблему, мы естественно, касаемся ее различных аспектов. Например, выясняя причины разводов, социолог анализирует различные факторы, обусловливающие этот процесс: и лич-ностные характеристики супругов, и их материальное положение, и жилищ-ные условия и т.д. Соединенные в одной анкете, они, естественно, создают впечатление определенной хаотичности. "То вы задаете вопросы о любви, то о зарплате, какая между ними может быть связь?" - иногда спрашивают у социолога. Действительно, видимой внешней связи между этими факторами нет, связь эта заложена в исследовательской программе. Социолог знает, зачем и почему он задает тот или иной вопрос, какое место он занимает в системе анализа. Для непосвященных эта связь кажется непонятной, да ее и трудно уловить на основании анкетных вопросов.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Классическая (аналитическая) теория; classical (analytical) theory
  • Тест "Боги и Богини"
  • Симанов Л. Понятие состояние как философская категория.
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Личностные черты и покупательское поведение. Что ваши покупки говорят о вашей личности?
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Лаво Константин. Каналы восприятия информации в практике чтения раскладов
  • Бабушкин В. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
  • Эффект плацебо действует на биохимическом уровне
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Об анкетных методах исследования личности.
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Вытеснение, или репрессия; Repression; Repression
  • Принципы интерпретации рисунков.
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Рамиль Гарифуллин. Как распознать наркомана или алкоголика? Как определить наркозависимую личность
  • Наталья Грачева. Тема: «Удивительные свойства воды».
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Первушина М. Как распознать в кандидате проблемного человека?
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Цуканова Е. А. - Качественные методы познания в гуманитарных науках: исследование единичного случая
  • Сплетни полезны для коллектива?
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Персонификация; Personification; Personifikation
  • Как говорить с телом: алгоритм вопросов для работы с психосоматикой
  • Поповичев С.В. Легко солгать тяжело
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Энергия; Energy; Energie
  • Георгий Почепцов. Информационные кампании: от продажи зубной пасты до революции
  • Алекс Мома. Современные определения гностицизма
  • Редактор. Сценарий дня рождения на природе
  • К чему снится свадьба?
  • Происхождение понятия «аутизм».
  • Редактор. Мифы о близнецах
  • Притча «Корысть»
  • Анна Гаврилюк. Нужна ли честность в нашей жизни?
  • Бессознательное; Unconscious; Unbewusst; das Unbe-wusste
  • Что есть психоанализ наука или герменевтика
  • Психология убеждения. Ложные доводы
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Притча «Разнообразие»
  • Егор Горд. Три шага к обретению уверенности в себе
  • Притча «О вопросах»
  • Вспомогательная функция; Auxiliary function
  • Старовойтов В.В. Современный психоанализ - смена парадигмы мышления
  • Последствия отворота
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь