|
Карабанова Ольга Александровна. Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 117061
Автор: Карабанова Ольга Александровна.
Название: Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 230 • Возрастная психология. Конспект лекций
рыв. Кризис 30 лет, сопровождаемый высоким или умеренным стрессом, чувством утраты жизни и давления времени, находит разрешение в стремлении изменить жизнь «пока не поздно» и часто выражается в смене профессии, разводе, кардинальном изменении мировоззрения и жизненной философии. После прохождения кризиса 30 лет наступает фаза постановки и реализации жизненных целей, в которой личность, с одной стороны, стремится «вложить себя» как можно более полно в семью, работу, общество, дружбу, в свой личностный рост («сделать себя»), а с другой — стремится к независимости и самодостаточности в достижениях, карьере, привилегиях. Кризис 40-45 лет, тот самый «роковой» кризис середины жизни, связан с осознанием утраты молодости и конечности жизни и метафорическим «переводом движения стрелок» часов жизни. Если до кризиса время жизни отсчитывалось «от рождения», то теперь время начинает обратный счет «от конца» и осознается в терминах «время, которое мне еще осталось». В процессе кризиса 40-45 лет человек должен решить задачи создания новой жизненной структуры в новом пространстве построения временной перспективы и индивидуализации через интеграцию четырех полярностей. Первая полярность «молодость — старость» требует осознания себя в середине жизни, принятия «символической смерти молодости» и начала физического угасания, открытия и исследования новых возможностей; принятие ответственности за родителей; осознание смертности наряду с жаждой бессмертия в контексте непрерывности человеческого рода. Вторая полярность — «деструкция — креативность» — при ее позитивной интеграции приводит к росту желания продуктивности и обращения к творчеству. Третья полярность «маскулинность — фемининность» разрешается через развитие полоролевой идентичности в сторону андрогинности и поиск новых тендерных ролей. Четвертая полярность требует интеграции противоположности «привязанность — независимость» как усиления самодостаточности и автономии при расширении границ Я и доброжелательности к социальному окружению. Интерес исследователей к кризису «середины жизни» находит выражение в существовании различий в определении его границ и содержания. Например, кризис рассматривается пролонгированно (от 30 до 45 лет) как «десятилетие роковой черты», когда происходит осознание расхождения между мечтами и жизненными целями. Этот возраст называют возрастом «освобождения от иллюзий» и обращения к реальности [61]. Главными проблемами кризиса середины жизни являются убывание физических сил и возможно- Лекция 17. Зрелые возрасты ■ 231 стей, привлекательности; изменение роли сексуальности в построении отношений с партнером и развитие гибкости в столкновении с трудными жизненными событиями — смертью родителей, уходом из дома вырастающих детей. Еще одной проблемой является проблема выделения и описания психологических новообразований личностной сферы для зрелых возрастов. Представления о личности как о «психической окаменелости», где нет места изменениям и развитию, сегодня практически преодолены. Однако задача систематизации новообразований молодости, зрелости и старости по-прежнему сохраняет свою актуальность. 17.4. Развитие когнитивной сферы Существуют три основных модели описания происходящих в период взросления и старости изменений: модель необратимости утраты, регресса, упадка; модель, описывающая старение как упадок с компенсацией; модель, описывающая процесс старения как период, включающий динамику приобретения и потерь [7]. Наиболее обоснованной представляется третья модель, где с возрастом удельный вес потерь возрастает, а приобретений — уменьшается. Исследования динамики изменения когнитивных способностей с возрастом обнаруживают несостоятельность взглядов на умственное развитие как процесс стабильности и неизменности в зрелости, сменяющийся падением и регрессом в старости. Установлено, что интеллект является многомерным образованием, включающим различные формы. С возрастом наблюдается снижение операционно-дина-мического, подвижного интеллекта, ответственного за базовую переработку информации и установление отношений классификации, в то время как предметно-содержательный кристаллизованный интеллект не только сохраняет свой уровень, но и возрастает. Предметно-содержательный интеллект связан с функционированием опе-рационно-динамического интеллекта в контексте определенных знаний и жизненных ситуаций. Противоположно направленные изменения разных форм интеллекта результируются во внешней картине стабильности и неизменности интеллекта. В исследовании развития интеллекта К. Шайи [117] было проанализировано изменение способности к числовой комбинаторике, установлению пространственных отношений, логической индукции, классификации. Были получены доказательства того, что снижение интеллекта не является ли- 232 ■ Возрастная психология. Конспект лекций нейным. Наиболее очевиден регресс там, где для решения интеллектуальных задач оказываются необходимыми скорость реакции и участие сенсорных органов и мышечной активности. Факторами риска снижения интеллекта являются сердечно-сосудистые заболевания и депривация и ограничение общения и взаимодействия с социальным окружением. Сохранение активных форм деятельности и профессиональной практики предотвращает снижение интеллекта. Оказались велики как индивидуальные различия снижения интеллекта, связанные с состоянием здоровья, образованием, профессией, так и межкогортные различия. Полученные факты свидетельствуют в пользу того, что влияние культуры и исторического времени существенным образом определяет картину когнитивных изменений в период старения и старости. Регрессивные изменения могут быть компенсированы за счет высокой пластичности познавательной сферы человека. ^ Высокая пластичность развития основана на компенсации утраченных способностей. Резервы пластичности могут рассматриваться на трех уровнях: базовом уровне интеллектуальной деятельности человека; на уровне основного резерва возможностей, определяемого как «потолок исполнения», доступный при мобилизации всех основных ресурсов; на уровне резерва развития возможностей. Отметим, что возможности обучения и приобретения нового опыта достаточно велики в пожилом возрасте и старости. Результатом обучения оказывается увеличение основного резерва возможностей человека. Важнейшим психологическим новообразованием старости является мудрость, позволяющая решать жизненные задачи на основе достижения баланса между знаниями и опытом и определенной жизненной позицией доброжелательности и оптимизма. Понятие эффективного или успешного старения, развиваемое в последние годы в психологии, открывает новую перспективу развития в старости, когда снижение, регресс и упадок перестают быть синонимами старости. Вопросы для самопроверки 1. Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии. 2. Связь психологии развития и возрастной психологии с психологиче скими дисциплинами и другими науками. 3. Проблема метода исследования психического развития. Принципи альная ограниченность стратегии «срезов». 4. Соотношение понятий «рост, развитие, созревание». Основные харак теристики психического развития человека. 5. Эволюция детства в истории человечества. 6. Возраст и критерии его выделения. В чем различия хронологическо го (паспортного), биологического (органической зрелости), социально го и психологического возраста? 7. Как можно объяснить существование аналогий и параллелей в инди видуальном развитии человека и истории развития рода? 8. Различия в понимании роли среды в психическом развитии ребенка в бихевиоризме и в культурно-историческом подходе. 9. Роль созревания в психическом развитии человека в онтогенезе. 10. Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления (Ж. Пи аже, Л. С. Выготский). Современные подходы к пониманию феномена эгоцентрической речи. 11. Понятие эго-идентичности (Э. Эриксон). Статусы эго-идентичности и механизмы ее формирования. 12. Основные детерминанты интеллектуального развития в концепции Ж. Пиаже. 13. Периодизация стадий развития интеллекта в онтогенезе в концепции Ж. Пиаже. Понятие «операция». 14. «Феномен сохранения». Его теоретическая интерпретация в теории Ж. Пиаже и в исследованиях школы П. Я. Гальперина. 15. Специфика психического развития человека в онтогенезе. Роль при своения социально-исторического культурного опыта. 16. Соотношение социальной и органической (генетической) форм насле дования человеком видового опыта. Значение органической наслед ственности и процессов созревания для психического развития в он тогенезе. 17. Понятие высших психических функций: структура, свойства, гене зис. Закон развития высших психических функций (Л. С. Выгот ский). 18. Понятие психологического возраста. Социальная ситуация развития, возрастные психологические новообразования и динамика детского развития. 19. Психологическое содержание возрастных кризисов. 20. Вклад Л. С. Выготского в решение проблемы соотношения обучения и развития. 21. Теоретическое и практическое значения понятия «зона ближайшего развития». Способ измерения зоны ближайшего развития. 22. Социальная среда как источник психического развития ребенка. 234 ■ Возрастная психология. Конспект лекций 23. Деятельность как детерминанта психического развития в онтогенезе. Понятие ведущей деятельности. 24. Сравнительная характеристика двух подходов к организации практи ки воспитания ребенка — концепции искусственной акселерации и теории амплификации (А. В. Запорожец). 25. Проблема генезиса потребности ребенка в общении. Механизм воз никновения и развития новых форм общения. 26. Критерии построения периодизации психического развития ребенка в культурно-историческом подходе. 27. Особенности кризиса новорожденности. Критерии его завершения. 28. Проблема соотношения развития сенсорики и моторики в младенче стве. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|