Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 25948

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

дой фазы дается через указание на активность само исполнения. Выделены пять фаз жизненного пути личности с присущими им «всплесками» и «спадами» активности самоосуществления [259]. В концепции Ш.Бюлер, таким образом, указаны три особенности личности как субъекта жизни: интенциональная, телеологическая направленность активности, самоопределение по отношению к смыслу жизни и активность реализации этого смысла.
Прикоснувшись к гуманистически-экзистенциальной концепции Ш.Бюлер, вкратце проанализируем положения других гуманистически-ориентированных психологов. Особый интерес в связи с обсуждением концепции личности как субъекта жизни представляет психология человеческого бытия А.Маслоу. Как и все психологи гуманистического направления, А.Маслоу аксиоматизирует роль ценностей и смыслов для полнокровного функционирования и личностного роста человека. При аргументации «краеугольных» принципов психологии человеческого бытия он акцентирует тезис, что самым значимым для человека является ценностное измерение, в котором он черпает смыслы и ценности своего существования.
Психология человеческого бытия в редакции А.Маслоу небезразлична к содержанию смысла жизни. Нормальное развитие личности мыслимо только в том случае, если смысл ее жизни укоренен в высших, бытийных ценностях. В противном случае -при фрустрации базальных потребностей - личность обречена на метапатологии, которые представляют собой особые неврозы духовности. «Но сегодня уже не вызывает сомнений, что на неврозы следует смотреть как на расстройства духа, что, говоря о неврозах, следует обязательно иметь в виду такие вещи, как утрата человеком смысла существования, сомнения по поводу целей жизни, горе и злость по поводу неразделенной любви, переосмысление человеком своего жизненного пути, потерю мужества и надежд, неприятие самого себя, осознание того, что жизнь прожита напрасно, неспособность радоваться и любить и т.д.» [157, с. 44]. В психологии человеческого бытия Маслоу делает логическое ударение на то обстоятельство, что немаловажным фактором полноценного существования является осознанность смысла и абсолютных ценностей жизни. «Чем больше люди узнают о себе, чем больше они осознают себя, тем проще им принимать решения» [157, с. 40]. При этом функцию сознания Маслоу усматривает не в том, чтобы придумывать ценности, а в том, что-
210
бы их открывать как уже существующие в мире. «Ценности следует искать (раскрывать или обнаруживать), а не изобретать, конструировать или создавать» [157, с. 162].
Изучая «самоактуализирующихся людей» - тех, которые сумели повернуть свою жизнь в конструктивное русло, А.Маслоу заметил, что их восприятие реальности и руководящие принципы поведения до предела нагружены ценностями и смыслами. Для них «когнитивный процесс становится одновременно и процессом определения ценностей. То, что существует, принимает свойства должного. Факты становятся оценками. Реальный мир, увиденный и понятый, превращается в мир ценимый и желанный. Мир, который «есть», становится миром, который «должен быть» [157, с. 121-122]. Согласно Маслоу, способность человека услышать «ценностный зов долженствования», «воспринять действительное сквозь призму ценностного» поднимает его над обстоятельствами собственной жизни.
Кстати отметить, что другие гуманистические психологи также делают акцент на необходимости для личности «ценностного взгляда» на окружающую действительность и индивидуальную жизнь. Г.Олпорт, например, настаивает на том, что зрелый человек должен обладать цельной жизненной философией, которая программирует систему его жизненных ценностей и «озаряет» объединяющим смыслом все его поступки [257]. Кроме того, Г.Олпорт склоняется к убеждению, что жизнь зрелой личности организована скорее по проактивному, нежели по реактивному принципу. Это означает, что взрослый человек движим осознанной и отнесенной в будущее мотивацией, и не побуждается бессознательными страстями детского периода и стимулами внешней среды. Проактив-ность человеческого существования выражается в том, что люди «стараются не только сохранить свою жизнь, сколько стремятся сделать ее осмысленной» [256, р. 180]. «Ддром» психологической структуры личности, по мнению Г.Олпорта, является проприум, или самость. Этой составляющей личности приписывается функция программирования жизненных целей и идеалов, планирования жизненных событий, консолидации личностной идентичности. Важной и наиболее онтогенетически поздней частью проприума выступают «собственные стремления», которые стимулируют процессы актуализации личности и индивидуализации ее жизненного пути. Г.Олпорт отмечает, что собственные стремления отражают внутреннюю логику, которую личность намеревается при-
211
дать собственной жизни. Реализация собственных стремлений -единственно верный путь к функциональной автономии, в которой заключена целостность и независимость личности [257].
Таким образом, с точки зрения гуманистических психологов личность как субъект жизни характеризуется выраженной ориентацией на ценности и смысл жизни при осуществлении жизнедеятельности, глубоким уровнем понимания смысла жизни и самопонимания (цельной жизненной философией), приоритетом бытийных общечеловеческих ценностей над естественными потребностями в структуре смысла жизни, перспективной направленностью мотивов, составляющих смысл жизни.
В плеяду гуманистических психологов, посвятивших свои труды проблеме саморазвития и самодетерминации личности, следует поместить также известного немецкого ученого Х.Томе. На базе результатов многолетних медико-психологических лонгитю-дов и критической интеграции достижений «психологии жизненного развития» им разработана «биографически фундированная когнитивная теория личности». Концептуальный аппарат данной теории синтезирует идеи гуманистической, когнитивной, экзистенциальной психологии с положениями одного из наиболее популярных направлений современной психологии жизненного пути - направления саморазвития. Теория личности Х.Томе унаследовала основной методологический пафос данного направления: личность является инициатором, творцом и регулировщиком своего развития, детерминантой индивидуального жизненного пути [107, с. 225]. При построении оригинальной теории личности и ее жизненного пути Х.Томе полемизирует с биологизаторскими и социологиза-торскими направлениями в психологии развития, считая, что формирование личности осуществляется в процессе ее активного взаимодействия с социальным окружением и объективными обстоятельствами жизненного пути [217, с. 175]. Утверждается, что личность не программируется генетической наследственностью и не чеканится социальной ситуацией развития, равно как не зависит от превратностей детского возраста. Наиболее рельефно активный характер личностного развития выдается в юношеском возрасте, психологию которого Х.Томэ предлагает исследовать сквозь призму теории «тематического структурирования». Согласно данной теории, доминирующие ценности, из которых сконструирован смысл жизни индивида, задают вектор развития его личности, а также способ перцепции и когнитивной репрезентации жизненных событий [217, с. 182]. Юношеский возраст явля-
212
ется переломным периодом личностного развития, во время которого происходит выбор индивидуального стиля регулирования жизни. Первоначально Х.Томе дифференцировал два противоположных жизненных стиля - «гомеостатический» и «творчески ориентированный» [217, с. 182 - 182]. Если гомеостатическая «тематика бытия» предполагает стремление индивида к равновесию со средой, пассивное приспособление к ней, то творчески ориентированная «тематика бытия» имеет под собой функциональную автономию индивида от жизненных обстоятельств и «импровизирующий» образ жизни. В этом теоретическом различении угадывается оппозиция свойств личности как субъекта и не субъекта жизни. В более поздних исследованиях Х.Томе эту контрастную дихотомию разбавил двумя промежуточными стилями жизни [25, с. 12]. С точки зрения исследователя жизненные стили объективно отличаются отношением личности к временному измерению своего жизненного мира, его ценностно-смысловым содержанием и индивидуальной мерой напряженности усилий по реализации жизненных ценностей. Результаты лонгитюдных исследований показывают, что творчески ориентированный стиль жизни корреспондирует с общечеловеческими ценностями, которые, тем не менее, вариативны и испытывают влияние исторической эпохи, широкой временной перспективой и активными «техниками бытия» [25, с. 12]. Предложенная классификация жизненных стилей представляется продуктивной применительно к целям психобиографических исследований и, по мнению Х.Томе, обусловливает возможность типологического подхода к личности как источнику и «двигателю» собственного развития.
Значимые особенности личности как субъекта жизни можно экстрагировать из положений экзистенциальной психологии, которая занимается основной «человеческой дилеммой» - проблемой соотношения личностной свободы и судьбы [273; 276]. Психологи экзистенциального направления солидарно отвергают каузальную детерминацию личностной активности, поскольку причинное объяснение страдает механистичностью и физикализмом [216, с. 199]. Вместо каузальной схемы превозносится телеологическая схема детерминации личностной активности, где в качестве центрального объяснительного конструкта фигурирует «интенциональ-ность», а формообразующим модусом человеческого бытия объявляется будущее. С точки зрения Р.Мэя - основоположника экзистенциальной психологии - человеческое существование ин-тенционально, то есть ориентировано на смыслы и ценности, что
213



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Людмила Анатольевна Панова. Развитие самостоятельной познавательной активности детей через проектную деятельность
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Земскова Надежда Александровна. Ознакомление детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Смирнова Марина Николаевна. Статья «Игровая самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развитие и поддержка детской творческой активности»
  • Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности
  • Ванцына Наталья Витальевна. Доклад на тему: «Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ в соответствии ФГОС»
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье школьников
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Кекенджинова Эльвира Очировна. Доклад на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Габайдуллина Алена Владимировна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности
  • Сафиуллина Динара Рафаэловна. Использование проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Гулюза Хазиева. Отчет по самообразованию
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Зюзина Алена Ильинична, Мащук Татьяна Николаевна. РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ АКТИВНОЙ ИГРОВОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. План по самообразованию «Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания»
  • Полина Евдокимова. Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка
  • Ледовских Марина Александровна. Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Не огнем горит она, батарейками полна»
  • Шестовских Анастасия. Влияние предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста
  • Конструктивное
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Вохмянина Наталья Сергеевна. Организация простейших опытов в процессе исследовательской деятельности с детьми 3-4 лет
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Савельева Галина Сергеевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
  • Кальчик Лариса Александровна. Как развить творческие способностей у детей дошкольного возраста через театральную и досуговую деятельность
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания
  • Емельянова Наталья Александровна. Конспект образовательной деятельности «Превращения воды»
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь