Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. Учебное пособие для вузов.

Категория: Библиотека » Социальная психология | Просмотров: 41158

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Глава 4. Процесс группового функционирования
♦ поведенческоя совместимость — предполагается, что определенные личностные свойства партнеров по взаимодействию детерминируют типичные поведенческие модели, способные продуцировать либо совместимость, либо несовместимость между ними.
Конечно, приведенная выше классификация в значительной мере условна, поскольку, как показывает специальный анализ большого числа охватываемых ею экспериментальных работ [Кри-чевский, 1979], о совместимости или несовместимости потребностей членов группы принято судить главным образом по разнообразным их поведенческим проявлениям. Поэтому если и говорить о целесообразности обсуждаемой типологии совместимости, то скорее всего лишь потому, что она способствует лучшей организации эмпирического материала.
Правда, стоит отметить, что в рамках потребностной совместимости можно выделить несколько исследований, несомненно, относящихся к социально-психологической классике. Это прежде всего — теория интерперсональных отношений^'. Шутца [Schutz, 1958], основной пафос которой состоит в утверждении обусловленности межличностного поведения индивидуальными ориентациями людей.
Согласно этой теории, каждый человек строит свои отношения с другими людьми, используя типичные для него модели межличностной ориентации. В основе подобных моделей лежат три фундаментальные интерперсональные потребности:
♦ включенность — характеризуется стремлением устанавливать и сохранять благоприятные отношения с другими людьми;
♦ контроль — диапазон ее функционирования варьирует от желания доминировать, влиять на других до желания быть контролируемым;
♦ любовь — характеризует желание быть нравящимся и любимым и отражается в теплых эмоциональных связях, возникающих между людьми.
Разнообразные сочетания этих потребностей, реализующиеся в специфических моделях межличностного поведения, имеют своим следствием три типа совместимости:
♦ взаимообменную — относится к взаимному проявлению любви, контроля и включенности;
♦ инициаторную — основывается на принципе комплементарное™, т.е. дополнительности: в этом случае один из членов диады
194
Межличностные отношения в групповом процессе
выступает в качестве субъекта инициативы, а другой является ее объектом;
♦ реципрокную — характеризуется степенью, в которой проявление каждым субъектом контроля, включенности или любви отвечает желаниям других людей относительно соответствующей потребности ой сферы.
Наряду с теоретической моделью У. Шутцем разработаны весьма популярные за рубежом специальные измерительные шкалы (они переведены на русский язык), позволяющие проводить исследования сравнительного и прогностического плана. В ходе этих довольно многочисленных исследований была установлена позитивная связь совместимости членов группы с их продуктивностью, сплоченностью и стремлением к дальнейшим личным контактам.
Подход У. Шутца стимулировал множество разработок в области межличностной совместимости и применительно к ней до сих пор является, пожалуй, наиболее ярким примером эмпирико-при-кладного воплощения научных идей. Другое дело, насколько адекватен этот подход существу изучаемого явления. Критические соображения на этот счет, равно как и более подробное описание работ У. Шутца и его последователей, читатель может найти в специальной публикации [Кричевский, 1979].
Из работ, выполненных в рамках потребностной совместимости, назовем также выдвинутую много лет назад гипотезу компле-ментарности Р. Винча. Гипотеза предполагает, что совместимость людей базируется на принципе взаимодополнительности их потребностей. Согласно Р. Винчу, диада совместима, если один из ее членов склонен, например, к доминированию, лидированию, а другой — к подчинению, принятию роли ведомого. Ученый проводил свои исследования в супружеских парах. Однако в дальнейшем его идеи нашли приложение в работе с многими иными типами диад, хотя далеко не всегда имели однозначную эмпирическую поддержку [подробнее см. Кричевский, 1979].
Другая классификация исследований в области психологической совместимости разработана Н. Н. и А. Н. Обозовыми [Обозов и Обозова, 1981]. Они описали следующие три подхода к изучению этого феномена:
♦ структурный — в соответствии с ним совместимость рассматривается как сходство или различие индивидно-личностных характеристик партнеров;
195
13*
Глава 4. Процесс группового функционирования
♦ функциональный — совместимость рассматривается как результат согласования внутригрупповых функций, или ролей, партнеров;
♦ адаптивный — в этом случае речь идет не столько о самой совместимости, сколько о ее последствиях в виде развертывающихся между партнерами межличностных отношений.
Только что приведенная классификационная схема позволяет, на наш взгляд, более дифференцированно, нежели это имеет место у М. Шоу, подойти к обсуждению совместимости. Причем безусловно полезным моментом в построении схемы является включение в нее функционального, т.е. по существу деятельностного аспекта совместимости, хотя и рассматриваемого авторами в одном ряду с другими возможными планами анализа этого феномена. К сожалению, однако, авторы, как и М. Шоу, выводят свою схему, основываясь на уже описанных в литературе исследованиях, иными словами, их схема носит своего рода индуктивный характер. Между тем обращение к методологическим средствам анализа групповых феноменов (в частности, использование отдельных изложенных в 1.3 методологических принципов исследования малой группы) позволяет очертить своеобразный дедуктивный путь изучения совместимости, предполагающий априорное выделение возможных исследовательских линий или во всяком случае наиболее существенных из них.
В качестве попытки такого рода подхода приведем разработанную одним из нас совместно с И. Б. Антоновой [Кричевский и Антонова, 1980] схему изучения межличностной совместимости в малой группе. Основываясь на положениях, вытекающих из анализа реализации принципа деятельности в исследовании социальной группы (см. 1.3), было решено рассматривать совместимость в связи с двумя основными типами групповой деятельности:
♦ инструментальным (деловая, трудовая сфера групповой активности);
♦ эмоциональным, или экспрессивным (сфера внутригруппо-вого общения).
В соответствии с первым из них можно говорить о совместимости индивидов в сфере деловой активности группы, в соответствии со вторым — о совместимости индивидов в сфере внутри-группового общения. Поскольку, однако, последнее может выступать и в качестве самостоятельной активности, и в связи с
196

Межличностные отношения в групповом процессе
реализацией инструментальной деятельности, правомерно, по-видимому, говорить о двух аспектах изучения совместимости в межличностном общении:
♦ в автономных, независимых его проявлениях (т.е. в так называемом «свободном» общении);
♦ в тех его формах, которые сопутствуют развертывающейся инструментальной активности, как бы обслуживают ее (т.е. в своего рода инструментальном, деловом общении).
Подобная логика рассуждения получила подтверждение в эмпирическом исследовании, в котором моделью малой группы явились спортивные команды в игровых дисциплинах (баскетбол, волейбол, гандбол). В них совместимость спортсменов, измерявшаяся посредством специально сконструированных оценочных шкал и модификаций социометрического теста, выявлялась как в игровой деятельности, так и в игровом и внеигровом общении [Кричевс-кий и Антонова, 1980; Кричевский и Рыжак, 1985].
Наряду с формулированием исходного теоретического основания работы (что стало возможным, как отмечалось выше, вследствие апелляции к принципу деятельности) в ней была предпринята попытка (опять-таки используя соответствующие методологические средства) показать системный характер совместимости, обратившись к такому, например, признаку системности, как многомерность. Действительно, полученные данные позволяют рассматривать межличностную совместимость как многомерный феномен. Это особенно заметно в игровой деятельности спортсменов. В ней можно выделить как минимум четыре плана (измерения) совместимости:
♦ совместимость, основывающуюся на сыгранности, сработанности партнеров — обусловлена длительным, иногда многолетним их взаимодействием;
♦ операционально-ролевую совместимость — в ее основе лежит хорошее понимание партнерами замыслов и действий друг друга в различных игровых эпизодах безотносительно к продолжительности предварительных совместных тренировок;
♦ совместимость в личностных чертах — основывается на взаимном соответствии личностных черт партнеров;
♦ совместимость в игровом общении — проявляется в удовлетворенности партнеров межличностными отношениями, складывающимися между ними в ситуациях спортивной деятельности.
197



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Гришина Н.В. Психология конфликта
  • Конфликт. Эффективное разрешение конфликта
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Касенова София Маратовна. «Игровая терапия как средство развития межличностных отношений школьников».
  • Красильникова Сауле Тлектесовна. Конспект совместной деятельности с детьми средней группы «Моя семья»
  • Четыре сферы переработки психосоматического конфликта с позиции Носсрата Пезешкиана
  • Васильева Галина Валерьевна. Авторская программа по детским конфликтам 'Давайте жить дружно'
  • Фопель К. Этапы развития группы
  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Конфликт; conflict
  • Общие принципы организации службы медиации в школе
  • Организация групповой работы занятий "Детское общество"
  • Внутрипсихический конфликт с позиции Курта Левина
  • Конфликт; Conflict; Konflikt
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Якимова Т.В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Шумакова Галина Анатольевна. Игры для развития памяти у дошкольников
  • Мамасуева Юлия Николаевна. Интерактивные игры – как средство по взаимодействию с родителями
  • Социометрический статус и самооценка
  • Хазова Наталья Дмитриевна. Обобщение опыта по теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство обучения детей дошкольного возраста»
  • Игра, как способ социального взаимодействия.
  • Алёшина Наталья Александровна. Профессиональные конфликты: понятие, причины возникновения и диагностические методы изучения конфликтов
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Стрелкина Ольга. Семейные игры в трансактном анализе
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Враждующие братья; Hostile brothers; Feinde Gebru-der
  • Маунтин Анита, Дэвидсон Крис. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Малых Светлана Владимировна. Занятие у психолога "Подросток и конфликт"
  • Наталья Качанова. Конфликты на работе — выход на новый виток развития?
  • Бондаренко Инна Юрьевна. Тренинг: «Конфликт и пути его разрешения»
  • Красильникова Марина Григорьевна. Причины возникновения конфликтов у дошкольников
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Голубева Нина. Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Наталья Панькова. КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Кашапова Екатерина Михайловна. Тема: «Игровые технологии в ДОУ»
  • Татьяна Алексеева. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с младшим дошкольником в процессе игровой деятельности
  • Соковнина М.С. Анализ коммуникаций в группах и организациях с помощью опросника К.Томаса (в концептуальных моделях ТА)
  • Горбатенко А.С. Системная концепция психики и общей психологии после теории деятельности.
  • «Администратор гостиницы».
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Завершение". ЗАНЯТИЕ 5
  • Наталия Романовская. «Потенциал дидактической игры в развитии математической речи детей дошкольного возраста группы ЗПР».
  • Гусарова Марина Сергеевна. Особенности игры современных дошкольников
  • Игры, в которые играют семейные пары
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Пичужкина Татьяна Ивановна. Игра-драматизация р.н. с. «Волк и семеро козлят» с элементами сюжетно-ролевой игры «Полиция».
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь