Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52333

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Одной из серьезных проблем, встающих перед исследователями стресса, является отсутствие обобщенной концептуальной схемы в этой области знаний. Большинство ранних исследований стресса базировалось на двух источниках: сведений из медицинской литературы, предназначенной для нужд промышленности! а также предположения о том, что при деятельности, выполняемой именно в специфических, экстремальных ситуациях, например на поле боя, основные болезни, утраты и т.п., вызываемые стрессом, наиболее тяжело про-
179
J2*
являются в физических или психических симптомах. Первые были, скорее, интуитивны, чем опирались на доказанные факты.
В последние 10-15 лет были предприняты определенные попытки более систематичного рассмотрения причин управленческого стресса, Cooper & Marshall (1976) предложили схему, обобщившую находки этой новой волны исследований. В этой работе многое связано со стрессом, переживаемым руководителями организаций. Вместе с тем, анализ проведенных в этой области исследований показал, что большинство факторов, обсуждаемых при анализе управленческого стресса, применимы'к трудовой деятельности в целом. На основе различных теорий и исследований, принадлежащих к разным отраслям знаний (медицине, психологии, наукам об управлении и т.п.), отраженных в научной и практической литературе, получен перечень из более чем 40 взаимодействующих факторов, которые могут приводить к управленческому стрессу. На его основе было выделено семь основных категорий стресса. На рис.1 представлена попытка изобразить это схематически. Ниже будут рассмотрены выделенные категории в их естественном развитии.
Факторы, связанные с трудовой деятельностью
Основным направлением работы исследователей в реальных условиях, особенно на производстве, является выявление факторов, связанных с трудовой деятельностью. Стресс может вызываться избытком или дефицитом работы, нехваткой времени и длительными паузами, необходимостью принимать слишком много решений, утомлением, физическими характеристиками окружающей среды (например при работе на сборочной линии), чрезмерными перемещениями, большой длительностью работы, необходимостью справляться с изменениями в работе и ценой ошибки, материальной или профессиональной (Kearns, 1973). Можно заметить, что для ряда людей шобая деятельность в определенных условиях может быть источником напряжения. Основное внимание исследователей этого направления связано с двумя факторами (остальные факторы являются, скорее, гипотетическими, чем доказанными источниками стресса) - это условия труда и рабочая нагрузка.
Условия труда
Значительное число работ связывает условия конкретной деятельности с физическим и психическим здоровьем. Например, плохое состояние психического.здоровья прямо зависит от тяжелых условий труда, необходимости работать быстро и затрачивать много физических усилий, от чрезмерной длительности или неудобства рабочего режима (Kornhauser, 1965). Физическое здоровье (Marcson, I970) также подвержено отрицательному влиянию повторяющихся небла-
130
Рис* 1. Источники управленческого стресса

гоприятных воздействий окружающей среды. Так, из 150 больных стенокардией в выборке более чем из 4000 промышленных рабочих Берлина подавляющее большинство работало на конвейере (Kritsikis etal., 1968).
Рабочие перегрузки
Для руководителей более значимым раздражителем являются профессиональные перегрузки. French & Caplan (1973) ввели понятие количественной и качественной перегрузки. Первая связана с наличием "слишком большого количества работы"* вторая - с тем, что работа "слишком сложная". (Предполагалось, что количественная и качественная недогрузка также является потенциальным источником стресса, но это предположение слабо подтверждено результатами исследований). Выдвинута гипотеза (Miller, 1960), что в большинстве систем перегрузка ведет к деструкции вне зависимости от того, связана ли она с единичным биологическим звеном или руководителем организации. Это может проявляться во вторичных факторах риска, например в курении (важный фактор риска или симптом ИБС). Люди, имеющие больше телефонных контактов, служебных встреч и встреч в единицу рабочего времени, выкуривают значительно большее число сигарет, чем люди с меньшей нагрузкой по этим факторам. Так, из 100 молодых пациентов с сердечными нарушениями 25% работали на двух работах, которые требовали (и это прямо касается профессиональных перегрузок) 60 и более рабочих часов в неделю* В этой группе продолжительная эмоциональная нагрузка предшествовала 91% сердечных приступов. Сходная реакция наблюдалась только у 20% испытуемых контрольной группы. Наблюдается зависимость между продолжительностью рабочего дня и смертью от ИБС, Так, в легкой промышленности Калифорнии рабочие в возрасте до 45 лет, занятые более 48 часов в неделю, подвержены вдвое большему риску умереть от ИБС, чем такие же рабочие, но с нагрузкой 40 и меньше часов.
Перегрузка многими нитями связана с проявлениями стресса: пьянство, прогулы, низкая мотивированность труда, пониженное самоуважение и отсутствие поддержки нанимателей.
"Качественные11 перегрузки также являются источником стресса, причем особенно сильно это проявляется в сфере управления. Исследование качественных и количественных аспектов перегрузки с помощью опросников, интервью, медицинских обследований на выборке из 122 уьшверситетских администраторов и профессоров и выявило, что такой симптом стресса, как низкая самооценка, связан с перегрузками, но его проявления в двух профессиональных группах были различны. Оказалось, что количественная перегрузка слабо связана с низким уровнем самооценки у администраторов, но суще-
182
ственна для профессоров. Чем более высокого качества работы ожидали от профессора, тем ниже был уровень самооценки.
Качественные и количественные перегрузки отражаются на уровне притязаний, причем при повышении квалификации уровень притязаний имел высокий коэффициент корреляции с показателем кислотности мочи-French & Caplan (1973), обобщая данные ряда исследований, выделили, по крайней мере, девять различных симптомов психологической и физиологической напряженности, связанных с количествен-ной и качественной перегрузкой: отсутствие удовлетворенности трудом, трудовая напряженность, низкий уровень самооценки, агрессивность, ощущение дискомфорта, высокий уровень холестерина в крови, повышение частоты сердечных сокращений, изменения КГР и увеличение дозы курения. Анализ этих данных показал, что нельзя забывать о взаимосвязи трудовой деятельности с субъектом труда. Объективно существующие трудовые нагрузки не могут рассматриваться в отрыве от индивидуальных и личностных особенностей от^ дельного человека, будь то руководитель или подчиненный.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тихонов В. Теория ошибок.
  • 10 главных ошибок в жизни
  • Цыбулько И.П. ЕГЭ 2013. Русский язык. Задания, решения, типичные ошибки
  • Выборнов А.В. Словарь типичных ошибок английского языка
  • Интерпретация; interpretation
  • Притча «Не казни себя»
  • Дубнов Я.С. Ошибки в геометрических доказательствах
  • Бабанская Татьяна Сергеевна. Ошибки взрослых при обучении детей основам безопасности.
  • Голомб А. Как мы объясняем свои ошибки: контрперенос, проекции и отторжение
  • Самусенко А.В., Казаченок В.В. Математика. Типичные ошибки абитуриентов
  • Притча «Информационный наставник»
  • К чему снятся осы
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Корректурная проба – метод диагностики внимания (инструмент школьного психолога).
  • Восемь подсознательных ошибок мозга и как их избежать
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Райх В. О технике интерпретации и анализа сопротивления
  • Почему с возрастом сложнее подбирать слова?
  • Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. Вопросы и задачи по физике. (Анализ характерных ошибок поступающих во втузы.)
  • К чему снятся блохи
  • Блаватская Е.П. Является ли самоубийство преступлением?
  • К чему снится ругаться
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Вопросы, которые может оказаться полезным задать если вы проходите собеседование при приеме на работу
  • Психолог - профориентация школьника, выбор профессии
  • Психологические ловушки и как их избежать
  • Сидоров Д.В. Розничные сети. Секреты эффективности и типичные ошибки при работе с ними
  • Слухи. Почему верят слухам.
  • К чему снится комната
  • Тип; Туре
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Гринсон Ральф Ромео - Техника и практика психоанализа
  • Шпет Г. СОЗНАНИЕ И ЕГО СОБСТВЕННИК
  • Козлова М.Ф.. Формирование лексических средств языка в работе с детьми с ОНР посредством синквейна
  • Цуканова Е. А. - Качественные методы познания в гуманитарных науках: исследование единичного случая
  • Когда бедные и богатые сотрудничают
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • К чему снится зеркало?
  • К чему снятся глаза?
  • Кое-что об отношениях людей
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Девятова Н.М., Геймбух Е.Ю. ЕГЭ. Русский язык. Типичные ошибки
  • Ищенко Лилия. Педагогический проект месяца по реализации задач образовательной области: «Безопасность»
  • К чему снится любимый человек
  • Симбиоз; Symbiosis



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь