Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52705

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Одной из серьезных проблем, встающих перед исследователями стресса, является отсутствие обобщенной концептуальной схемы в этой области знаний. Большинство ранних исследований стресса базировалось на двух источниках: сведений из медицинской литературы, предназначенной для нужд промышленности! а также предположения о том, что при деятельности, выполняемой именно в специфических, экстремальных ситуациях, например на поле боя, основные болезни, утраты и т.п., вызываемые стрессом, наиболее тяжело про-
179
J2*
являются в физических или психических симптомах. Первые были, скорее, интуитивны, чем опирались на доказанные факты.
В последние 10-15 лет были предприняты определенные попытки более систематичного рассмотрения причин управленческого стресса, Cooper & Marshall (1976) предложили схему, обобщившую находки этой новой волны исследований. В этой работе многое связано со стрессом, переживаемым руководителями организаций. Вместе с тем, анализ проведенных в этой области исследований показал, что большинство факторов, обсуждаемых при анализе управленческого стресса, применимы'к трудовой деятельности в целом. На основе различных теорий и исследований, принадлежащих к разным отраслям знаний (медицине, психологии, наукам об управлении и т.п.), отраженных в научной и практической литературе, получен перечень из более чем 40 взаимодействующих факторов, которые могут приводить к управленческому стрессу. На его основе было выделено семь основных категорий стресса. На рис.1 представлена попытка изобразить это схематически. Ниже будут рассмотрены выделенные категории в их естественном развитии.
Факторы, связанные с трудовой деятельностью
Основным направлением работы исследователей в реальных условиях, особенно на производстве, является выявление факторов, связанных с трудовой деятельностью. Стресс может вызываться избытком или дефицитом работы, нехваткой времени и длительными паузами, необходимостью принимать слишком много решений, утомлением, физическими характеристиками окружающей среды (например при работе на сборочной линии), чрезмерными перемещениями, большой длительностью работы, необходимостью справляться с изменениями в работе и ценой ошибки, материальной или профессиональной (Kearns, 1973). Можно заметить, что для ряда людей шобая деятельность в определенных условиях может быть источником напряжения. Основное внимание исследователей этого направления связано с двумя факторами (остальные факторы являются, скорее, гипотетическими, чем доказанными источниками стресса) - это условия труда и рабочая нагрузка.
Условия труда
Значительное число работ связывает условия конкретной деятельности с физическим и психическим здоровьем. Например, плохое состояние психического.здоровья прямо зависит от тяжелых условий труда, необходимости работать быстро и затрачивать много физических усилий, от чрезмерной длительности или неудобства рабочего режима (Kornhauser, 1965). Физическое здоровье (Marcson, I970) также подвержено отрицательному влиянию повторяющихся небла-
130
Рис* 1. Источники управленческого стресса

гоприятных воздействий окружающей среды. Так, из 150 больных стенокардией в выборке более чем из 4000 промышленных рабочих Берлина подавляющее большинство работало на конвейере (Kritsikis etal., 1968).
Рабочие перегрузки
Для руководителей более значимым раздражителем являются профессиональные перегрузки. French & Caplan (1973) ввели понятие количественной и качественной перегрузки. Первая связана с наличием "слишком большого количества работы"* вторая - с тем, что работа "слишком сложная". (Предполагалось, что количественная и качественная недогрузка также является потенциальным источником стресса, но это предположение слабо подтверждено результатами исследований). Выдвинута гипотеза (Miller, 1960), что в большинстве систем перегрузка ведет к деструкции вне зависимости от того, связана ли она с единичным биологическим звеном или руководителем организации. Это может проявляться во вторичных факторах риска, например в курении (важный фактор риска или симптом ИБС). Люди, имеющие больше телефонных контактов, служебных встреч и встреч в единицу рабочего времени, выкуривают значительно большее число сигарет, чем люди с меньшей нагрузкой по этим факторам. Так, из 100 молодых пациентов с сердечными нарушениями 25% работали на двух работах, которые требовали (и это прямо касается профессиональных перегрузок) 60 и более рабочих часов в неделю* В этой группе продолжительная эмоциональная нагрузка предшествовала 91% сердечных приступов. Сходная реакция наблюдалась только у 20% испытуемых контрольной группы. Наблюдается зависимость между продолжительностью рабочего дня и смертью от ИБС, Так, в легкой промышленности Калифорнии рабочие в возрасте до 45 лет, занятые более 48 часов в неделю, подвержены вдвое большему риску умереть от ИБС, чем такие же рабочие, но с нагрузкой 40 и меньше часов.
Перегрузка многими нитями связана с проявлениями стресса: пьянство, прогулы, низкая мотивированность труда, пониженное самоуважение и отсутствие поддержки нанимателей.
"Качественные11 перегрузки также являются источником стресса, причем особенно сильно это проявляется в сфере управления. Исследование качественных и количественных аспектов перегрузки с помощью опросников, интервью, медицинских обследований на выборке из 122 уьшверситетских администраторов и профессоров и выявило, что такой симптом стресса, как низкая самооценка, связан с перегрузками, но его проявления в двух профессиональных группах были различны. Оказалось, что количественная перегрузка слабо связана с низким уровнем самооценки у администраторов, но суще-
182
ственна для профессоров. Чем более высокого качества работы ожидали от профессора, тем ниже был уровень самооценки.
Качественные и количественные перегрузки отражаются на уровне притязаний, причем при повышении квалификации уровень притязаний имел высокий коэффициент корреляции с показателем кислотности мочи-French & Caplan (1973), обобщая данные ряда исследований, выделили, по крайней мере, девять различных симптомов психологической и физиологической напряженности, связанных с количествен-ной и качественной перегрузкой: отсутствие удовлетворенности трудом, трудовая напряженность, низкий уровень самооценки, агрессивность, ощущение дискомфорта, высокий уровень холестерина в крови, повышение частоты сердечных сокращений, изменения КГР и увеличение дозы курения. Анализ этих данных показал, что нельзя забывать о взаимосвязи трудовой деятельности с субъектом труда. Объективно существующие трудовые нагрузки не могут рассматриваться в отрыве от индивидуальных и личностных особенностей от^ дельного человека, будь то руководитель или подчиненный.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Цанава О.В. Использование Шкалы общей оценки функционирования для диагностической оценки и планирования психотерапии
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Коропец З.Л., Коропец А.А., Алексеева Т.А. Математика. Нестандартные методы решения неравенств и их систем
  • Полицинский Е.В. и др. Задачи и задания по физике. Методы решения задач и организация деятельности по их решению
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Трофимова Е.В., Языканова Е.В. ВСОКО. Литературное чтение. 3 класс. Внутренняя система оценки качества образования
  • Василевская Е.И., Свиридова Т.В. Методы решения задач по общей химии
  • Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления
  • Барлас Т.В. Психодиагностическое обследование: Потенциал для консультирования и психотерапии
  • Федунина Н.Ю. Многоуровневая модель оценки эффективности работы ТД
  • Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управленческие решения (методы принятия и реализации)
  • Две основные группы психокоррекционных методов в телесно-ориентированной психотерапии.
  • Тихомиров Н.П., Дорохина Е.Ю. Эконометрика
  • Индивидуальный подход к ученику на основе дифференцированного обучения
  • Габович И. Г. Алгоритмический подход к решению геометрических задач
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Кучарина Е.А. Инвестиционный анализ
  • Решение экономических задач в рамках школьной программы
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Тамара Майлс. Третий уровень: тайм-менеджмент
  • Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий)
  • Автономов Д.А. Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть II
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Кондратьев А.С., Ларченкова Л.А., Ляпцев А.В. Методы решения задач по физике
  • С.В. Уманский. Психотерапия. Безопасность как критерий эффективности.
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Георгий Почепцов. Новые методы пропагандистского воздействия: будущее уже рядом
  • Из лягушек в принцы - Р. Бендлер, Д. Гриндер
  • Митина О.В. Математические методы в психологии. Практикум
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Мирошин В.В., Рязановский А.П. ЕГЭ 2019. Математика. Решение задач
  • Георгий Почепцов. Пропаганда в ее историческом развитии
  • Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения
  • Г.Г. Почепцов. Новые информационно-коммуникативные подходы: от мягких методов допроса до распознавания лжи
  • Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения: Справочник
  • Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо.
  • Айвазян С.А. Методы эконометрики
  • Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика
  • Смирнова Е.С. Планиметрия. Виды задач и методы их решений. 9-11 классы
  • Рутан Дж. Ограниченные во времени психодинамические группы
  • Собеседование проводимое при приёме на работу.
  • Диагностика сформированности приемов учебной деятельности детей дошкольного возраста. Методика "Рисование по точкам" (А.Л. Венгер - 1981)
  • Красноборова В.С. Зачем психологу измерять школьную тревожность
  • Готман Э.Г., Скопец 3.А. Задача одна - решения разные
  • Притча «Свои инструменты и методы»
  • Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Рябов М.А. Сборник задач и упражнений по химии. 9 класс. К учебнику
  • Нефедова М.Г. Задачи на движение. 3-4 классы. Рабочая тетрадь по математике
  • Крайнева Л.Б. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения
  • Манжиров А.В., Полянин А.Д. Справочник по интегральным уравнениям. Методы решения



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь