|
Айламазьян А.М. Метод наблюдения и беседы в психологии.Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 42459
Автор: Айламазьян А.М.
Название: Метод наблюдения и беседы в психологии. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Толя и Женя «не переживали*, а Олег все переживал очень сильно.
Дважды разговор об Олеге происходил на сборе звена. Первый был в конце февраля в присутствии его самого. Ребята говорили о достоинствах и недостатках каждого, о том, что кому надо исправить. Когда ребята высказывались об Олеге, он был очень смущен. Вот отрывок из протокола сбора звена. Люба. Он был хороший товарищ. В IV классе^ когда я болела, он приходил, приносил уроки. А сейчас, как с Толькой связался, стал хуже учиться, стал плохим товарищем. Раз Г, Д. попросила его зайти ко мне, так он не пошел, а Федьку послал. Разве это хорошо? Петя. Нет, он надежный товарищ, никогда не предаст, ничего такого не сделает, всегда поможет.., Ида. В V классе он лучше учился, никто на него не жаловался... Петя, А ты-то! Молчала бы уж лучше!.. Рита. Он обзывает все время... Почти все. А сама? А ты? Рита. И дерется, и за волосы тянет.., Зине клок волос выдрал.., Стася. Я его мало знаю и как товарища тоже. Вот на уроках он мешает. А как товарищ он, по-моему* хороший!.. Женя. Олег — хороший товарищ. Это я точно знаю! Витя. Товарищ он, конечно, хороший, а что к Любе не зашел, так это он постеснялся. Раньше он совсем был хороший, плохое от Петуха перешло, У него еще хорошее сохранилось, но,., Петя. Но стал он намного хуже, Стася* А, по-моему, хорошо, что он голубей любит. Значит, любит животных, заботится. Плохой человек не стал бы этого делать. Это хорошо И вообще он симпатичный. В мае ребята обсуждали вопрос, кого брать в поход, а кого нет. Олега на сборе не было. За организацию похода ребята отвечали сами и поэтому отбирали придирчиво. Брали только тех, кто достоин этого удовольствия, нс нуждается в особом внимании, кому не нужно срочно исправлять отметки, Витя, Я против Олега и все, конечно! Ира. Я тоже. Во-первых, безобразная дисциплина; во-вторых, по горло «двоек*; в-третьих, он будет такие номера выкидывать!,. Ну его!.. Женя. А я хочу, чтобы его взяли!.. Петя. Почему? Женя. Я с ним дружу! 190 Петя. Как ты с ним дружишь?? Голубей вместе гоняете!.. Рита. Я, например, хочу высказаться. Не брать его- Стал плохо учиться, плохо ведет себя. Потом за девочками гоняется... Люба. Он настоящий гад- Ужасно, что я с ним дружила столько лет! И почему он опять ходит без галстука?., Петя. Придется не брать... Сам виноват, дурак!!! Ну, ладно, чего разгваривать — ясно! Кто у нас следующий? Из высказываний товарищей Олега очень ясно выступает мнение об Олеге и отношение к нему: был хороший, но очень изменился и стал много хуже; скверно, что плохо учится, плохо ведет себя, груб по отношению к девочкам, но человек он хороший и прежде всего хороший как товарищ. Олег, конечно, знал, как его оценивают ребята, и чувствовал их отношение. В нем было осуждение и сочувствие, сожаление и доброжелательство, недовольство и вера в него, желание наказать и стремление помочь. Отношение товарищей к Олегу было в высшей степени справедливым и очень правильным по существу. Именно поэтому у Олега с товарищами никогда не возникали конфликты. Более того> Олег прислушивался к мнению ребят, и именно это было одной из наиболее существенных причин стремления Олега лучше учиться и вести себя, изменения его отношений с Толей и временных улучшений его успеваемости и поведения в четвертой четверти. Одним из средств* положительно влиявших на Олега во второй половине года, были разговоры и замечания справедливо оценивающих его и доброжелательно относящихся к нему взрослых, в хорошее отношение которых он верил. Завоевать хорошее отношение Олега было трудно, так как требовалось большое терпение, понимание того, что с ним происходит и почему он поступает так или иначе. Осложняло общение с Олегом то, что он очень чутко реагировал на любую мелочь, в которой проявлялось отношение взрослого к нему. История развития отношений с Олегом классного руководителя и взрослых, работавших в классе? позволяет выделить те условия и моменты, которые были необходимы для установления с Олегом хороших, дружеских отношений. Первое — это наличие у взрослого убеждения, что Олег — хороший > умный и способный мальчик, т-е, веры в его качества и возможности. Второе — отношение к нему как к взрослому и такт в отношениях. Третье — внимание. Четвертое — готовность помочь Олегу советом и делом, оказание ему поддерж- 191 ки б трудном для него деле, ситуации. И наконец, пятое — своевременное подбадривание и похвала, вера в то, что он может справиться с трудностями, неуспехом. Когда Олег, наконец, начинал раз&ираться и правильно понимать отношение взрослого к нему, его поведение постепенно менялось почти на противоположное по сравнению с предыдущим. В четвертой четверти поведение Олега на уроках было неровным и в общем плохим, но его поведение в группе продленного дня и взаимоотношения с классным руководителем и некоторыми взрослыми становились вес лучше и лучше. Олег стал более общительным, откровенным, охотно выполнял разные просьбы и поручения, сам стремился к общению со взрослыми. Пожалуй, именно это было единственным, но очень важным результатом педагогических усилий в течение всего года, направленных на то, чтобы помочь Олегу выбраться из того трудного положения, в которое он попал. Именно это было той основой, без которой нельзя было в дальнейшем ликвидировать неуспехи и конфликты Олега, трудности в его воспитании. V класс в жизни Олега был чрезвычайно важным, может быть, даже решался вопрос о судьбе этого мальчика, о пути, по которому он пойдет дальше. Условия и обстоятельства, от которых это зависело, были двоякого рода: одни были связаны с индивидуальными особенностями Олега и фактом его перехода в подростковый возраст, другие — с особенностями отношений Олега со взрослыми и товарищами. Еще в IV классе Олег очень чутко реагировал на отношение взрослых к нему. Мы полагаем, что это самым тесным образом связано со следующими моментами. Во-первых, из-за особых семейных обстоятельств (смерть отца, занятость матери) потребность Олега в общении со взрослыми, конечно, не удовлетворялась. Это обнаружилось, когда Олег был еще в детском саду, и наиболее ярко выразилось в его отношении к отсутствию отца (поездки на его могилу). Это дополнительно обострялось тем^ что в семье имя отца было окружено ореолом, Олег усвоил отношение близких — для него отец был образцом. Однако отца не было, а с матерью он общался очень мало. У Олега появился отчим. Олег сам попросил (и это очень показательно) называть его не «дядей», а «папой». Однако и этот взрослый, которого Олег признал как отца, был в его жизни явлением эпизодическим. Отчим мало общался с Олегом, но относился к нему как к 192 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|