Холлис Дж. Мифологемы: Воплощения невидимого мира.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 15998

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Психика, способная к саморефлексии, представляет собой проявление духа, которое отличает нас от простой личинки или левиафана. Часть нашей инстинктивной сущности стремится создавать метафоры: именно так наше изначальное изумление жизнью принимает феноменологическую форму. Понятие, структура, классификация и даже институциализированная косность приходят позже. «Познание», «приобретение опыта» и «извлечение смысла» происходят одновременно и проникают в сознание посредством метафоры. Поэтому мы с почтением относимся к богам, проживая за свою жизнь последовательно одну мифологему за другой и тем самым создавая миф своего странствия и своего времени, и признаем сопричастность богов нашей жизни и нашему странствию.
Мы живем уже не в эпоху анимизма, когда видели богов в полете птиц, в ветвях деревьев, в поднимающейся по спирали дымке костра на стоянках племени. Мы были загнаны в мир объектов, из которого изгнали богов. Хотя мы обрели гигантскую силу, позволяющую перемещать объекты по нашему желанию, мы все равно живем более поверхностной и безумной жизнью, чем когда-либо. Только понимание метафоры позволит снова сделать видимым невидимый мир. Боги появляются всегда, когда встречаются Эго и Самость, когда их соответствие порождает образ, а сознание может открыться изумлению, вызванному происходящим.
Размышляя над сновидением, Юнг пишет:
Благодаря этому сновидению я понял, что самость - это принцип и архетип ориентации в мире и смысле. Именно в этом заключается

166

Глава 10

его исцеляющая сила. Для меня этот инсайт означал приближение к центру, а значит, - и к цели. Отсюда ко мне пришло первое предчувствие моего индивидуального мифа.256
Таким образом, наше отношение к силам Вселенной, которые движут не только космические тела, но и нашей скоротечной, смертной оболочкой, начинается с встречи с метафорой, с всеведущего «мгновения ока», которое узнает, что мы не околдованы нашими ментальными конструктами до уровня материализации богов. Мы сознательно используем свои вымыслы, а значит, мы не порабощены ими. Скорее они позволяют нам приблизиться к невидимому миру. Вот как об этом говорит от лица Рильке его вымышленный персонаж - Мальте Лауридс Бригге:
Я учусь видеть. Не знаю, отчего это так, но все теперь глубже в меня западает, не оседает там, где прежде вязло во мне. Во мне есть глубина, о которой я не подозревал. Все теперь уходит туда. И уж что там творится - не знаю.257
Каждому из нас нужно вспомнить о том, что знали наши предки: что у нас внутри есть автономная область, которая, если мы будем ей доверять и по всем правилам вести с ней диалог, вступит с нами в контакт и согласится нас направлять.
Будучи ученым, врачом, психотерапевтом и мыслителем, Юнг обладал способностью открыть себя таинству. Он не создал сам, но несомненно помог воссоздать у современного человека способность воспринимать духовное. Он заявил: «Мои работы - это лишь более или менее удачная попытка включить этот "горячий" материал [его переживание бессознательного] в современную картину мира»258.
И напоследок из Юнга:
Потребность в мифических формулировках удовлетворяется, когда мы формируем видение мира, вполне приемлемое для объяснения смысла человеческого существования во Вселенной, - видение,
256 Memories, р. 199.
257 The Notebook of Malte Laurids Brigge, p. 14 и далее. (Рус. перевод:
Райнер Мария Рильке. Записки Мальте Лауридса Бригге. СПб.: Азбука-класси
ка, 2000.
258 Memories, p. 199.

Воссоздание таинства в бесплодное время

167

исходящее из нашей психической целостности, из сотрудничества [со-действия] сознания и бессознательного. Бессмысленность мешает ощущать полноту жизни, а значит, она эквивалентна болезни. Смысл позволяет выдержать очень многое, - если не все. Никакая наука никогда не сможет заменить миф, и миф не может быть создан никакой наукой. И тогда не «Бог» является мифом, а миф является раскрытием божественности в человеке.259
В наше время создателями мифа становитесь вы и я: благодаря сновидениям, которые нам снятся, благодаря нашим переплетающимся паттернам, а также благодаря тому непредсказуемому «окну в вечность», через которое мы улавливаем уходящие от нас внешние формы богов. Наш материальный мир плывет по океану тревоги, и при этом его уверенно поддерживают на плаву незримые нити. Никогда это не было столь истинным, чем тогда, когда убедишься в том, что боги совсем ушли.
Подобно орфическим странникам, которые, возвращаясь в видимый мир, приносили с собой метафоры, поэты могут многое сказать нам об этом. В стихотворении под названием «Смерть Бога» Стефен Данн отмечает этот парадокс: невидимые боги находятся прямо под поверхностью видимого мира:
Бог занял свое невидимое место в царстве желаний.
Предатели-менестрели сложили и пели Его песни.
Ангелы стали дышать и думать.
Все так и продолжалось, пока Он был мертвым для этого мира.260
Даже в наступлении смерти неверующий поэт интуитивно ощущает божественную динамику в невидимой сфере:
...сотни звезд мерцают: если, если, если. Оказалось, что всюду во Вселенной Создавалось нечто новое и еще неизвестное261.
Пока мы фантазируем о том, что мы строим наше царство осознанных желаний и намерений, смерть
259 Memories, p. 340.
260 Different Hours, p. 27.
261 Dunn, "Zero Hour", in ibid., p. 43.

168

Глава 10

вмешивается невидимым тормозом,
сея повсюду семена раковых клеток, или
она появляется на аттракционах,
портя деревянные рельсы на американских горках262.
А история, которая лишь внешне является нашим прошлым, незримо наполняет каждый момент, пока мы наивно полагаем, что действительно знаем достаточно, чтобы делать правильный, неповторяющийся выбор. А в это время умершие
смотрят вниз сквозь прозрачное днище небесных кораблей, ряд за рядом медленно уходя в вечность263.
Боги всегда оказываются рядом, если мы задаем правильные вопросы о своем странствии. Знание того, в чем состоит вопрос, -это главная и, наверное, самая сложная задача. Великий вызов состоит в том, чтобы жить теми вопросами, которые предлагают нам боги, а не теми, которые предпочитаем мы.
Как, например, это делает Карл Денис:
Живу ли я той жизнью, какой моя душа, -Смертная ли, нет ли, - хочет, чтоб я жил - это вопрос, Который кажется столь же важным, как и другой вопрос: Живу ли я той жизнью, какой я хочу жить...264



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Воин света»
  • Мощное послание от 24-летнего умирающего парня. Он точно знает, в чем смысл жизни.
  • Своеобразные с точки зрения западного человека японские понятия, которые побуждают к личностному развитию
  • Сенека. О БЛАЖЕННОЙ ЖИЗНИ
  • Юнг К.Г. ПРОБЛЕМА ДУШИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Хей Луиза. Как исцелить свою жизнь.
  • Психоаналитические афоризмы VIII. - Джойс МакДугалл
  • Миф; Myth; Mythos
  • Шарп Ш. Культурные мифы и недостаточная забота в браке
  • Притча «Билет в жизнь»
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха
  • Мэри Грир. Женщины Золотой Зари
  • Владимир Тарасов. Принципы жизни (книга для героев).
  • Игорь Исаев. Как управлять эмоциями - И. Исаев
  • Как понравиться при знакомстве: научный подход
  • Авакумов С.В. Мотив инициации в сновидениях и психотерапевтическом процессе
  • Редактор. Мифы о близнецах
  • Рамиль Гарифуллин. В поисках зеркамона. Психология феномена зеркала
  • Почему мы «подсаживаемся» на игры: психология игры
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Притча «Дороги нашей жизни»
  • Мамаева Светлана Викторовна. Роль книги в формировании у ребёнка представлений о человеке в истории и культуре
  • Ньютон Майкл. Предназначение души.
  • Илюшина Лилия. Родительское программирование на неудачу
  • Комплекс; Complex; Komplex
  • Иерархия Духа, Души и Тела
  • Признаки того, что человек проживает судьбу своих родственников, реализуя семейный миф
  • Форрест Линн. Три лица жертвы - Треугольник Карпмана
  • Притча «Все пути человека чисты в его глазах...»
  • Патрици Джоудри, Моури Д. Прессмен. Твоя вечная половина.
  • Притча «Жизнь и Любовь»
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Ледбитер Ч.У. Сны. Что это такое и как они вызываются.
  • Психология успеха
  • К чему снятся трупы?
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Притча «Это не ведет к святости»
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Притча «О времени»
  • Притча «Взгляд, который многое изменил»
  • Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП.
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Колташов В. Г. Диалектическая психология.
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Притча «Два цветка»
  • Бернарда Шоу о жизни.
  • Притча «Хватит ждать!»
  • Хокинг С. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВРЕМЕНИ
  • Притча «Странствия души»
  • Марина Таргакова. Психология обиды — М. Таргакова



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь