Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 164634

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Примеров можно привести очень много, но главное — подлинные шедевры живут во времени, не исчезая и благотворно воздействуя на поколения.
Четвертый критерий АКМЕ в художественном творчестве — это высочайший уровень исполнительского мастерства. Данный критерий, думается, не требует каких-либо обоснований. Очевидно, что невозможно создать значимое художественное произведение, не обладая мастерством. Именно мастерство помогает передать тончайшие оттенки состояний, мастерство помогает адекватно передать идеи замысла и отношений. Мастерство позволяет сделать произведение выразительным, оказывающим сильное эмоциональное воздействие на людей. Случается, что именно особые грани мастерства, а, например, неновизна или оригинальность сюжета, являются главным в определении художественной ценности произведения.
Сколько талантливейших живописцев обращалось к евангельским темам за сотни лет до Александра Иванова, сколько гениальных произведений было до него посвящено Иисусу Христу? Кажется, невозможно было сказать здесь что-то принципиально новое. Но выдающееся мастерство и вдохновение Иванова позволило ему создать подлинный шедевр — «Явление Христа народу» — монументальное многофигурное полотно, в котором он достиг необычайной глубины философского обобщения в своем особом видении этой вечной темы.
Исполнительское мастерство в художественном творчестве является не только центральным критерием, но и важнейшим условием достижения АКМЕ. Об этом много сказано в акмеологических исследованиях. Заметим, что акмеологические свойства мастерства в художественно-творческой деятельности сходны с мастерством в других видах деятельности:
• высокий уровень гибких профессиональных умений и навыков;
• творческий подход;
• постоянное стремление к совершенствованию;
• очень высокая продуктивность.
На уровне особенного мастерство связано с конкретной спецификой художественно-творческой деятельности.
На уровне единичного — с неповторимостью творческой индивидуальности.
Достижение высокого уровня мастерства доступно далеко не всем, отсюда и известная уникальность выдающихся творческих личностей. Именно здесь особенно наглядно проявление психологического и акмеологического принципа единства личности и деятельности. Случается, что «технологии» мастерства держатся в строжайшем секрете или передаются только избранным. К тому же не все выдающиеся мастера обладают необходимыми педагогическими качествами и умениями, чтобы передать другим накопленный опыт.
Пятый критерий АКМЕ в художественно-творческой деятельности — это общественное признание. Иногда его не вполне справедливо отождествляют с признанием власти или господствующих групп. Данный критерий, пожалуй, один из самых противоречивых, хотя и, несомненно, высоко значимых. Этот критерий близок к описанному выше временному императиву. Можно привести немало примеров, когда выдающиеся творческие личности не получали признания при жизни и умирали в нищете, но их произведения живут во времени.
В. А. Моцарт всегда испытывал лишения, даже тело его было опущено в общую могилу для нищих. Сходная судьба была и у Фирдоуси, по легенде, султан Махмуд решил наконец вознаградить его за поэму «Шах-Наме» — но когда караван с дарами входил в ворота города, из противоположных ворот вынесли носилки с телом покойного поэта. В нищете жил Чюрленис. В отчаянии от непризнания бросил писать стихи и стал торговым агентом Артюр Рембо, чтобы заработать на жизнь, работал таможенником художник Анри Руссо.,..Слова Эдгара По, сказанные на следующий день после смерти Эдуарда Мане, — «Мы не знали, как он велик!» — можно отнести ко многим и многим творцам, не понятым, не принятым и зачастую гонимым при жизни.
С другой стороны, часто случается, что вокруг какого-то художника или артиста возникает небывалый ажиотаж, «мода на художника», а лет эдак через десять про него мало кто может вспомнить или воспринимать его творчество серьезно. Можно отметить и официозных творцов, работавших по заказу власти и обласканных ею за это, но их даже и не вспоминают по прошествии всего лишь нескольких лет.
Известно немало случаев, когда власть не принимает ту или иную творческую личность, всячески мешает ее публичной деятельности, однако и это не может помешать творческой самореализации личности, достижению АКМЕ в художественно-творческой деятельности.
Например, при жизни Владимир Высоцкий постоянно подвергался остракизму и прессингу властей, зато в каждом доме, где имелся магнитофон, были записи его песен, кстати, и в домах его официальных гонителей тоже — вспомним его песню «Меня к себе зовут большие люди, чтоб я им пел "Охоту на волков"...».
В то же время можно привести яркие примеры, когда выдающиеся творческие личности при жизни заслуженно пользовались признанием властей и всеобщей народной любовью, и это немало способствовало достижению их АКМЕ.
Это поэты и государственные деятели И. В. Гете, Г. Р. Державин, художник П. Рубенс, балетмейстер М. Петипа, великие артисты — балерина Г. С. Уланова, певец С. Я. Лемешев, артист театра и кино М. И. Жаров и многие другие.
Таким образом, данный критерий является весьма гибким, и его использование при изучении АКМЕ конкретной творческой личности всегда нуждается в серьезном обосновании.
Шестой критерий АКМЕ в художественно-творческой деятельности — новаторство в творчестве. «Проторенные пути», повторение того, что сделано другими творческими личностями, подражание — никогда не способствовали достижению АКМЕ в художественно-творческой деятельности. Именно поиск и созидание нового часто приводили к выдающимся результатам. Надо подчеркнуть, что многие творческие личности, достигшие АКМЕ, как правило, были не только новаторами, но и основоположниками новых направлений в искусстве.
Мария Тальони в 1832 году на премьере балета «Сильфида» первая встала на пуанты и тем самым открыла небывалые выразительные возможности классического танца, французские импрессионисты, по сути дела, стали основателями нового вида техники письма в живописи, Ф. И. Шаляпин — не только великий певец, но и создатель поразительного симбиоза вокала и драматического искусства, В. В. Маяковский привнес в поэзию удивительный динамизм, новые формы и образы, К. С. Станиславский создал систему, когда артист не играет, а «живет в образе», А. Н. Скрябин сумел соединить цвет и музыку.
Особую значимость и роль данный критерий приобретает, если новаторство в художественном творчестве сочетается с его гуманистической направленностью. Просто новаторство без гуманистической направленности может вызвать неоднозначную реакцию.
Примером может служить творчество чрезвычайно талантливого живописца, яркого представителя сюрреализма Сальвадора Дали. Его произведения действительно поражают воображение своей необычайной вычурной фантазией, оригинальностью, виртуозным техническим мастерством. Но они же могут вызывать и непроизвольное отторжение, неприятие благодаря подчеркнутому стремлению автора к шокирующему эффекту, эпатажу.
Седьмой критерий — индивидуальная неповторимость в творчестве. Он тесно связан с новаторством, но все же, по нашему мнению, является самостоятельным критерием. Если проанализировать АКМЕ многих выдающихся творческих личностей, то в первую очередь обращаешь внимание именно на их индивидуальность и «непохожесть» на других. Данный критерий не требует каких-либо обоснований, все очевидно.
Предложенные критерии являются обобщающими, с их помощью можно анализировать АКМЕ практически в любом виде художественно-творческой деятельности. Обобщающие критерии могут конкретизироваться в зависимости от вида художественно-творческой деятельности и в соответствующих более детальных показателях. Естественно, что данная критериальная система будет дополняться и развиваться. Однако предложенные критерии уже позволяют решать акмеологические задачи.
Каковы перспективы развития и детализации предложенной критериальной системы?
Они видятся в выходе на уровень особенного и единичного. Основное направление на уровне особенного может осуществляться в направлении поиска личностных составляющих АКМЕ в конкретных видах художественно-творческой деятельности. В частности, если речь идет о сценическом или исполнительском творчестве, то важным критерием может стать большой творческий диапазон — разножанровые роли или произведения, исполненные с высоким мастерством, новаторски, а также выдающиеся достижения личности в разных видах творчества.
Примером здесь может служить великий Ч. Чаплин — актер, режиссер, сценарист и композитор — который свою комедийную маску превратил в образ огромной силы, поднявшись до высот истинной трагедии. Другой пример — А. П. Чехов, умевший создавать как изящные легкие юмористические произведения, так и сложные драматические произведения глубочайшего содержания. А В. Шекспир, гениально создававший тонкие комедии и потрясающие трагедии, причем и те и другие живут века.
Очевидно, что критериями АКМЕ в художественном творчестве, правда в сфере потенциального, могут стать:
• уровень креативности творческой личности;
• сильная творческая интуиция;
• активность;
• инициатива.
На уровне единичного критериями могут стать следующие:
• уровень акмеологических инвариантов профессионализма;
• индивидуальные предпочтения АКМЕ;
• акмеологические стандарты и эталоны;
• образ «Я» и др.
Все это подтверждает, что предстоит серьезная аналитическая работа для создания разноуровневой критериальной системы изучения и описания АКМЕ в художественно-творческой деятельности.
Примеров акмеологических исследований художественно-творческой деятельности можно привести не так много*, однако их глубина и значимость являются залогом того, что в самое ближайшее время их масштабность существенно возрастет.
* Фетисова Е. В, Зазыкин В. Г. Екатерина Максимова и Владимир Васильев: АКМЕ в балетном творчестве // Акмеология. — 2002. — № 1. 2002; Кузьмина-Гаршина Н. В., Лунева Л. Ф. Опыт акмеологического исследования творчества ученого-преподавателя-поэта. — Шуя: ШГПУ, 2000 и др.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Под редакцией К. М. Гуревчча, Е. М. Борисовой - Психологическая диагностика. Учебное пособие.
  • Елена Еняшина. Мастер-класс по теме: Методы активизации родителей в решении воспитательно-образовательных задач ДОУ
  • Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика, направленная на углубленное, целостное изучение состояния здоровья детей
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Слотина Т.В. Психология личности
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека.
  • Акимова М.К. - Психологическая диагностика
  • Зинченко В., Мамардашвили М. ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Сафиуллина Динара Рафаэловна. Использование проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Иванова Ирина Васильевна. Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО
  • Мотивационно - личностное развитие 10 классов
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Агапкина Наталья Викторовна. Статья «Методы и приёмы математического развития дошкольников».
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Ибрагимова С. З.. «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Касенова София Маратовна. Тема: Организация психологической деятельности в школе.
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Психологическая помощь учащимся старших классов в профессиональном самоопределении 9 класс



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь