Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Гринченко С. Н. Трансактный анализ как психотерапевтическое средство в работе с клиентом | Трансактный анализ | Глубинная психология: учения и методики » 5 страница



Гринченко С. Н. Трансактный анализ как психотерапевтическое средство в работе с клиентом

Категория: По направлениям » Трансактный анализ | Просмотров: 2804

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Приложение 2
Трансакцию можно определить как трансакциональный стимул плюс трансакциональная реакция. Э. Берн считал трансакцию "основной единицей социального взаимодействия".

Первое правило коммуникации
До тех пор, пока трансакции остаются параллельными, коммуникация продолжается бесконечно долгое время.


Второе правило коммуникации
При пересекающейся трансакции происходит разрыв коммуникаций, при этом для восстановления коммуникации одному или обеим людям необходимо будет изменить свои эго-состояния.


В скрытой трансакции одновременно передаются два сообщения. Одно из них - открытое сообщение или сообщение социального уровня, другое - скрытое сообщение или сообщение психологического уровня.


Третье правило коммуникации
Поведенческий результат скрытой трансакции определяется на психологическом, а не на социальном уровне.
С. Карпман считал, что мы можем сами выбирать трансакции и общаться так, как мы хотим. В особенности мы можем избирать новые способы общения с тем, чтобы сломать обычные неприятные, "замкнутые" взаимодействия с другими людьми. Для этого необходимо заставить другого человека выйти из его эго-состояния, или изменить свое собственное эго-состояние, или то и другое. Он выделяет четыре условия, которые необходимы для осуществления этой стратегии:
• одно или оба эго-состояния должны реально измениться;
• трансакция должна быть непересекающейся;
• необходимо изменить предмет разговора;
• предыдущий разговор (тема) должен быть забыт.
Приложение 3
ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Стивен Карпман разработал простую, но чрезвычайно эффективную диаграмму для анализа игр - драматический треугольник (рис. 1)

Ее идея заключается в том, что в играх люди играют одну из следующих сценарных ролей: Преследователя, Спасителя или Жертвы.
Преследователь - человек, который унижает и принижает других людей, считающими их стоящими ниже себя и не "О,кей."
Спаситель также считает других ниже себя и не "О,кей", однако предлагает свою помощь, исходя из своего более высокого положения. Он считает: "Я должен помогать всем этим людям, так как они сами не в состоянии себе помочь!"
Жертва сама ощущает свое приниженное положение и свой не "О,кей". Иногда Жертва ищет Преследователя с тем, чтобы он унизил ее и поставил ее на место. В других случаях Жертва ищет Спасителя, который поможет ей и подтвердит убеждение Жертвы в том, что "Я не смогу сам справиться со своими проблемами."
В виртуозно разыгрываемой игре возможно перемещение между вершинами треугольника. В таком случае Жертва может стать Преследователем, а Спасатель Жертвой и т.д.
Чтобы пресечь подобные развития событий, необходимо его осмыслить и предпринять сознательные усилия для выхода из порочного круга.

Приложение 5
КОНТАМИНАЦИЯ
До сих пор мы предполагали, что всегда можно четко отличать содержание одного эго-состояния от другого.
Однако, что происходит, если два эго-состояния смешаны друг с другом? Или, когда человек не может войти или выйти из какого-то эго-состояния? Э. Берн назвал эти две проблемы контаминацией и исключением (выключением). Оба эти явления имеют общее название - структурная патология.
Иногда я могу принять содержание эго-состояния моего Ребенка или Родителя за содержание Взрослого. В этом случае считается, что мой Взрослый контаминирован.

Некоторые современные авторы ТА считают все контаминации двойными. Для них содержание двойной контаминации состоит из всех старых, искаженных убеждений, которые человек имеет о себе, других людях и о мире. В ТА они получили название сценарных убеждений.

Приложение 6
ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГРУПП ТРАНСАКТНОГО АНАЛИЗА
Заключение контракта в ТА
Цель. Это упражнение готовит к заключению контракты и побуждает к переменам, направленным на дальнейший личностный рост и достижение самостоятельности.
Необходимое время. 1 час и более.
Подготовка. Руководитель должен быть знаком с процессом заключения контракта.
Процедура. Напишите на бумаге ваши собственные ответы на следующие вопросы:
Что бы вы хотели именно для себя такого, что сделало бы вашу жизнь более полной? Что надо сделать, чтобы так и получилось? Что вы готовы сделать? Как вы сами и другие поймете, что эта цель достигнута? Какие у вас есть способы саботировать работу над собой?
Ответы на эти вопросы являются этапами заключения хорошего ТА-контракта по достижению перемен в своей личности. Когда все в группе кончат на них отвечать, остальное время занятия можно потратить на обмен мнениями о контрактах и на их уяснение.
Идентификация сценариев
Цель. Это упражнение является вводным в задачу понимания жизненных сценариев и позволяет участникам определить, какие формы поведения они хотели бы у себя изменить.
Необходимое время. 1 час.
Материалы. Не требуются.
Подготовка. Руководитель должен быть опытным, потому что это упражнение может вызвать сильные эмоции.
Процедура. Разбейтесь на подгруппы по четыре-пять человек. В каждой подгруппе подумайте над ответами на такие вопросы:
Что случается с людьми вроде меня? Если я и дальше буду таким, как есть, чем это по логике должно кончиться? Что при этом скажут обо мне другие?
В пределах подгруппы поделитесь ответами на вопросы на вопросы, насколько сочтете нужным. Эти ответы могут иметь происхождением те решения, которые вы приняли когда-то в детстве. Теперь у вас может появиться желание пересмотреть эти решения.
Следующие вопросы также могут быть полезны в идентификации жизненных сценариев и добавлены к упражнению.
Какая у вас в детстве была любимая история или волшебная сказка?
Что рассказывали в семье о вашем рождении?
Как было выбрано ваше имя?
Какая надпись на вашем надгробии подвела бы итог вашей жизни?
Характер семейных воздействий
Цель. Это упражнение разработано на основе работы Гулдинга и Гулдинга (1979). Оно применяется, чтобы усилить осознание того, как семейные воздействия подкрепляют ощущения счастья и несчастья.
Необходимое время. 45 минут.
Материалы. Не требуются.
Подготовка. Руководитель должен быть опытным, поскольку это упражнение может вызвать сильные эмоции.
Процедура. Примите удобное положение и закройте глаза. Представьте, как вы стоите возле дома, где жили, когда были маленькими. Теперь представьте, что вы упали и разодрали колено. Вы с рыданиями бежите в дом, а по ногам у вас стекает маленькая капля крови. Посмотрите на выражения лиц членов вашей семьи. Что они говорят вам? Какие чувства они испытывают? Что они делают?
Повторите это упражнение в следующих воображаемых ситуациях:
Вы вбегаете в дом злым и плачущим, потому что кто-то из детей постарше отобрал у вас игрушку.
Вы вбегаете в дом в сильном испуге, потому что увидели большую собаку.
Вы вбегаете в дом, смеясь и радуясь тому, что получили в школе приз.
По завершении этого упражнения откройте глаза и разбейтесь на пары. Поделитесь впечатлениями. Случалось вам испытывать чувство, которое в вашей семье считалось неприемлемым и которое вы теперь отказываетесь у себя признавать? Были ли у вас чувства, которые поощрялись и с помощью которых вы теперь манипулируете другими, чтобы добиваться того, что вам нужно?
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОЛОГИИ ТА
Автономия - качество, которое выражается в раскрытии или восстановлении трех следующих способностей: осознания, спонтанности и интимности; любое поведение, мышление или чувства, которые являются реакцией на реальность здесь и теперь, а не на сценарные убеждения.
Адаптивный Ребенок - часть Ребенка в функциональной модели, указывающая, как человек может использовать это эго-состояние при взаимодействиями с правилами и требованиями общества.
Воспитывающий Родитель - субподразделение Родителя в функциональной модели, указывающая на то, как человек может использовать это эго-состояние, воспитывая, заботясь и помогая другим.
Времяпровождение - способ структурирования времени, когда люди говорят о чем-то, однако, ничего не предпринимают в отношении этого.
Деятельность - способ структурирования времени, при котором люди стремятся достигнуть определенной цели в противоположность тому, когда об этом только говорят.
Драматический треугольник - диаграмма, показывающая, как люди могут занимать, а также перемещаться из одной из следующих ролей в другую (Преследователь, Спаситель и Жертва).
Думать по-Марсиански - объяснение поведения и общения людей, включающее в себя наблюдение, в котором отсутствуют предубеждения (апперцепция).
Естественный Ребенок - то же, что и Свободный Ребенок.
Жизненная позиция - основные убеждения и понятия человека о себе и других людях, которые призваны оправдывать решения и поведение человека; основополагающая позиция человека, заключающаяся в его отношении к себе и другим людям.
Игра - продолжительный ряд действий (трансакций), часто заученных с определенной скрытой целью, движущихся к определенному исходу, или последовательность действий, часто заученных, на первый взгляд очевидных, но со скрытой мотивацией.
Интимность - способ структурирования времени, при котором люди выражают друг другу аутентичные чувства и желания без какой-либо цензуры.
Контаминация - часть содержания эго-состояния Ребенка или Родителя, которое человек ошибочно воспринимает как содержание своего Взрослого.
Контракт - четко выраженная двусторонняя приверженность определенному плану действий, приверженность Взрослого самому себе или кому-либо другому с целью достижения какого-либо изменения.
Контролирующий Родитель - субподразделение Родителя в функциональной модели, характеризующееся тем, как человек может использовать это эго-состояние с целью контроля, управления и критики.
Контрприказания - сценарные послания, исходящие от Родителя и хранимые Ребенком в Родителе.
Крючок - трансакционный стимул, который на психологическом уровне является приглашением к игре.
Маленький профессор - Взрослый в Ребенке.
Марка - рэкетное чувство, которое человек собирает с целью последующего его обмена на негативную расплату.
Модель эго-состояний - модель, отражающая личность в терминах эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка.
Переключение - положение в игре, когда игрок меняет свою роль с целью получить свою расплату.
Победитель - человек, который достигает поставленной цели.
Поглаживание - единица признания.
Послание на социальном уровне - открытое послание, которое обычно передается с помощью слов.
Приказания - негативные, ограничивающие сценарные послания, исходящие из Ребенка родителя и хранимые в Ребенке ребенка.
Разрешения (в сценарии) - позитивные, освобождающие сценарные послания, исходящие из Ребенка родителя и хранимые ребенком в Ребенке.
Расплата - рэкетное чувство, испытываемое игроком в конце игры (о сценарии) завершающая сцена сценария.
Решение - мнение человека о себя. других людях и о жизни в целом, принятое в детстве как наилучший имеющийся в наличии способ выживания и удовлетворения потребностей, связанный с ограниченными возможностями для ребенка чувствовать и тестировать реальность.
Ритуал - способ структурирования времени, при котором люди обмениваются хорошо известными и заранее запрограммированными поглаживаниями.
Свободный Ребенок - часть Ребенка в функциональной модели, показывающее, как человек может использовать это эго-состояние при выражении своих чувств и деланий без всякой их цензуры и ссылками на правила и требования общества.
Структура - классификация поведения, чувств и переживаний с помощью эго-состояний.
Структурирование времени - то, как люди проводят время, находясь в парах или группах.
Сценарий жизни - бессознательный план жизни, принятый в детстве, усиливаемый родителями, "оправдываемый" ходом событий и достигающий кульминации в выбранной альтернативе.
Трансактный анализ - (определение Берна) (1) - система психотерапии, основанная на анализе трансакций или серий трансакций, которые имеют место во время лечения; (2) - теория личности, основанная на изучении отдельных эго-состояний; (3) - теория социального действия, в основе которой лежит анализ эго-состояний; (4) - анализ отдельных трансакций с помощью трансакциональных диаграмм.
Трансакция - трансакциональный стимул плюс трансакциональная реакция - основная единица социального общения.
Угловая трансакция - скрытая трансакция, включающая в себя три эго-состояния.
Уход - способ структурирования времени, при котором человек не общается с другими людьми.
Эгограмма - диаграмма в виде схемы с колонками, показывающая интуитивную оценку человеком важности каждого субподразделения модели эго-состояний в личности человека.
Эго-состояние - постоянный паттерн чувств и переживаний, непосредственно связанный с соответствующим постоянным паттерном поведения.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Гулдинг Роберт Л. Групповая психотерапия: основной или вспомогательный метод?
  • Карлин Е. А. Интеграция в психотерапии: линии развития, причины и возможности
  • Оганесян Н.Т. Терапевтические аспекты психологии поэтического творчества
  • Александров А. А.- Интегративная психотерапия
  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • С.В. Уманский. Психотерапия. Безопасность как критерий эффективности.
  • Погодин И.А. Психотерапия, фокусированная на переживании: диалогово-феноменологическая модель психологической помощи
  • Погодин И.А. О сущности эксперимента в практике психотерапии переживанием
  • Муллан Б. Психотерапевты о психотерапии.
  • Калина Н.Ф. Анализ дискурса в психотерапии
  • Бундало Н. Л. Психотерапия посттравматического стрессового расстройства
  • Этический кодекс Общества психоаналитической психотерапии
  • Муллан Боб - Психотерапевты о психотерапии
  • Эйдемиллер Э. Г. Юстицкий В. В. Семейная психотерапия.
  • Ягнюк К.В. Техника лечения разговором или отличительные особенности психоаналитической психотерапии
  • Добряков И.В. Игра в семейной психотерапии
  • Обухов Яков Леонидович. Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков.
  • Будинайте Г.Л. Теоретические основы системной семейной психотерапии
  • Доморацкий В. А. - Краткосрочные методы психотерапии
  • Карлин Е. А. Образ психотерапевта глазами латвийцев
  • Королькова Е.А. Непроработанная агрессия как фактор обрыва психотерапии
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотерапия рака
  • Серговская В.Н.. Сфокусированная на самости краткосрочная психотерапия
  • Бриш К.Х. Основанная на привязанности психотерапия
  • Соколова А.В. Условия эффективной психотерапии
  • Карвасарский Б. Д. Психотерапия нового решения М. Гулдинг и Р. Гулдинга
  • Перминова Н. А. Трансактный анализ, как метод психотерапии
  • Кернберг Отто - Тяжелые личностные расстройства
  • Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия.
  • Браун Д., Педдер Дж. - Введение в психотерапию Принципы и практика психодинамики
  • Розин М.В. РЕЛИГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ: ВОЗМОЖЕН ЛИ КЕНТАВР?
  • Эволюция психотерапии в 4 томах. Том 4. "Иные голоса"
  • Вайнер М. Цели и процесс психотерапии
  • Эволюция психотерапии в 4 томах. Том 3. "Let it be...": Экзистенциально-гуманистическая психотерапия
  • Ялом И.- Экзистенциальная психотерапия
  • Погодин И.А. Нужна ли концепция сопротивления психотерапии? Взгляд с позиции диалогово-феноменологического подхода
  • Лимонова Д. Л. Место трансактного анализа в психотерапии больных наркоманией
  • Магия, каббала, оккультизм и психотерапия.
  • Групповая психотерапия с пациентами, страдающими кожными заболеваниями
  • Погодин И.А. Психологический анализ целей психотерапевтической практики
  • Погодин И.А. О психотерапевтическом аспекте унижения
  • Методы психологической помощи, существовавшие задолго до появления психотерапии, их классификация и коррекционные механизмы, обеспечивающие эффективность.
  • Шаверен Дж. Психотерапия умирающего пациента
  • Браун Дж. Структурная семейная психотерапия
  • Шарфф Д.Э. Дети и игры в семейной психотерапии объектных отношений
  • Цанава О.В. Использование Шкалы общей оценки функционирования для диагностической оценки и планирования психотерапии
  • С.В. Уманский. Синергетическая психотерапия. Новая философско-методологическая парадигма
  • Гулдинг Мэри Макклюр. Трансактный анализ и терапия нового решения
  • Ковалев С. В.- Психотерапия личной истории. Психотехнологии изменения прошлого и создания будущего. Восточная версия нейропрограммирования, или Учебники умения жить. Книга 3
  • Зейг Дж.К., Мьюнион В.М. Психотерапия - что это. Современные представление.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь