|
Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61044
Автор: Гоулдман Дэниел
Название: Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке собности концентрироваться считается методикой для новичков, необходимым условием для перехода к более сложным приемам. В определенном смысле концентрация внимания — это самый общий метод тренировки ума, который имеет много сфер применения, не связанных с религией. В ходе демонстрации этого приема Ёзер просто выбрал точку (ею оказался маленький болтик на ЯМР-томографе у него над головой), чтобы сфокусировать на ней взгляд, и удерживал его там, возвращаясь взглядом к этой точке всякий раз, когда у него появлялись отвлекающие мысли.
Ёзер предложил опробовать еще три подхода, которые, по его мнению, смогли бы расширить объем получаемых данных, а именно: медитацию на преданности и на бесстрашии, а также то, что он назвал «состоянием открытости». Последний способ медитации предполагает бодрствование при полном отсутствии мыслей, когда разум, выражаясь словами Ёзера, «открыт, безграничен и осведомлен, но не занят никакой преднамеренной умственной деятельностью. Разум не фокусируется ни на чем, но при этом полностью задействован; он не сфокусирован, а просто абсолютно открыт и ничем-не отвлечен. Какие-то слабенькие мысли в этом состоянии могут появляться, но они не трансформируются в длинные мысленные цепочки — они просто рассеиваются». Пожалуй, таким же увлекательным оказалось высказывание Ёзера о медитации на бесстрашии, для которой требуется «вызвать в голове ощущение бесстрашной уве ренности, убежденности в том, что нет таких проблем, которых нельзя решить; уверенности, лишенной сомнений, свободной от колебаний, когда вы ни к чему не питаете неприязни. Вы входите в состояние, когда, что бы ни случилось, вы чувствуете: „Я ничего не могу приобрести и ничего не могу потерять"». Один из секретов этого упражнения, считает он, заключается в том, чтобы вызвать мысли о тех качествах, которые присущи нашим наставникам. Воспоминание о наставниках играет ключевую роль и в медитации на преданности, когда, по его словам, он удерживает в голове ощущение глубокой почтительности и благодарности к своим учителям, и самое главное — к духовным качествам, которые они воплощают. Такую же стратегию можно использовать во время медитации на сопереживании, когда эталоном какого-либо качества становится доброта его учителей. Ёзер пояснил, что обязательным элементом, помогающим вызвать чувства любви и сострадания, являются мысли о страданиях живых существ и о том, что все они достойны быть счастливыми. Это же относится к стратегии «оставления в голове мыслей только о любви и сострадании ко всем живым существам — друзьям и любимым, незнакомцам и врагам. Такое сострадание не ограничено никакими рамками и не исключает никого. Выработайте в себе способность любить и позвольте любви насквозь пропитать ваш разум». И наконец, метод визуализации предполагает создание зрительного образа одного из тибетских святых во всех мельчайших подробностях. Ёзер описал этот процесс так: «Вы начинаете с деталей и постепенно выстраиваете всю картину сверху донизу. В идеале вы должны научиться держать в голове четкую и полную картину». Тем, кто знаком с тибетскими танками (расписными свитками с изображениями этих святых), известно, что эти образы отличаются большой сложностью. Ёзер предположил, что в ходе каждого из шести способов медитации* должны быть продемонстрированы совершенно разные конфигурации мозга. Ученые выявили четкие различия в когнитивной активности мозга во время визуализации и однонаправленной концентрации. Однако медитации на сострадании, преданности и бесстрашии не выявили таких же заметных различий в задействованных умственных процессах, хотя определенно отличались по содержанию. Если бы Ёзер смог продемонстрировать четкие и устойчивые мозговые модели для каждого из этих медитативных состояний, это стало бы научной сенсацией. «Центр управления полетом во внутреннем космическом пространстве» Обследование Ёзера началось с функциональной ЯМР-томографии, стандартного метода исследования роли мозга в поведении. До изобретения функционального ЯМР-томографа исследователям приходилось последовательно снимать на мелкозернистую пленку разные стадии активности участков мозга при определенных видах умственной деятельности. Стандартный ЯМР-томограф, который широко применяется в больницах, позволяет получать графические и детальные моментальные снимки структуры мозга. Но функциональный ЯМР-томограф позволяет получать видеоизображение и непрерывно записывать динамические изменения уровня активности зон мозга. Обычная ЯМР-томогра- фия фиксирует структуры мозга в неподвижном состоянии, в то время как функциональный ЯМР-томограф * Шесть изучавшихся состояний в транслитерации с тибетского звучат так: визуализация, кьерим йидам лха йи миг па; однонаправленная концентрация, тсе чик тинг нгей дзин; всеохватывающее сострадание, мигмей ньингьей; преданность, лама ла мёгу; бесстрашие, ганг ла йанг джиг па мед пей миг па; открытость, ригпай чок шаг. позволяет наблюдать за взаимодействием этих структур в процессе их работы. С помощью функционального ЯМР-томографа Дэвидсон мог получить исключительно четкие «картинки» мозга Ёзера, с расстоянием между срезами в один миллиметр — то есть тоньше человеческого ногтя. Анализируя эти снимки, можно было точно определить пути распространения мозговой активности. Ёзер и команда вошли в помещение, где должно было проводиться обследование с помощью функционального ЯМР-томографа... и как будто попали в Центр управления полетом во внутреннем космическом пространстве. В одной из комнат группа аналитиков уставилась в свои компьютеры, а в другой стайка техников следила за компьютерами, фиксировавшими все стадии эксперимента. Перед подключением к ЯМР-томографу людей снабжают затычками для ушей, чтобы заглушить гудение гигантских вращающихся магнитов, беспрестанное назойливое пиканье, напоминающее кошмарную фонограмму культового фильма «Стиратель» Дэвида Линча. Эти звуки сами по себе могут вызывать тревогу, но еще более неприятным может оказаться ощущение замкнутого пространства. Подушки из пенопласта фиксируют голову, заключенную в клетку, а когда человек забирается внутрь установки, оказывается, что его лицо находится всего в нескольких сантиметрах от нависающего излучателя. Большинство людей нормально переносят ЯМР-то- мограф, но у некоторых начинается приступ клаустрофобии, кое-кто чувствует головокружение. И хотя некоторые испытуемые не проявляют большого желания находиться в ЯМР-томографе примерно час, Ёзер проявил твердую решимость забраться внутрь установки. 2 Зак. 58! Мини-ретрит Ёзер, спокойно лежавший на больничном ложе, с головой, заключенной в утробу ЯМР-томографа, был похож на живой карандаш в огромной кубической точилке бежевого цвета. Из монаха в уединенной пещере он превратился в монаха в мозговом сканере. С наушниками вместо затычек (для того чтобы иметь возможность переговариваться с залом управления) Ёзер выглядел спокойным — даже после того, как ему пришлось пройти длительную процедуру настройки аппаратуры. Наконец, когда Дэвидсон уже собирался приступить к обследованию, он спросил Ёзера: «Как вы себя чувствуете?» «Отлично», — заверил его Ёзер через маленький микрофон внутри установки. «Ваш мозг выглядит очень красиво, — сказал Дэвидсон. — Давайте начнем с пяти повторов состояния открытости». Включился механический голос компьютера, отсчитывающий точное время процедуры. Подсказка «включено» стала для Ёзера сигналом к началу медитации, после чего последовали шестьдесят секунд тишины, пока Ёзер выполнял команду. Затем прозвучало слово «нейтрально», а еще через шестьдесят секунд тишины со слова «включено» начался новый цикл. В том же порядке были проведены другие пять повторов медитации с паузами, во время которых техники ус- ' траняли различные неполадки. После того как цикл был ' закончен, Дэвидсон спросил Ёзера, не желает ли тот по- s вторить какие-нибудь упражнения, на что тот ответил: «Мне хотелось бы повторить состояние открытости, со- j страдания, преданности и однонаправленной концентрации». Ёзер считал, что эти состояния следовало изучить в первую очередь. ! Весь процес Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|