|
Белянин Валерий. Психолингвистика.Категория: Библиотека » Психолингвистика | Просмотров: 140636
Автор: Белянин Валерий.
Название: Психолингвистика. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Тема 2- ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ
1. Когда появилась психолингвистика? 2. Почему появилась психолингвистика? 3. В чём различие между лингвистикой и психолингвистикой? 4. Почему психолингвистика является междисциплинарной сферой знаний? Темы рефератов 1. Язык и мышление. 2. Речевая деятельность: структура и компоненты. 3. Объект и предмет психолингвистики. КлючевЫе слова: язык, деятельность, культура, мышление, сознание. Теоретические основания ряда исследований, проводимых в современной психолингвистике можно обнаружить ещё в работах лингвистов XIX в. Среди них — Вильгельм Гумбольдт (1767-1835), Август Шлейхер (1821-1868), Хейман Штейнталь (1823-1899), Герман Пауль 1846-1921), Александр Афанасьевич Потебня (1835-1891), Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845-1929) и другие учёные, в чьих работах было заложено психологическое понимание языка и речевой деятельности человека. Эпохой зарождения психолингвистики считают 50-е годы, когда в энельском университете в США в 1951 г. собрались на межунивер-етскую конференцию лингвисты и психологи и объявили о создании («итета по лингвистике и психологии. В то время в лингвистике пре-иадал структурализм (язык рассматривался как система элементов), психологИи ~ бихевиоризм (изучалось не сознание, а поведение). В дальнейшем развитие психолингвистики продолжилось как в рам-этих школ> так и в рамках других направлений, с ориентацией на внимание ззК0Н0в использования языка в целом. И тут она не могла i использов^ть накопленные в общем языкознании идеи психологиче-Кого толка. Коротко рассмотрим некоторые из них. 1. Язы# ~ это деятельность человеческого духа В языкознании прошлого века существовала «биологическая» кон-щия языка» в которой развивалось представление о языке как об ор-яизме. Так, в книге «Немецкий язык» Август Шлейхер писал: «Язы-1 — эти обр#зованные из звуков природные организмы, причём самые 21 высшие из всех, — проявляют свои свойства природного организма не только в том, что они классифицируются на роды, виды, подвиды и т.д., но и в том, что их рост происходит по определённым законам». Метафорически уподобляя язык организму, Шлейхер полагал, что язык независим от воли индивидов. Язык — это нечто внешнее для человека, данное ему извне. Это же подчёркивал и известный немецкий философ и языковед Вильгельм Гумбольдт, выделяя антиномию объективного и субъективного в языке. Одно из противоречий языка он сформулировал так: «Являясь по отношению к познавательному субъективным, язык по отношению к человеку объективен». Он имел в виду, что язык дан человеку извне, но это не мешает человеку использовать его как инструмент познания и организации своего субъективного опыта. При этом Гумбольдт писал: «Язык представляет собой беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратить звук в выражение мысли». О том, что язык — это деятельность, писал и Штейнталь (который в целом придерживался иного подхода), полагая, что язык является великим средством преобразования субъективного в объективное. 2. Язык отражает культуру народа Гумбольдт указывал и на то, что язык — это часть культуры. По его мнению, язык есть главная деятельность не только человеческого, но и национального духа — духа народа, в частности. В понятие «национальный дух народа» у Гумбольдта входит многое: психический склад народа, его образ мыслей, философия, наука, искусство и литература. Он полагал, что «дух народа» и язык его настолько тесно связаны друг с другом, что если существует одно, то другое можно вывести из него. Пожалуй, Гумбольдт был первым, кто ввёл понятие языкового сознания. Он писал: «Язык в своих взаимозависимых связях есть создание народного языкового сознания». Но поскольку язык развивается по законам духа, тем самым он развивается и по законам человеческого сознания. Примерно в то же время в языкознании существовала концепция психологии народов, или народной психологии, выдвинутая Хейманом Штейнталем. Он рассматривал психологию народов как «объяснительную» для истории и других наук о человеке и его духовной деятельности. Издавая «Журнал психологии народов и языкознания», Штейнталь призывал к сотрудничеству всех, кто исследует исторические явления языка, религии, искусства и литературы, науки, быта и нравов, общественного и государственного устройства. Эти исследования и сделали возможным появление этнопсихолингвистики как раздела психолингвистики, изучающего взаимосвязь языка и культуры. 3. Язык включает в себя психический компонент Бодуэн де Куртенэ полагал, что «как сложное объективно психическое явление язык состоит из многих групп разнородных представлений: " 1) Первый элемент — фонации. Группы представлений фонацион-йых, представлений физиологических движений. 2) Второй элемент — психический. Это группы представлений ауди- ционных, представлений акустических результатов (последствий) вы- епоименованных физиологических движений. 3) Третий элемент — церебрации. Это группы представлений ис- вючительно церебрационных». Исследователь писал: «Сущность человеческого языка исключительно психическая. Существование и развитие языка обусловлено чисто «шческими законами. Нет и не может быть, в речи человеческой «ли в языке ни одного явления, которое не было бы вместе с тем пси-аческим». При этом «язык как психическое явление существует только в ду-; человеческих», — писал Бодуэн де Куртенэ. По его мнению, только ндивидуальный язык имеет реальное бытие, а общий национальный, неменной язык представляет собой фикцию, научную абстракцию, ги-гетическую равнодействующую отдельных индивидуальных языко-лх мышлений. Важными для психолингвистики являются мысли Штейнталя о едметном и языковом мышлении. В предметном мышлении мы, ло 1тейнталю, имеем дело с представлениями о предметах и явлени-объективного мира. Содержанием представлений являются не сами предметы в их материи, а некоторая мысленная совокупность познан-цых признаков этих предметов. Говоря о языковом мышлений, Штейн-||галь полагал, что в нём мы имеем дело с представлениями о представлениях, вычлененных из сферы предметного мышления. Наши понятия |о предмете субъективны, а наш язык даёт им ещё и произвольное на-гименование. Тем самым получаемое языковое обозначение — явление |'вдвойне субъективное. 22 23 По мнению Штейнталя, языкознание относится к числу психологических наук, поскольку речь — это духовная деятельность, подобно тому как к психологическим наукам относится и учение о мышлении и воле, т.е. учение о возникновении мыслей и волевых импульсов; Язык определяется им как «выражение осознанных внутренних, психологических и духовных движений, состояний и отношений посредством артикулируемых звуков». Всё его внимание было сосредоточено на индивидуальном акте речи — акте, по его мнению, целиком психическом. Всё, что есть психического в развитии представлений, совершается внутри отдельной психики по общим законам индивидуальной психологии. Штейнталь полагал, что «даже простые звуки, артикуляции обусловливаются духовным началом; как таковые, они могут быть подвергнуты чисто психологическому наблюдению». Рассматривая язык как индивидуально-психическое образование, Штейнталь писал: «Мы должны ясно различать три момента, действующие при говорении: органическую механику, психическую механику и подлежащее выражению понятийное или мировоззренческое содержание. Цель речи есть представление и отображение содержания с помощью психической и органической механики. Мы можем представить' себе органическую механику в виде органа, психическую механику в виде органиста, содержание — в виде композитора». Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|