|
Алексеев А. В. Воля к превосходству.Категория: Психология, Философия | Просмотров: 20686
Автор: Алексеев А. В.
Название: Воля к превосходству. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 3
Бытие рождается изнутри и сворачивается вовнутрь. Здесь мы имеем в виду то, что изменения на макро-уровне не может происходить без изменений на микро-уровнях. То есть любое внешнее воздействие не может разрушить более высокой качественной структуры без изменения микроструктур; таким образом, качественные изменения всегда начинаются из глубин бытия. А что лежит в пределе, в глубине? Недостижимый предел ничто. Ничто находится на кончике острия клинка; качественная обособленность начинается с ничто как измерение бытия начинается с ноля. (Смешно! — я ищу ничто на кончике острия, но его там нет; ибо я ищу то, чего нет, но все же там находится суть ничто; тотальность бытия) Но коль ничто нет, а есть бытие, а если есть, то есть как-то, то, наверное, должны быть какие-то первичные, изменчивые качества? Нет, таковых опять не существует, как не существует самого маленького положительного числа, а в пределе ноль. Первичные качества всегда принадлежат базисной части Логоса. Ну, это и не удивительно, ибо первичные качества находят всегда свое воплощение, то есть содержат элемент вечности, иначе они не были бы первичными. Так что же там внутри бытия, в глубине? — изменчивая бездна, уходящая корнями в ничто, в точку, то есть, в несуществование. 4 Вот так! — бытие рождается и умирает изнутри! Бытие вырывается изнутри, высвобождаясь в явлении. И какую глубину оно еще содержит в себе, какую пропасть, какую бесконечность! И именно там, в бездонной глубине, сияет лицо бога! Примечание. Развитие идет изнутри. Докинз («Эгоистичный ген»). «Но сначала я должен обосновать свое убеждение, что эволюцию лучше всего рассматривать как результат отбора, происходящего на самом нижнем уровне. Я буду настаивать, что основной единицей отбора, представляющей поэтому самостоятельный интерес, служит не вид, не группа и даже, строго говоря, не индивидуум. Основная единица - это ген, единица наследственности». Мы бы и еще дальше пошли в глубь… 5 Далее приведем конкретный пример действия принципа отрицания как утверждения бытия. Так, в математике широко распространен метод доказательства от противного, когда для того, чтобы доказать какое-то утверждение допускают его отрицание и из этого отрицания выводят противоречие чему-либо известному, тем самым доказывая необходимую правильность первоначального утверждения. Этот метод основан на том, что любое сформулированное в математике утверждение является либо верным, либо нет. Таким образом, здесь утверждение рождается как невозможность противоположного, то есть как отрицание — отрицание, которое заставляет утверждение быть. Также обстоит дело и с ничто, несущего в своем определении противоречие, — оно заставляет бытие быть. В добавление к вышесказанному можно отметить, что среди людей существует порода, которая склонна относится ко всему со скептицизмом, критически, которая все пытается отрицать; для такого лишь то, что выдерживает отрицание имеет право быть; эти люди являются носителями и выражают собой явно принцип отрицания; но, чем более критичен человек, тем более объективной истиной он владеет; отрицание отрицания приводит к полноте. Интересно также отметить, что такое явление как нигилизм явно порождается этим принципом. Теперь я не удивляюсь вообще, что любой текст находит в себе столько утвердительных и отрицательных форм. Макс Нордау, рассматривая помешенных, даже ввел такой термин «мания отрицания, противоречия», где это всего лишь проявление крайности. Но, как известно, на крайностях мы яснее всего познаем многие вещи. Вообще говоря, человек развивается посредством непрерывного отрицания; это одна из основных, внутренних пружин его существа, причем как на эмоциональном, так и на логическом уровне – просто здесь этот принцип более всего заметен и явственен. Также чудесным примером проявления принципа отрицания является опыт с магнитом, когда при разрезании магнита на две полярно противоположные части, каждая часть вновь поляризуется. И, как правильно отмечает Гегель, а до него Заратустра (автор закона о единстве и борьбы противоположностей) вообще, наличие противоположностей есть всеобщий закон Природы. Действительно, существует глубокий смысл в необходимости наличия противоположностей, к примеру: страдание и счастье, наслаждение и боль, любовь и ненависть, война и мир, дружба и вражда, жизнь и смерть, бытие и ничто. И эти противоположности являются результатом отрицания, которое порождает отрицательные формы в стремлении к полноте; ибо полнота достигается только через отрицание. Примечание. Отсутствие критичности – необходимый элемент безумного фанатизма диктаторов и упертых ослов; с этим связана полная уверенность в том, что они поступают правильно; но здесь сокрыт и великий актерский талант, свобода категоричного утверждения, без мучительной рефлексии. 6 Принцип отрицания лежит в основе всякого движения; ибо в любом движении прослеживается хотя бы отрицание прошлого состояния и утверждение нового; без отрицания старого нет нового (отталкивание). Таким образом, бытие необходимо захвачено непрерывным отрицанием. Здесь уместным будет привести следующие слова Гегеля: «В изменении обнаруживается внутреннее противоречие, которым наличное бытие страдает с самого начала и которое заставляет последнее выходить за свои пределы (Энциклопедия философских наук, том 1, п. 92)». И далее «Противоречие — вот что на деле движет миром». Золотые слова. Но что лежит в основе всякого противоречия? Отрицание. Само противоречие порождается отрицанием, где стремление выйти за свои пределы есть стремление к превосходству (как превосхождение – выхождение за пределы, как восхождение или регресс в чем-то). Таким образом, принцип отрицания движет миром. Далее у Гегеля (п. 120): «Положительное есть то различенное, которое должно быть для себя и вместе с тем не должно оставаться безразличным к своему отношению со своим другим». «Не должно оставаться» — что отвечает за это «не должно оставаться»? — принцип отрицания; непрерывное отрицание, которое выражается в стремлении стать другим, инобытием, через снятие себя. 7 Почему растение пробивается из-под асфальта, почему независимо от сознания (хотя сознание помогает) человека раны сами по себе затягиваются на его теле? Причем в каждом месте, в каждой точке. Как будто Природа умна повсюду. Это как нельзя нагляднее представляет принцип отрицания: как только возникает препятствие, или с ранением приоткрывается лицо ничто, под действием метафизической абстракции напрягаются все силы жизни, причем направление их задается отрицанием ничто. А какие невероятные поступки совершает человек под страхом смерти? 8 В основе любого страха лежит страх смерти. Ужас перед лицом небытия. Слову «ужас» имманентно напряжение в отрицании. Это предельная форма убегания. Тревога небытия. Почему страх считается постыдным переживанием? Со страхом связана угроза, то есть что-то угрожает мне, пусть хоть неопределенность будущего, и из-за этого я испытываю его. Если я боюсь, значит, я уже (пусть и неосознанно) признаю силу угрожающего, конечно, это сразу не означает, что я слабее, но неявно подразумевает: если боюсь, значит, ощущаю свою слабость, неуверенность, а, в конечном счете, возможно, потерплю поражение. А это опять же говорит о направленности на преодоление, на превосхождение (стрела превосходства). 9 Отрицание усиливает контрастность. В присутствии превосходного низкое ведет себя нелепо, усугубляя свою низость, превосходное же, напротив, усиливается, равно как и добродетель вблизи зла. Почему белый цвет так подходит к черному?.. Равно отрицание оттеняет контрастность цветовой гаммы. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|